Мы - последнее военное поколение. О фильме "Туфельки" и о режиссере фильма Костантине Фаме...

Mar 11, 2014 21:54

Мы - последнее поколение, которому снятся военные сны. Кому какие, но про войну: кто-то из раза в раз видит себя в очереди в газен-ваген, в голодном Ленинграде теряет детей, кто-то в бесконечных и безуспешных атаках сновидений в который раз встречает свою смерть. Бесконечная череда потерь, она преследует нас во снах страшной реальностью ощущений. И, проснувшись, мы долго не можем понять, было ли это на самом деле или все ж приснилось. … К нашим детям такие сны уже не приходят, слава богу.

Константин Фам, у него тоже есть такой сон - военный. Один и тот же. Который раз. Сон про беспомощность, когда он - боец, не успевает защитить, прибыть вовремя, прикрыть своих грудью. Что-то происходит раньше него, и с пробуждением приходит чувство беспомощности. То самое, которое парализует тяжестью руки и ноги и болью откатывает к сердцу.

...Исторические катастрофы проживаются обществом так же, теми же этапами, как проживаются человеком личные психотравмы: шок, отрицание, приятие, проживание, восстановление.

Только в случае с массовой исторической катастрофой в процессе проживания задействовано сразу несколько поколений. Военное, послевоенное, нынешнее поколения, поколение наших детей поделили между собой посттравматический ад Великой Отечественной войны. Но наши дети уже не играют в войнушку про фашистов, их герои - рыцари и мушкетеры. И это признак выздоровления. Их память не замешена на боли. Боль все еще настигает нас, до корчи, до тошнотворного страха, но нашим детям мы уже серьезный заслон. Им суждено без предубеждения, без неистовых лозунгов переоценить и отмерить то, что называется Великой Отечественной войной. Но для этого мы должны передать им нечто ценное, важное, носителями чего поневоле являемся мы: память о потерях, память о фатуме и неизбежности умирания под градом вражеских пуль, память о слепоте безжалостного рока. О бесчисленных и бессмысленных смертях самых слабых, самых уязвимых. Им, нашим детям, нужна эта память, чтобы никогда ничего из этого не повторилось. И для этого нужно писать, снимать, рассказывать…

Костантин Фам - режиссер фильма «Туфльки», фильма о жертвах войны и о нелепости и несправедливости смерти. Фам в течение долгого времени работал в киноиндустрии, создавая коммерческие, рекламные и имиджевые проекты. Работал на сериалах, юмористических шоу, но однажды все изменилось. Однажды он побывал в мемориале памяти в концлагере Освенцим. В Освенциме сейчас музей, а когда-то в течение пяти лет в этом месте уничтожали более тысячи человек в день. Двадцать один миллион жизней - население небольшой страны. ...


... Большая музейная витрина. За стеклом витрины сотни тысяч пар обуви: детской, женской, мужской. Поношенной и не очень, красивых модельных туфель и старых растоптанных деревенских башмаков. Детские пинетки, сандалии, ботинки, сапоги... Огромная витрина обуви, собранной за один день. ... Сколько было таких дней!?

Обувь снята с обреченных на смерть людей. За каждой туфелькой - смерть.

За что? За какие прегрешения? Что за фатум такой, что за судьба? Или дело не в судьбе? Те, кто управлял этой машиной смерти: в каком преломлении действительности они посчитали возможным убивать других людей? Убивать так страшно, так массово?

На эти вопросы нет ответа, и каждый, кто вдруг задает себе эти вопросы, оказывается перед бездной.

И остается только помнить. Помнить, чтобы больше никогда...

Константин Фам пишет: «Оказавшись у витрины с этой обувью, я ужаснулся мысли, что за каждой парой, за каждой туфелькой стоит чья-то оборванная жизнь. И ещё больше я ужаснулся мысли, что в один момент люди могут сказать, что убийцы были правы, или ещё хуже: что этого кошмара вообще не было.»

