Зеркала

Jun 15, 2014 15:13

Фильм о поэтессе  Марины Цветаевой - воспринимается как попытка поймать отблески личности поэтессы через зеркала отношений с её мужем Сергеем Эфроном и другом мужа - Константином Родзевичем.

Режиссер - Марина Мигунова.

На сайте КиноПоиск значится  что  режиссером Мариной Мигуновой снято 13 фильмов, ни один из которых я не видела и выбор фильма Зеркала  был, отчасти, случайным.

В  моё свободное время можно было посмотреть иранскую драму 2012 года и фильм Зеркала.  Меня интересует национальный кинематограф и я была не прочь посмотреть на мир глазами иранского режиссера. Что касается судьбы Марины Цветаевой, то факты её жизни складываются в такую трагическую картину, что лишний раз вспоминать не хочется.
              Выбрала Зеркала  в надежде услышать хорошее исполнение стихов Цветаевой, собственно ни на что другое и не рассчитывала. Оказалась неправа.

Фильм замечателен, именно, как произведение киноискусства -  тот случай, когда картинка показывает гораздо больше, чем можно передать словами.

Очень красочны и точны детали времени и быта, окружавшие Марину Цветаеву.

Предметы быта - кухонная утварь, мебель, тетрадки, одежда - всё воспроизведено и подобрано с большим мастерством и вкусом, нет сомнений, что всё это - принадлежность того века, создающие эффект проникновения в  далёкое Маринино время и чувствуешь себя тайным наблюдателем из  машины времени, а не зрителем, пришедшим в кино.
              Незабываема дорога  в Елабуге, по которой бредет Марина с сыном в поисках угла -  весь экран заполняет грязь, перемешанная сотнями подошв, после парижских и пражских мостовых это воспринимается как некий экзистенциальный ужас и вызывает только один вопрос - зачем?

Кухонные интерьеры, если можно так назвать нескончаемые сковородки, котлы, примусы, тазы с немытой посудой, вперемешку с продуктами, показывают  каторжный быт Марины Цветаевой, в который она была словно нарочно погружена до такой степени, что на стихи оставались крохи времени. Вкрадывается мысль, не потому ли так точны её стихи, что лучшее человек создаёт в обстановке цейтнота?

Роль Марины Цветаевой исполняет актриса Виктория Исакова, незабываемо хорошо сыгравшая  Ингу во всенародно любимом сериале Оттепель.  Так вот, роль Марины Цветаевой удалась Виктории Исаковой  настолько хорошо, что не покидало ощущение полного перевоплощения - это сама Марина, такой она и была, это и есть Марина, то есть тот же эффект, что и с реквизитом - ощущалось не как кино, а как просмотр реальных событий, совершающихся на твоих глазах.

Фильм создает очень сильный эффект погружения  в то время, в те обстоятельства, в её состояния.

Особенная ценность хорошо сделанных исторических фильмов в наглядности влияния событий прошлого  на современность.

Хотя фильм не об этом, однако, невозможно не отметить ужас последствий свершившегося  в 1917 году переворота, трагизм которого заключается, прежде всего, в  полном уничтожении культуры быта, культуры взаимоотношений между людьми.
                  В фильме показана одна и та же ситуация  - любовный треугольник -  сначала в исполнении Эфроса и Родзевича - носителей культурных традиций, а затем в исполнении пришедших им на смену тех, кто был никем, по фильму  - это сыщики тогдашней службы безопасности советской России (не хочу вспоминать, как она называлась).

Культурная традиция состоит в том, чтобы не судить, да не судим будешь,  а традиция бескультурья призывает немедленно навесить сопернику какой-то унизительный ярлык и тем самоутвердиться и возвыситься.

Не эту ли новую  традицию бескультурья мы наблюдаем сейчас в нашей собственной жизни, не эта ли сложившая традиция - быстро осудить, приклеить ярлык и далее действовать по шаблону - руководит нами в повседневности и позволяет легко манипулировать нашим мнением и поведением. Не в этом ли суть переворота-1917?

И вот вопрос, который всплывает по ходу картины - не является ли железным аргументом в пользу отрицания культурных традиций неприглядная роль интеллигенции в вопросах социально-политических?
                  В фильме сцены общения Сергея Эфрона с кураторами из советской разведки показаны как эпизоды его личного унижения, закончившиеся застенками. Надо отметить, что Сергея Эфрона великолепно сыграл Роман Полянский.
                  Почему история не научила творческих людей, что творцы должны решать только вечные вопросы, стоять НАД обществом и НАД политикой, не вмешиваться в текущие склоки ни на стороне власти, ни на стороне народа?
                 А ведь не научила и сейчас мы, как раз, наблюдаем  дурацкие выступления талантливых режиссеров, неплохих исполнителей авторских песен и других творческих личностей, которые пытаются иметь свою политическую позицию.
                Но ведь все просто - у настоящих творцов не должно быть позиции по текущим драчкам, они должны вести диалог с вечностью, или перестанут быть творцами. Вполне возможно, что сейчас на фоне бОольшей продолжительности жизни, некоторые творцы, создав определённое количество произведений искусства, исчерпывают свой творческий потенциал и переходят в разряд простых граждан - обывателей-потребителей, которым интересно, кто победит в текущей драчке и они начинают подбадривать участников конфликта своими боевыми кличами.

Нам, простым гражданам-потребителям-обывателям, наверное, следует учитывать, что  в наше время  поэт в России - не больше, чем поэт и перестать искать глашатаев современности среди режиссёров, певцов, актёров и прочих лицедеев, а вырабатывать свою точку зрения на происходящее, если оно нам интересно.

Вечные вопросы

После просмотра фильма Зеркала неизбежно всплывает экзистенциальное - о смысле существования - и с этой точки зрения к просмотру фильма надо подготовиться  тем, для кого вопрос бессмысленности нашего существования непереносимо страшен.

Почему встает этот вопрос понятно тем, кто знаком с трагической судьбой и тяжелой жизнью Марины Цветаевой, но одно дело знать, другое дело - видеть. А при той степени достоверности, с которой сделаны Зеркала видишь наяву бессмысленно тяжёлый быт, с которым трудно справится творчески одарённой личности и который легко решаем во все времена "эффективными менеджерами", натасканными на зарабатывание презренного металла.

Какой смысл в этой несправедливой жизни? Кроме достижения личного  комфорта, есть ли другие смыслы?

Образ Марины Цветаевой в фильме Зеркала подан в культурной традиции, которую мы потеряли: не суди, да не судим будешь.
          Нет попытки ни понять, ни проанализировать мотивы поступков Марины в её жизненных ситуациях. Зачем, если человек сам не может понять движущие им силы и объяснить собственную мотивацию в принятии решений? Конечно же речь не идёт о принятии финансовых решений.
          Есть попытка отразить образ Марины, как личности, через её проявления, о чём и  говорят Эфрон и Радзевич - мы просто её зеркала.
          На мой взгляд попытка отражения личности через её проявления без попытки осудить или объяснить - это самый правильный способ рассказать о человеке.
          Зеркала  - правильные, не искажают предмет отражения, ничего не прибавляют от себя.


кино, русское кино, искусство

Previous post Next post
Up