Наверное, она заметно увеличилась по сравнению с той, которую получали люди
хотя бы сорок лет назад. В те стародавние времена не было кровавых фильмов,
передач о преступлениях и показательных судах, и дети не могли созерцать акты
насилия, даже случайно, переключая каналы.
Нынче СМИ делает наших детейсоучастниками преступлений, бесконечно демонстрируя «примеры» агрессивного поведения. У детей созерцание насилия рождает мысль, что раз это делается - значит, это допустимо. Психика деформируется, снимаются моральные запреты. Как на войне. Мы растим «потерянное
поколение», для которого боль, горести и смерть станет обычным делом. Что мы
можем противопоставить этому? Только понимание добра
Человеку, ребёнку с самого начала его существования необходимо донести
идеи Добра, необходимо объяснить, доказать, показать, как следует жить и что
так жить правильно. Детей надо учить Добру. Их с рождения надо поместить в
атмосферу Добра. Добру надо учить.
Юрий Дмитриевич Куклачев не
нуждается в представлении. Его фамилия стала нарицательной для всех любителей
кошек мира. Почти 45 лет он выступает на различных сценах мира, демонстрируя удивительные способности своих питомцев. Он единственный во всем мире и за всю историю цирка, кто смог сделать из кошек артистов. Он умеет
договариваться с ними, как никто другой.
Пятнадцать лет, как существует его театр - Театр Кошек.
Главные его зрители - конечно же, дети. Дети приходят к Куклачеву посмотреть на его удивительных кошек. Но Театр
Кошек Ю.Д. Куклачева не ставит перед собой задачу только развлекать детей, здесь стараются
воспитывать в них честность, доброту, справедливость, пробудить в их сердцах любовь ко всему живому.
Юрий Дмитриевич выпустил целую серию книг под общим названием "ШКОЛА ДОБРОТЫ" . Она допущена Министерством образования Российской Федерации, как книга для чтения в начальной школе. Семь лет в школах
Москвы проводят уроки доброты по книжкам великого клоуна_- «кошачего
психолога» Ю.Д,Куклачева.
Юрий Дмитриевич Куклачев:
Меня иногда называют «кошачьим воспитателем». Что ж, дети и
котята во многом схожи:
Котята и дети очень
обидчивы.
Котята и дети
признают ласку и любовь. Они это чувствуют
Котята и дети очень
пугливы.
Когда-то подобрал маленького котеночка. Он пришел ко мне в дом. Просто было жалко. Я спас его, и он ответил благодарностью. Маленький котенок, он обнял меня однажды. Он будто говорил со мной, будто передавал мне
какую-то свою мысль. Животные, они же с нами разговаривают, просто не все это
понимают. Звери говорят на языке чувств. И я почувствовал эту мысль: мы сможем
работать вместе. « А почему нет?» - спросил я себя.
И вот с тех пор я работаю с кошками. До меня сто лет никто не выступал с кошками. Я сорок лет на
сцене, и до сих пор один. Сто сорок лет одиночества! А все дело в том, что дрессировать - для большинства это подчинять, заставлять. А не надо заставлять, нужно просто любить, уважать и относиться с нежностью. И ВСЕ! Наблюдать, находить способности и поощрять эти способности. Так я стал работать с кошками. А потом я попробовал
этот принцип на своих детях. С детьми он сработал БЕЗУКОРИЗНЕННО! Оказывается,
детей надо любить и УВАЖАТЬ! Родители все любят своих детей, любят бесконечно. Но они редко умеют уважать их! Сядь! Приказ! Дети, как и кошки, воспринимают такое отношение, как предательство. Однажды во Франции меня попросили провести урок доброты. Я начал думать усиленно, что же я покажу, что предложу детям. И я понял:
я просто расскажу, как я воспитываю своих животных, ну, и покажу. Полтора часа дети сидели, раскрыв
рот. Зал визжал!
Меня пять лет подряд приглашали в Париж, я проводил уроки. Я приехал в наше Министерство образования, я сказал:
«Вы знаете, я в Париже провожу уроки доброты. По приглашению Жака Ширака». Мне сказали в
Министерстве: «Понимаете, Юрий Дмитриевич, мы вас уважаем: вы народный артист.
Но доброта - это для детского сада. У нас сегодня космос, полет, движения…» Ну,что ж, космос -
хорошо. Я все понял, успокоился, занялся своими кошками. Ну, и помогал своим детям, детям своих друзей.
