Оригинал взят у
sagenka в
Урок русского в играх и книжкахВ деле Семейного образования я новичок, поэтому хочу рассказать как у нас проходит урок Русского языка с первоклассницей, чтобы получить мнения, советы и поддержку:)
Итак, мы преодолели с Анной проблему прописей (которые вызывали гнев и слёзы) тем, что практически отменили их. Выдаю ей их, наверное, раз в неделю, чтобы она хоть как то отрабатывала наклоны и соединения. Этого мало, почерк страшненький, но, я считаю, жертва того стоит. Зато пишет она теперь с удовольствием. Русский язык почти полностью перевели в игровой процесс.
Начинаем урок с какой-нибудь игры из учебника Соболевой.
Например, Ане нравится игра в Ассоциации, когда слова нанизываются как бусинки и, начиная с пуговицы, можно закончить кашалотом.
Или игра в "Словно как", похожая на ассоциации, но более сложная. "Колокольчики ... как осколки неба на лугу", "Облака словно.. сладкая вата" и тд.
Еще есть игра "Наряди предложение". Я говорю Ане какое-нибудь простое предложение: Девочка гуляла. А Аня наряжает его словами: Мечтательная девочка долго гуляла по осеннему лесу и собирала желтые листья. Раньше мы еще определяли изменилось ли подлежащее и сказуемое, но теперь уже Аня их хорошо выделяет и это не требуется.
Еще игра "Скажи по другому". Например, поэтически:
Девочка мечтательная гуляла
долго
по лесу осеннему
и листья собирала желтые.
Но это Ане пока особо не удается.
И разные другие игры: Задать вопрос к разным словам в предложении, Сказать с разными интонациями, Сказать от лица какого-нибудь персонажа и тд.
Затем уже переходим к учебнику, который обязательно приятно удивит еще чем-нибудь. Аня пишет упражнения и рисует под ними картинки. Часто Джинн Фаня, который живет в книжке, просит Аню переписать для него небольшой рассказ или стихотворение на свой выбор. В учебнике этого нет, но таким образом осваиваем контрольное списывание по приятным и интересным для Ани текстам,
Сейчас она в основном выбирает стихи русских поэтов.
А дальше уже идут разные блоки, иногда удается пройтись по ним всем, иногда только выборочно.
Фонетику ознакомительно изучаем по этой книжке. Тут и информация в занимательных сказках и упражнения на отработку и раскраски.
http://www.labirint.ru/books/259887/
Словарные слова учим с помощью видео и напечатанных по темам карточках с этого сайта
http://bebiklad.ru/14-shkola/slovarnyie-slova-1-klass Диктанты у нас называются не диктанты, а Олимпиада :) Все слова участвуют в олимпийской гонке за медали. Те, которые написаны с ошибками выбывают, а самые красиво написанные завоевывают золото, серебро и бронзу. Победителю рисуем корону. Таким образом пытаюсь все же добиться более красивого почерка.
Еще в наших блоках есть такие книжки как Тайны страны Акитаммарг. Её трудно найти, но она того стоит. В ней есть все необходимые для начальной школы правила русского языка, но подача материала запоминающаяся и привлекательная для ребенка. Есть и упражнения, но их немного.
И книжка, которая понравится поклонникам знаменитой книги "Буква заблудилась", так как содержит еще больше таких фраз, а также ребусы и загадки. Марина Дружинина: Моя главная книга по русскому языку
http://www.labirint.ru/books/269617/
И похвалю для развития воображения еще игру с проективными картами "Шкатулка доброго волшебника"
По ней легко научиться сочинять сказки и развивать свой "речевой аппарат" :)
Эти блоки я вставляю, когда вижу, что Аня устала писать и ей требуется переключение внимания на что-нибудь другое.
Есть у нас и знаменитые книги Усачева и Розе, но к ним пока прибегаем редко, не хватает времени.