Рожденный вторым сыном Денетора II, 26-го Наместника Гондора, и Финдуилас, дочери Князя Адрахила из Дол Амрота, в 2983 году Третьей эпохи, Фарамир был на пять лет младше своего брата Боромира. Имя его означает "Драгоценный камень охотника" или "Достаточный драгоценный камень".
Боромир очень любил брата своего Фарамира и стал его помощником и защитником, но Денетор отдавал явное предпочтение старшему за его гордыню, мужество и известность. Фарамир же вырос вдумчивым и добрым. В приложениях Толкиен говорит, что "младший Фарамир был внешностью схож с Боромиром, но не разумом. Он так же хорошо видел людские сердца, как и его отец, но он был более склонен к жалости, нежели презрению. Он был мягок в обхождении, любил знание и музыку, и поэтому многие в те дни недооценивали его, считая Боромира более смелым. А это было не совсем так, за исключением того, что Фарамир не искал славы в опасностях. Он приветствовал Гэндальфа, когда тот бывал в городе, и учился у него мудрости; и из-за этого и многих других своих поступков он впал в немилость у своего отца…" "Но братья никогда не завидовали друг другу и не соперничали за любовь отца или людское почетание. И Фарамиру казалось невероятным, чтобы хоть кто-то в Гондоре мог соперничать с Боромиром, Капитаном Белой Башни, того же мнения был и Боромир".
Связь между братьями была такой сильной, что когда Боромир протрубил в свой рог, призывая помощь, Фарамир услышал сей зов и встревожился. А через трое суток ночью он увидел погребальную лодку с телом своего брата, что проплывала по Андуину. "Она глубоко осела, словно обремененная тяжким грузом, а когда я пригляделся, мне показалось, что она была почти до краев наполнена прозрачной водой, от которой исходил свет; медленно покачиваясь на волнах, в ней лежал дремлющий воин. Сломанный меч лежал у него на коленях. Я видел много ран у него. Это был Боромир, мой брат, он был мертв. Я знал его одежды, его меч, его любимое лицо. Только одну вещь я упустил: его рог. И один предмет был не незнаком: прекрасный пояс, словно сотканный из золотых листьев, вокруг его торса. "Боромир!" - прокричал я. - "Где твой рог? Куда ты отправился? О, Боромир!" Но он уже исчез. Лодка, подхваченная течением, мерцая, растворилась в ночи. Видение, словно сон, сном не являлось, ибо пробуждения не было. И я не сомневаюсь, что он мертв и уплыл по реке в море".
Фарамир был вынужден взять на себя оборону Минас - Тирита и командование. Но сверканье мечей, свист стрел и слава великого воителя были ему не по душе. Он стал защитником Белой Башни.
1-го марта 3019 года Третьей эпохи по поручению Денетора он покинул Минас - Тирит и отправился в земли Итилиэн, где 7-го числа и встретил Фродо и Сэма и отвел их по секретной тропе в Хеннет Аннун. Там он и выведал все о смерти брата и показал, что и доброта и мягкость могут поспорить со смелостью и отвагой. Он не поддался власти кольца и отпустил хоббитов.
По возвращении в Минас Тирит 11 марта он был снова направлен по приказу отца отстаивать Осгилиат. При отступлении Фарамира ранил моргульским дротиком один из назгулов и тот был доставлен к своему отцу. Денетор, посмотрев в Палантир, увидел крах Гондора и попытался сжечь себя и сына в усыпальнице, но Пиппин, Гэндальф и страж башни Берегонд спасли Фарамира.
После Пеленорской битвы Фарамир был вылечен Арагорном в Палатах врачевания, где и повстречал Эовин, Белую Деву Рохана, сестру будущего конунга Эомера. Фарамир полюбил Эовин за ее глубокую печаль и красоту. После Войны Кольца сердце Эовин, так долго плененное Арагорном, освободилось, и она полюбила Фарамира и стала его женой.
"А твой горделивый народ будет про тебя говорить: "Вот идет он правитель, что приручил дикую воительницу Севера! Разве нельзя было выбрать женщину Нуменорского рода?" "Пусть говорят", - сказал Фарамир. Он обнял ее и поцеловал, стоя на вершине стены под открытым небом, и его не волновало, что многие увидят их. И многие видели их залитых светом, когда они спускались вниз".
Государь Элессар пожаловал Фарамиру земли Итилиэна и нагорье Эмин-Арнен в вечное владенье. Так же он назначил Фарамира наместником Гондора. У Фарамира и Эовин было двое детей, их старший сын Эльборон стал вторым князем Итилиэна, и они прожили долгую жизнь. Фарамир скончался в 82 году Четвертой эпохи, в возрасте 120 лет.