... Называется - жизнь

Nov 21, 2024 00:44

Недавно одна из моих интернет-знакомых сообщила новость, которая не только ей, но и мне показалась чрезвычайно интересной: вышла книга про Владислава Дворжецкого!


Я полезла искать информацию - и удивилась еще больше, потому что книга вышла в издательстве "Молодая гвардия" в легендарный серии ЖЗЛ.

Я еще застала книги советского периода этой серии, и Дворжецкий - то, что я знала о нем - как-то совсем не вязался с этой серией и её персонажами. Впрочем, времена нынче совсем другие, а новых книг ЖЗЛ, несмотря на то, что они все три десятка лет с распада СССР, продолжают выходить, я не читала.... Любопытство, и - назовем это фанатство - берут верх: заказываю!

...А теперь постараюсь по порядку и более осмысленно. Владислав Дворжецкий - любимый мною с детства актер. В этом я далеко не одинока, и знаю, что поклонники его творчества есть не только среди тех, кто, как я, успел пожить во времена СССР (хотя я родилась уже после смерти Дворжецкого), но и среди более молодых! При этом, сейчас, когда я уже переросла свои юношеские восторженные эмоции - я даже не совсем понимаю, почему так происходит, и почему он нравится зрителям более младших поколений. Думаю, это тоже какая-то форма юношеского протеста - "не принимаю вот это все, пусть кумиром будет вот этот "нездешний" человек, да ещё с такой "нездешней" внешностью".

Со мной, и с тысячами других девчонок , а может, и мальчишек, смотревших телевизор и ходивших в кино до эпохи видеомагнитофонов а уж тем более компакт-дисков и онлайн-кинотеатров, все понятно: капитан Немо. Фильм, увиденный в 9-10 лет. Может быть, и "Земля Санникова". Для меня в детстве, да и сейчас, это роли- синонимы - благородный герой-ученый в экранизации приключений и фантастики. Для детской влюбленности этого более чем достаточно. (Кстати, в опубликованных отрывках из дневников Дворжецкого есть места, где актер с улыбкой описывает то мальчишек, восхищенно заглядывающих в окно больничной палаты, то смущенную девочку, просящую автограф - про нее он гадает: кто сейчас перед ней? Капитан Немо или Ильин из "Земли Санникова?...)
Взрослый же зритель мог оценить дебютную роль, принесшую актеру славу - Хлудова в "Беге", еще - небольшую , но важную роль Бертона в признанном шедевре - "Солярисе" Тарковского - там неважного нет... Эти два фильма за истекшие десятилетия своей значимости не потеряли. По телевизору и сейчас иногда показывают "Возвращение Святого Луки" и "Возврата нет". - вполне добротно сделанные и привлекающие внимание: один - детективно-психологическим сюжетом, другой - любовной драмой.
Но что кроме этого? Он успел сняться в 18 фильмах, и большинство из них сейчас мало кто вспомнит. Я сама когда-то пересмотрела все, что могла найти - и соглашалась с кем-то, кто сравнил большинство его ролей с "забиванием гвоздей микроскопом". Хотя... Чем больше читала и смотрела передач о нем, тем больше вопросов - а что он реально мог сыграть, или не мог?.. Владимир Наумов считал его большим актером, который не смог использовать свой потенциал, Михаил Ульянов - напротив, сомневался, в его возможностях, во всяком случае, считал, что он не успел дорасти до максимума...
И тут - ЖЗЛ....

Наконец, держу в руках книгу. Оформление - один в один советские издания. От этого странное ощущение сохраняется. Как будто попала в прошлое.
Полное название - "Владислав Дворжецкий. Чужой человек" (как поясняется в первых же строчках, это отсылка к "Земле Санникова"). Автор - Елена Погорелая, литературный критик (не киновед!). Нашла информацию об авторе - она на восемь лет младше меня. Это просто к сведению.

