Женщина без тени в Мариинке

Mar 02, 2016 15:16

Или я ни черта не понимаю в оперном искусстве (как потребитель оного, разумеется) или вчера в Мариинке была крайне неудачное представление оперы Штрауса "Женщина без тени".
Обычно я слушаю музыку с чистым разумом, то есть заранее ничего не читаю о произведении от слова вообще. Ни отзывы, ни историю создания, ни сюжет, ничего, а профессиональную музыкальную критику я вообще не читаю.


Такой подход к восприятию музыкальных произведений, на мой взгляд, обеспечивает хотя бы минимальную субъективность в оценке и восприятии, без навязываемых музыкальными критиками штампов и притаскиваний за уши.
Правда,  субъективизм восприятия должен быть подкреплен личными усилиями по стремлению понять художественные образы и ассоциации, в иных случаях это стоит значительного напряжения.

Так же я побрела и на "Женщину без тени" - просто на основании заранее купленного абонемента, даже имя композитора прочла  только в программке и уже в зале  перед началом оперы (задержали на 20 минут) ознакомилась с содержанием  и изготовилась воспринять первую для себя оперу Рихарда Штрауса, известного мне более своими вальсами.

В итоге ушла после второго действия не в силах выдержать кошачьи взвизгивания исполнительнцы роли жены красильщика. Дело не в  том, что исполнительница нехороша, а скорее в сложности музыкального произведения, которое требует ювелирной балансировки звучания оркестра и оперных певцов.
Второе действие почти полностью состояло из визгливых вскрикиваний, заглушавших оркестр,  по сюжету жена красильщика половину всего второго акта предъявляет мужу претензии и ее пронзительный голос накрывает собой все прочие звуки - мужские партии, оркестр в целом и звучание отдельных инструментов. В общем какой-то крикливый базар.
Чтобы услышать оркестр надо было постоянно делать усилия и как-то абстрагироваться от криков жены красильщика, а вот сейчас нашла второй акт в другом исполнении - и оркестр слышен и голос солистки не так истеричен и не срывается на верещанье из последних сил.

Кстати, хочу заметить, что женские партии в Мариинке в большинстве случаев для меня нагрузка на уши, очень несбалансированное звучание - срывы на крик на верхних нотах и какие-то истерические интонации в эмоциоанльные моменты. Всегда возникает чувство опасения за исполнительниц женских партий, что они вот-вот лопнут от напряжения и всех обрызгают.
Уже начали вести учет Мариинских постановок с большим количеством женских партий невыносимых к прослушиванию, список открыла "Электра", теперь вот "Женщина без тени".
Не знаю, как там у критиков музыкальных считается, а я заметила, что как бы сдерживаемая голосом сила дает больший эффект в плане выразительности, нежели ор на последнем издыхании, ведь сила голоса не должна превышать его красоту.

И безусловно, нужен баланс между голосом и окестром, вчера такового не была, оркестр где-то там в своей яме какие-то звуки издавал, но услышать его именно, как оркестр, можно было только когда замолкали вокалисты.

В общем, пора мне отдохнуть от Мариинки и подождать фестиваля Белые ночи, на котором традиционно есть возможность услышать лучших исполнителей и лучшее исполнение.

Но нельзя не похвалить постановку, декорации и костюмы.
Пространство спектакля разделено на две резко отичающиеся друг от друга зоны. В одной - император с женой-феей живут в мире сказочно красивых цветов, золотых соколов и дворцов, красивых одежд и пространств, а в другой   - красильщик с женой и тремя братьями   - это уже простые рабочие рубахи, заваленные хламом пространства, старые неухоженные вещии всеобщая потертость и некрасивость быта. Это противопоставление красоты и убожества каким-то образом перекликается с сюжетной линией, в которй взаимодействуют духи и люди. Сюжет оперы потрясающе интересный и предоставляет безграничные возможности и для композитора и для постановщика.
Постановочная часть  в Мариинке обычно хороша и интересна.

музыка, искусство

Previous post Next post
Up