Потом все отпустили, и началась«демократия». Шесть лет не было души, и появилось бездушное общество. Я
предчувствовал, что мы придем к этому ужасу. Выходить на улицу, кричать,
визжать было бесполезно. Потом у моих друзей случилась беда: от передозировки
наркотиков умер их сын. Ему было всего двадцать четыре года… Я не мог сдержать
слез и рыдал, как ребенок. Я плакал не от жалости, а от бессилия что-либо
изменить. Хотелось кричать, рвать на себе волосы, зарыться в землю…
И я понял: надо, пока не поздно, спасать детей, детские души.
Я начал развивать свою систему, поднял свои дневник по воспитанию кошек, а их у меня три ящика. Я их вел с 1971 года.
Ученые пишут конспекты, записывают свои наблюдения. Я не ученый - клоун. Я записывал для себя. Мне надо было
ИСКАТЬ. Потому что я один в мире, мне никто ничего не подскажет. И я записывал.
И на сегодня это научный труд. Оказывается, то, что я начал писать еще в 1971 -
это огромный багаж. Это такая кладовая!
Я 40 с лишним лет с животными, и я не просто наблюдатель: я прожил эти годы в едином ритме с ними,
учился находить с ними общий язык. И я решил поделиться этим опытом с детьми, и
на сегодня мною написано девять книг для детей. В этих книгах я учу разговаривать детей со своим сердцем,
учу быть добрыми, учу слушать тишину, учу, как преодолеть страх, как побороть
обиду. У меня там много полезных советов. И все через рассказы о животных:
короткие рассказы про мишку, собачку,
слоника…
Первая часть книг называлась «Школа доброты». Там были вот эти короткие рассказы.. Я понял: рассказы - это мало. Нужно что-то поострее, чтобы дать детям материал для самопознания. К тому же никто из
учителей не понимал, как вести этот урок И я переписал эти книги по-новому, где
дал полезные рекомендации и советы детям и дал упражнения, которые помогли бы
детям в самопознании. Я так и назвал эту книгу «Уроки Доброты и
самопознания» Я ничего нового не придумал: просто взял упражнения из учебников театральных вузов. Я собрал все лучшее, что было найдено, и все это попробовал, пропустил через себя.
Я все пропускаю через себя Я не мыслью дохожу, а ощущениями. Я провожу через себя, смотрю, что мне
это дает, и как это двигает, как помогает, какие происходят внутренние
изменения. Когда-то я показал этот материал ученым, и сначала они надо мной посмеялись: «Юрий Дмитриевич, ну,
это ваши эмоции. Это нельзя тиражировать». Сегодня меня и ученые признали, потому что я все научно обосновал.
Например, в первой книге я поднял очень важный вопрос «Цели и устремления». Оказывается, в 1895 году
Иван Петрович обратился к родителям и учителям, сказал: «Развивайте в детях
рефлекс цели. Рефлекс цели дает устремления. А устремление воспитывайте, чтобы
было идеальным». Вы представляете! Вот что надо воспитывать! Через устремление,
через цель - идеальное. Не просто «в школе веди себя хорошо». Нужна цель. И нужен
образ. И вот я детям создал образ.
Я занимаюсь этим
десять лет . Кричу по телевидению, по радио. Мне уже седьмой десяток. Я
должен успеть ввести этот урок Никто не знает, как вести его в школах. Я учу
педагогов и психологов. Я пришел их учить. Я - КЛОУН. Многие меня не принимают.
В принципе, все со мной соглашаются: «да-да», но я их очень раздражаю.
Я - Клоун. К слову сказать, с мировым именем клоунов по пальцам перечесть.
За сорок лет, клоун, я стал педагогом. В моих книгах я написал
то, что наболело в моем сердце. Я просто пытаюсь помочь, пытаюсь
вытащить детей из той агрессию, которую им навязает современный мир. Пытаюсь научить их Добру.
Упражнение для детей из
нового учебника Юрия Куклачева:
Волшебник, который
осуществляет все мечты”
Давайте поиграем. Представьте, что
к вам пришел добрый, веселый волшебник и спросил: “Скажи, что ты хочешь, чтобы произошло
в твоей жизни? Кем хочешь быть, каким хочешь стать? А я все твои мечты
осуществлю” (дети пишут о своих мечтах).
Прочитав все записи, волшебник
говорит: «Замечательно! Но сначала мне надо размяться. А ну-ка, напишите мне о
своих мечтах на этот год, и я всех их выполню для тебя. Написали? Отлично! Давайте себе поаплодируем.
Ребята, а как вы думаете, кто тот
волшебник, который будет осуществлять ваши мечты? Поднимите указательный
пальчик и поставьте себе на макушку. Вот он! Оказывается, ваши мечты - это ваши
цели».
Далее пообщайтесь с ребятами на
тему: для чего нужны цели, кто в жизни большего достигает - кто имеет цели или
то, у кого их нет.