Ещё ожидая доставку книги, заказанной в интернет-магазине, я нашла ее интервью - на сайте омского проекта "Трамплин" (напомним, что Омск родной город Владислава Дворжецкого, здесь началось и его становление как актёра). В нем Елена поясняет, что желание написать книгу связано с тем, что ей нравятся фильмы с участием Дворжецкого, а также ее тоже кое-что связывает с Омском - здесь живут ее родственники а прадед Елены, как и отец Владислава, жил в Омске и был репрессирован (его расстреляли, в отличие от Вацлава Яновича Дворжецкого, который вернулся из лагерей, в которые попадал два раза).

При этом, как поясняет автор, подготовка книги сводилась в основном к работе с документами, большинство из которых - прижизненные публикации об актере и его работах.

Вот как Елена отвечает на вопрос: "Удалось ли пообщаться с родственниками, друзьями, потомками актёра?"
- К сожалению, каких-то контактов у меня не случилось. Мы встречались с Татьяной Ткач - она снималась с Дворжецким в нескольких фильмах, дружила с ним; встречалась с Ильей Ефимовичем Бродским, который в своё время интервьюировал людей, знавших молодого Дворжецкого, Дворжецкого «омского периода». Однако мне изначально хотелось, чтобы это не была слишком личная биография, проясняющая обстоятельства судьбы, а именно жизнь в контексте творчества. Главным образом книга касается фильмографии Дворжецкого и того, как его фигура воспринималась в прессе о кино того времени. Потому что серия «ЖЗЛ» - это творческая история прежде всего. Тем более что биографических подробностей много - в свободном доступе воспоминания друзей, знакомых, коллег. Мне показалось, что интереснее посмотреть на человека сквозь призму того, что он делал, каких-то малоизвестных фильмов, которые не транслируются на телевидении, прижизненных откликов.

Ключевым для понимания фигуры Дворжецкого в истории кино автор считает несовпадение его личности и творческих стремлений характеру эпохи, в которой он жил и работал:

- Мне кажется, сейчас много пересечений с эпохой 1970-х, потому что мы фактически вышли из периода безоглядной, несколько романтической свободы и вошли в другую эпоху. И всегда остаются люди, творческие в том числе, которые не успели адаптироваться; внутренне они ещё живут в том ушедшем времени. Пожалуй, в этом смысле фигура Дворжецкого очень актуальна. Потому что это история про несовпадение человека и времени - история всегда болезненная, хотя и довольно распространённая.

Заявка понятна. Опираясь на нее, я и попробовала прочесть книгу.
Читать было легко, даже испытала слегка подзабытое ощущение "чтения запоем" - приходилось придерживать себя, чтобы прерваться для отдыха или других дел, и чтобы не переутомиться. И все-таки при чтении не получилось однозначно положительного впечатления.

Возможно, как читатель, я невольно сравнивала эту книгу с прочитанной ранее книгой "Вацлав Дворжецкий. Династия" (сост. Я. Гройсман). Это сборник воспоминаний и мемуаров и членов семьи Дворжецких, в том числе отца - Вацлава и обоих сыновей - Владислава и Евгения, и тех, кто их знал. Как и любой сборник воспоминаний, книга позволяла посмотреть на личности и события глазами разных людей. То, что отзывы и мнения сильно отличались друг от друга, меня не смущало. На то они и разные точки зрения, чтобы лепить объём.
Здесь же - читателю предлагается взгляд на героя с точки зрения автора.

Заявленная концепция "жизнь в контексте творчества" - в целом, я принимаю как должное такой вариант. Но без биографических деталей, конечно, не обошлось. Да и в целом, первая часть книги , посвященная детству, Омску - ничем иным быть не может. Подробно рассказывается история жизни отца - Вацлава Яновича, талантливого актера, очень харизматичный и сильной личности. Становятся понятны некоторые психологические мотивы , можно предположить, что двигало Владиславом при принятии важных для его судьбы решений. Непростые отношения с отцом, осложнённые и его лагерным сроком, пришедшимся на раннее детство Владислава, и уходом из семьи после возвращения - и творческое соперничество с ним - конечно, имели место.

