"По волнам моей памяти", была такая передача.
Время между завтраком и поездом Берлин - Дрезден надо было чем-то занять. А что можно предпринять полезного, если вы находитесь в Берлине, и у вас всего три часа свободного времени? Например, поехать в Потсдам. Для Берлина три часа - ничто, а для Потсдама очень даже много. Пару лет назад я была в Потсдаме и посмотрела его очень детально. И пусть я вам покажусь легкомысленной, но мне там запомнился вовсе не дворец Сан Суси, а деревня Александровка, Голландский Квартал, мост Глинекер и вот эта беседка в парке неподалеку от дворца.
Сам дворец меня мало впечатлил, и писать о нем я сейчас не буду. А вот деревня Александровка - другое дело. Это - бывшая русская колония на территории Пруссии, маленькая, но с большой историей.
Когда началась война с Наполеоном, французы полностью разбили прусско-саксонскую армию и навязали пруссакам договор, по которому те должны были воевать на стороне французов. Воевать, само собой, против русских на территории России. Пока объединенные войска там воевали, они взяли в плен около тысячи русских солдат, и 62 из них в октябре 1812 были доставлены в Потсдам. Жизнь в плену была, в общем-то, неплохая, потому что, вместо того, чтобы идти на исправительные работы, или, куда там еще пленных солдат посылали, из них сформировали хор и послали петь в Первую Королевскую Прусскую Гвардию. Буквально через полгода русские с пруссаками опять объединились против французов, и бывшие русские пленные с прусскими дезертирами объединились уже против французов.
После войны император Александр Первый не только разрешил своим подданным остаться в Потсдаме, но и прислал им в подкрепление семь своих гвардейцев из личной императорской гвардии.
К тому времени, когда Александр. умер, в Потсдаме жили и служили 12 солдат-певцов. Через год после смерти императора, в 1826 году, кайзер Фридрих Вильгельм Третий издал указ о создании русской колонии на территории Пруссии. В знак дружбы между двумя народами, а также в память об Александре поселение сие должно было зваться Александровка. Фотография, которую вы видите, сделана не в России в Суздале, а в Германии в Потсдаме.
В 1827-м году в полностью меблированные дома въехали первые жильцы. Около каждого дома был разбит сад, и каждое хозяйство получило в подарок корову. Юридически дома принадлежали династии Гогенцоллернов и сдавались в аренду солдатам. В домах можно было жить "вечно", но земельные участки не разрешено было продавать, сдавать в аренду или отдавать под залог. Но допускалось наследование земли по мужской линии.
Последний певец хора умер в 1861-м году. Через сто лет после основания колонии, в 1927-м году, в Александровке проживало четыре семьи потомков тех певцов, а последний прямой потомок по фамилии Григорьев скончался в 2008 году.
Сейчас все дома в русской деревне находятся в частном владении, в одном из домов находится музей Alexandrowka, а в этой избе - русский ресторан. Пирожки, вареники, пельмени, борщ, хохлома на стенах... Я там кушала, и было невкусно.
Следующая достопримечательность Потсдама - Голландский квартал. Он находится около французского квартала, который я посмотреть не успела, да и не собиралась. Почти все дома там были разрушены во время второй мировой войны и восстановлены на очень уж современный манер.
Ну, назад к Голландскому кварталу. Он состоит из 134-х домов и построен в 1742-м году архитектором Яном Бауманом по заказу прусского короля. Это - самый большой голландский архитектурный ансамбль, который находится за пределами Голландии. Изначально задумывалось сдавать эти дома исключительно выходцам из Нидерландов, но таковых не оказалось в достаточном количестве, и поэтому половину домов арендовали прусские гренадеры. Сейчас в домах из красного кирпича может жить кто угодно, а большинство квартир на первых этажах занято прекрасными ресторанчиками, сувенирными магазинами и антикварными лавками.
Идем дальше - мост Глиникер (Glienicker Brücke). Он соединяет Потсдам и Берлин, раньше через него проходила граница между Восточной и Западной Германией. Этот мост, построенный еще в конце 17-го века, интересен своей послевоенной историей. Наверняка многим он знаком по фильмам о разведчиках. Под напряженную музыку с противоположных сторон моста подъезжали два черных автомобиля, из них вылезали люди в форме, и по одному разведчику, нашему и вражескому. Провалившиеся агенты под прицелами автоматов медленно шли навстречу друг другу и на середине моста расходились в разные стороны.
Подобные сцены взяты из жизни. Между 1962-м и 1986-м годами на мосту трижды меняли разведчиков высочайшего ранга, самый знаменитый обмен состоялся 10 февраля 1962 года, когда Рудольфа Абеля поменяли на Фрэнсиса Гари Пауэрса.
С течением времени мост начал нуждаться в ремонте, но западная и восточная стороны никак не могли договориться о финансировании. В 1984 году мост закрыли совсем, поставив охрану и заграждения. Судя по всему, охраняли его недостаточно хорошо, потому что через четыре года, за год до падения Берлинской Стены, трое беженцев из Восточной Германии украли грузовик и прорвались через границу.
Пешком через мост я не пошла, полюбовалась на него издали и отправилась обратно в Берлин.