Актуальность проекта:
Ни для кого не секрет, что наша система образования устроена таким образом, что хорошо формирует способности логического мышления и запоминания, но под корень уничтожает любые проблески творчества и индивидуальности.
И в таком виде она существует уже много десятилетий, формируя очень специфический портрет россиянина на протяжении уже многих поколений. Этот портрет характеризуется усреднённым, типичным, откровенно исполнительским стилем мышления, неспособностью к творчеству и проявлению любой индивидуальности.
Выпускники нашей школы охотно подчиняются и встраиваются в имеющиеся социальные системы, но с трудом понимают себя и свои потребности, ничего не знают о жизни за стенами школы. Родители чаще всего ничем им не помогают, поскольку «именно так и положено», а «как положено, то так тому и быть».
Проблема, которую решает проект:
Сегодня, когда мир вступил в эпоху бесконечных и всё набирающих бешеный темп изменений, как никогда важно преодолеть этот перекос нашей замечательной системы образования и дать нашим детям возможности к самостоятельному восприятию себя, мира вокруг и творческого изменения - себя и мира.
Проектное решение
Созрела идея создания «Подростковой студии Стиля» как сообщества средних и старших школьников (11-16 лет), а также их семей вокруг идеи формирования у подростков чувства стиля и творческого преобразования реальности вокруг себя.
Цель проекта (Что? и Ради чего?):
Сформировать у подростков специфическое чувство стиля как основу для дальнейшего формирования творческой самостоятельной личности.
Психологическая основа проекта:
Прежде чем приниматься за разработку этого вроде бы очевидно нужного с точки зрения взрослого проекта, я задала себе вопрос:
А зачем самому подростку в его специфическом, самом бурном из всех периоде развития нужны занятия в студии? У них есть виртуальная реальность, есть сверстники, есть родители в конце концов. Где неудовлетворённая потребность современного подростка, которую может удовлетворить студия?
Ответы нашлись в книгах по возрастной психологии, разделах о подростковом возрасте.
Выяснилось, да и вспомнилось, что большинство подростков чувствуют себя сейчас в этом мире очень и очень неуютно. Они раздражительны, беспокойны, легко возбудимы. Испытывают физическое и душевное недомогание. Не удовлетворены собой и миром. Одиноки. Всюду видят прежде всего отрицательное. Находятся либо в пассивной меланхолии, что ведёт к изоляции от окружающих, либо в агрессивной самозащите при активно враждебном к ним отношении. Испытывают общее снижение работоспособности.
В общем, это и есть кризис подросткового возраста - так называемый кризис самосознания. Суть этого кризиса в 2 моментах:
1) В переходе от детства с его детской зависимостью к взрослому состоянию, которое характеризуется открытием своего "Я" и осознанием индивидуальности этого "Я".
2) Во врастании этой индивидуальности в свою культуру, в дух своей эпохи.
Длится этот кризис около 2 лет. Чтобы успешно его преодолеть, детям важно:
1) Получать как можно больше опыта интенсивного проживания самых разных эмоций для открытия своего "Я". А также выработать навык рефлексии этих эмоций.
2) Пробовать как можно больше создавать, творить в самых разных областях, выражая таким образом свою индивидуальность и выбирая свою будущую профессию.
3) Открыть для себя новые, взрослые источники радости, к которым он ранее был невосприимчив: природы, искусства, науки, любви, чтобы выйти наконец из этого "периода жизнеотрицания" в "период жизнеутверждения" - в юность.
И условия для формирования этих весьма специфичных новообразований и открытия новых возможностей студия как раз и создаст.
Но не стоит забывать, что в зоне осознания ранних подростков нет пока никакой потребности "открытия своего "Я" или раскрытия своей индивидуальности, а также там нет тяги к искусству, стилю, культуре или природе. Там есть желание потусоваться со сверстниками, поднять свою самооценку и начать выбирать свою будущую профессию, пробуя новое. Отсюда и стартуем.