И вот на фоне такого яркого портрета отца - портрет самого Владислава как-то размывается, прячется. Да, он долго ищет себя - не буду повторять все перипетии его рывков: Омск, Саратов, Сахалин, медицинское училище, актёрская студия... Потом - внезапная слава, а дальше - на мой взгляд, все те же поиски себя. Фильмы - то более, то менее удачные... Но после Хлудова - ни одной роли такого масштаба. Только ли по вине режиссёров и сценаристов, не предлагавших ничего похожего? Впрочем, не буду гадать без фактического материала. Знаю лишь, что своими фильмами и ролями он часто был недоволен.

Мне интересно читать на страницах книги истории съёмок фильмов, размышления автора по поводу образов, сыгранных Дворжецким. Но иногда мне кажется, что автор "высасывает из пальца": например, чуть ли не из одной фразы, сказанной в интервью - "Володя Высоцкий песни поёт" (в фильме "Единственная дорога") - создает целую теорию об отношении Дворжецкого к Высоцкому. Конечно, о Владимире Семёновиче вполне можно было написать, но и этих натяжек тоже можно избежать.

Кстати, из дневников Дворжецкого - мне, кажется, не попалось в этой книге ничего, чего бы не было в книге Я. Гройсмана. И воспоминаний других людей - по моим ощущениям, тоже не хватает. Небольшие, но емкие отрывки -иллюстрации очень оживляют повествование. Но таких отрывков очень мало. Зато - множество стихов, вставленных в текст , видимо, тоже в качестве иллюстраций, но при этом - не подписанных, и это меня сильно раздражает. Я далеко не все из них знаю, и если я могу узнать, например, тексты Высоцкого или песню из той же "Земли Санникова", то многие другие - хотелось бы пояснений - что это вообще? Может, Ярослав Смеляков (с его вдовой Дворжецкий был знаком, и некоторое время жил на ее даче)? Или, например, Вильям Озолин - омский поэт, с которым , как пишет Погорелая, он тоже дружил?.. Прошу прощения, если окажется, что я не знаю каких-то известных строк и их авторов - но это действительно напрягает.

В целом же, несмотря на все это, я рада, что книга появилась на моей полке. Но по поводу несовпадения личности и эпохи - не могу с автором полностью согласиться. В 70-е годы в СССР было снято множество глубоких интересных кинокартин. Почему Дворжецкому не досталось в них ролей - может быть много причин: и простое невезение, и - возможно - всё-таки то, что не на все роли он подходил. Его яркая внешность тоже годилась не всюду. Но виновата ли в этом эпоха? А в последние полтора года он отказывался от многих ролей из-за здоровья после перенесенных двух инфарктов. И вообще, что гадать "если бы да кабы". Он промелькнул, как та звезда из песни, у которой "есть только миг, ослепительный миг", подарил нам два несомненных шедевра - Хлудова и Бертона, еще пару симпатичных образов - того же Немо... Возможно, прав был Михаил Ульянов, и он не успел дорасти. Возможно, прав и Владимир Наумов - и его могли бы ждать глубокие, философские роли. Но случилось то, что случилось.

Открываю фильмографию, и думаю, какие фильмы с его участием мне интересно пересматривать. К названным - добавлю, как и в своей давней статье - "Встречу на далёком меридиане". Мне кажется, она могла бы быть и одной из любимых работ самого Дворжецкого. Но именно на этих съёмках у него случился сначала один, незамеченный инфаркт, потом второй. Врачи запрещали ему, работать после этого, но ему нужно было отдавать долги - покупка квартиры...
В общем, человеческая судьба - где-то непредсказуемая, где-то трагическая, конечно - неидеальная. Но, наверное, все же и замечательная тоже.

Книги и писатели, культура, кино и ТВ, записки, Чтобы помнили

Previous post Next post
Up