Так родился фильм «Туфельки». Фильм прошелся по всей стране, по всему миру, имел очень большой резонанс. Он победил на большом количестве российских и международных фестивалях, был выдвинут на «Оскар» в номинации "Лучший короткометражный фильм"

Он странный, этот фильм. В нем нет ни единого слова. В нем нет лиц. Только ноги... Но для понимания ужаса происходящего хватает ног. Ног более чем достаточно. История людей через историю туфелек.

Их купили в красивом обувном магазине, о них долго мечтали, и красивые девичьи ноги часто задерживались в шаге перед яркой магазинной витриной. Как прекрасны были эти туфельки, как много обещали, и в один прекрасный день девичьи ножки вынырнули из стоптанных ботинок и нырнули в это воплощение девичьих грез. И красные каблучки весело зацокали по мостовой навстречу судьбе.

Любовь, встречи, семейное счастье. А вот на экране две пухлые детские ножки ощупывают землю в первых неуверенных шажках. ...Но зритель знает: все тщетно, все закончится до срока и там, откуда не будет возврата...

Последние сцены разрывают сердце: очереди обезличенных голых ног, серых от дорожной грязи, спотыкающихся от страха, идущие последней дорогой на смерть...

И нога, что последним судорожным движением ощупывает землю, прежде чем скрыться за задвигающейся дверью душегубки...

Вопросов много, но ответов на эти вопросы нет... Нам остается только помнить и передать эту память нашим детям, чтобы им больше не снились военные сны, и чтобы больше никогда...

Уже во время съемок фильма «Туфельки» Константин Фам понял, что не может закончить говорить на эту тему, что надо говорить еще. И тогда родилась идея киноальманаха «Свидетели».

Теперь в планах еще два короткометражных фильма: «Брут» и «Скрипка».

Сейчас на старте съемки второй новеллы «Брут»: история, рассказанная глазами собаки. История о том, как верный пес, любимец семьи становится убийцей. Его забирают и отправляют в питомник, где тренируют для охраны концентрационных лагерей. А потом он исправно несет службу. Домашний любимец превращается в зверя, готового наброситься даже на вырастивших его людей.

Это метафоричная история о предательстве, о том, как те, кто жил рядом или по соседству, в один прекрасный день просыпались врагами. Так гнали ко рву в Костюковичах сотни евреев, сапожников, врачей, парикмахеров, именно те, кто еще за несколько дней до этого приходил к ним стричься, лечиться, чинить сапоги...

Как случается предательство? Как возникает в сердце эта злоба, что позволяет предать, убить, ограбить своего соседа, друга, родственника?

Вопросов много, но ответов на эти вопросы нет... Нам остается только помнить и передать эту память нашим детям... И чтобы больше никогда...

Рождается сценарий третьей истории. Эта истории о скрипке, которая появится на свет в скрипичной мастерской в городе Нюрнберге. Насмешка судьбы: скрипка, чье звучание напоминает человеческий плач, будет изготовлена через стенку от тех, кто заставит плакать все человечество.

Маленький мальчик примет из рук мастера это воплощение человеческого плача, он будет учиться играть на ней. У него будет славно получаться. Но никто не увидит этого мальчика взрослым, на вершине его зрелого мастерства. Мальчик погибнет, не успев вырасти, а скрипка будет плакать о нем у Стены Плача в руках старого человека, чудом уцелевшего в бойни военных лет.

Новеллы киноальманаха «Свидетелей» так аллегоричны, так просты и о того еще более пронзительны. Своей вуалью безымянности они напоминают наши сны, сны о войне.

О, нам нужен этот фильм. Может, с его помощью мы сможем проговорить наши страхи. Ведь вытащенный из подсознания сон отступает и перестает мучить, и тогда мы начинаем идти дорогой выздоровления по пути принятия и осознания. Нам нужно зрело и рассудочно принять то, что было с нами и нашей страной, выстрадать, выплакать все это, обозначить все вопросы. И пусть мы никогда не найдем на них ответа, но все это даст нам силы принять и жить дальше с твердой решимостью никогда больше не допустить повторения... И чтобы больше никогда...

Здесь происходит сбор денег на съемку второй новеллы Кости Фама.https://www.boomstarter.ru/projects/38558/film_brut_-_2-ya_novella_kinoalmanaha_svideteli

Previous post Next post
Up