Методическая структура работы студии с подростками:
На первом этапе крайне важно заинтересовать и вовлечь подростков в простанство стиля, не слишком пока обременяя сложными заданиями или обязательствами длительного посещения курсов. Поэтому начальное обучение в студии будет строиться как совокупность отдельных, самостоятельных модулей, цель которых - увлечь, вовлечь, дав минимум теории, максимум практики и возможность потусоваться.
Какая тема может увлечь подростков в пространстве стиля?
Тема последовательного опробирования разных творческих профессий, выбирая свою будущую. Например, можно ориентироваться на профессии стилиста, дизайнера, фотографа, даже модели, попутно осваивая пространства больших исторических стилей, мира моды или русского народного искусства. И очень важно - пространство непринуждённого общения и яркие достижения в творческих заданиях.
А вообще-же есть чувство, что подростков, которых могут интересовать такие темы, не много. Это специфическая аудитория уже ориентированных творчески детей: учащихся художественных и музыкальных школ.
Итак, какие-же курсы могут увлечь подростка, раскрыв для него прекрасное пространство культуры и стиля?
1. "Барокко - неправильная жемчужина".
2. "Рококо - нежность и трепетность".
3. "Классика - достоинство и сила".
4. "Ренессанс - Возрождение".
5. "Готика - порождение Средних веков".
6. "Византия - таинственная и прекрасная".
7. "Русское народное искусство".
Очень рассчитываю на то, что остальные слушатели Студии Любови Поповой помогут мне насытить программу подростковой студии интерсными и вдохновляющими курсами. Интерес к этому и даже предварительная к готовность разработке уже есть.
Примерное содержание курса продемонстрирую на примере курса "Классика - достоинство и сила":
1. Вводное занятие, цель которого - пробудить интерес к теме древнегерческой классики, дать основы восприятия художественного произведения и подготовить к выполнению творческого задания (стильный рисунок, фото, бумажный коллаж). Методы занятия: лекция, практические задания по восприятию, демонстрация фото. Домашнее задание - осмысление материала лекции и подготовка к экскурсии в Пушкинский музей. Длительность занятия - 3 часа.
2. Посещение Пушкинского музея, залов древнегреческой классики с мастер-классом по восприятию его самых ярких экспонатов - с перерывом в неделю после вводного занятия. Длительность мастер-класса - 3 часа. Домашнее задание на закрепление пройденного материала: сравнительное восприятие простых предметов типа ваз, настенных росписей, воспроизводство классических линий, форм, цвета с оформлением всего этого в ЖЖ.
3. Творческое задание, включающее создание на выбор: а)рисунка в стиле классики; б) фото в стиле классики; в) бумажного коллажа в стиле классики - с перерывом в неделю после посещения музея. Проверка творческих заданий.
4. Завершающее курс занятие с разбором практических заданий и восприятием лучших образцов классики в мире моды, дизайна интерьеров, ландшафтного дизайна, архитектуры и скульптуры - через неделю после выдачи задания. Домашнее задание на самостоятельное исследование пространства классики.
По итогам курса для желающих может быть организована фотосессия по этой теме.
"Дорожная карта" проекта":
1 этап работы: Подготовительный.
На этом этапе планирую:
1. Вместе с заинтересованными выпускниками Студии детально доработать темы и содержание начальных курсов студии.
2. Разработать и вывести в сеть небольшой сайт и презентационные странички в соцсетях - Вконтакте и Facebook.
3. Сделать объявления о студии в школах Москвы и ближайшего Подмосковья.
1 этап планирую завершить в течение июня 2016.
2 этап работы: Организационный.
На этом этапе планирую:
1. Максимально полно и "вкусно" рассказать заинтерсовавшимся подросткам о программе и возможностях студии.
2. Сформировать список заявок подростков на участие и организовать им и их родителям постоянную рассылку материалов о работе студии и начале обучения.
3. Найти адекватное место для занятий студии. Закрепить помещение в нужные даты за собой.
2 этап работы планирую завершить до 1 сентября.
3 этап работы: Начало обучения:
В соответствии с составленным заранее и опубликованным на сайте и в соцсетях расписанием, на первых порах планирую проведение лишь одного курса в месяц.
1. Первый курс состоится уже в сентябре.
2. Второй - в октябре
3. И т.д..