Русский музей. Портреты друзей в интерьерах

Dec 21, 2015 12:19


20 декабря, в  самый короткий день года, настолько короткий, что его никто и не заметил, мы поехали в Русский музей. Для меня это был праздник встречи с бывшими коллегами, с подругами и редкая теперь уже возможность провести 8 часов со школьниками, напитываясь их смешливостью, непосредственностью.  Скучаю по молодым лицам, по дурацкому смеху, как вампирёныш какой-то…честное слово…
Ну, про радость встречи с Русским музеем я уж молчу. Русский музей, это наше всё и об этом уже так много и хорошо сказано, что мне и прибавить нечего.

Итак,  на экскурсию в Русский музей отправилась  компания разномастных школьников и таких же взрослых. Детям  было громко сказано - не есть сразу, не мусорить в автобусе.! Младшие  притихли.
Старшие школьники, понимая, что они и так уже сделали подвиг - дали согласие на посещение Русского музея - вели себя вольно. Они заняли последние места в автобусе, и периодически оттуда доносилось здоровое молодежное ха-ха-ха. Меня это не раздражало. Я люблю детей….Впрочем, я это уже писала…

Погода была редкостно депрессивная. Дождь и ветер. Уровень воды в реках и каналах повышен. Вода мрачная, свинцовая, как и небо.
                Хотя Петербург в такую погоду, если не думать о депрессии, выглядит очень гармонично.
Небо, вода, здания, дороги - всё абсолютно одного серого цвета. Только оттенки разные.
Это прекрасно! Но не каждый поймет. Житель южного региона, наверное, долго плеваться будет, глядя на нашу «срякоть». А нам - нормально. И только мысль о близком Новом годе как-то назойливо тревожит сердце - как-то белого цвета в городских пейзажах не хватает.
            Русский музей для меня - это картины, расталкивающие память.
                Но об этом чуть позже, а сейчас потрет Фёдора Николаевича.
            Вот он и Анна Иоанновна. Кто более суров и встревожен, как бы спрашивает зритель, глядя на эти лица? И я скажу - конечно, Фёдор Николаевич. Ибо его ждут две стопки тетрадок по математике, и проверить их надо к понедельнику. И рука его не дрогнет, и поставит он справедливые оценки…А Анну Иоанновну тетрадки не ждут! Чего ей тревожиться?



А вот подруга моя Ольга. Она  бодра и весела.
              Питерская депрессия - не её вариант. В любой, самой сложной ситуации всегда найдется выход, как бы говорит она,  приспосабливаясь к пленительному изгибу тела мраморной статуи. Примите форму предлагаемых обстоятельств, почувствуйте от этого удовольствие и вас ждет удача! Это политическое кредо Ольги я приветствую и пытаюсь всегда применять его на деле.



А вот  Фёдор Николаевич, который на минуту забыл о тетрадях по математике и поверил в то, что мир прекрасен и удивителен!



И чтобы закрепить эту мысль торжествующего оптимизма, мы посадили Фёдора Николаевича между двух Ольг и заставили его загадать желание. Пока великий математик что-то бормотал по поводу тетрадок  и оценок, я сделала очередной фотографический плевок в вечность. На удивление - удачный.



Когда я была маленькой и жила на далёком острове Сахалине, в общественных местах  нашего городка было модно развешивать копии картин великих мастеров. В натуральную величину. Так, например, посещение городской бани запомнилось мне по огромной картине «Девятый вал» Айвазовского. Это было для меня великим потрясением. Сидя в длиннющей очереди, я, не отрываясь смотрела  на гигантскую  зелёную волну, в которой сейчас захлебнутся бедные страдальцы.
            А вот картину «Переход Суворова через Альпы» я запомнила в зале ожидания железнодорожного вокзала.
            Сейчас мне интересно, как ответственные советские работники выбирали картины и места их размещения? По какому признаку? И какой в этом скрывался тайный замысел? Мораль?
             Поэтому не удивительно, что вглядываясь в оригиналы шедевров русской живописи, я упорно вспоминаю и баню и вокзал.
             А вот глядя на «Лунную ночь на Днепре» я вспоминаю Мариуполь. А  это понятно…Куинджи родился в Мариуполе, городской музей носит его имя.
Извилисты изгибы нашей памяти…Трудно, понять её …
             От обилия экспонатов и информации любой музей производит в моей голове сумятицу,  поэтому  я стараюсь выбрать одно самое сильное впечатление и его думать.
             На этот раз я открыла для себя ещё одно полотно Айвазовского «Волна». Раньше наши жизненные пути как-то не пересекались, поэтому я смотрела на волну, открыв рот, приближаясь к холсту и отодвигаясь от него. Я рассматривала слой краски, почти уткнувшись в него носом, пытаясь понять - как это сделано??? Почему из нагромождения пятен и штрихов рождается морская вода, брызги, пена???
Живая вода, живая, каким-то волшебным образом застывшая на полотне.



Мне кажется, если долго смотреть на картину, то можно захлебнуться. Но это мое такое восприятие.

А вот сестра посадила нас напротив «Садко» Репина и велела погрузиться в пучину. Мы попытались, и кое-кто успешно погрузился в эту действительно живую и мутноватую воду, полную русалок и всякой всячины…



Потом мы с подругой обе в розовом, удачно сидели на розовом, чем притянули эстетический взор Фёдора Николаевича, который нас и запечатлел.  Для потомков, естественно.



Наша экскурсия по залам Русского музея была не безмятежна. То школьники, тыкаясь носом в витрины и скульптуры, тревожили священный покой смотрительниц.
                 То я, ожидая  отставшего Фёдора Николаевича, сама отстала от  группы и  галопом неслась по залам, теряя всяческую ориентацию в пространстве.
                  Периодически я натыкалась на такие умилительные сцены погружения в прекрасный мир живописи.



Закончив беглое знакомство с сокровищницей русской живописи, мы бодро отправились в обратный путь.
                За автобусными окнами продолжала царствовать вопиющая промозглая серость.
                Хмурое утро плавно перелилось в хмурый же вечер, однако в моей памяти остался яркий  и, как ни странно, очень солнечный день.

#Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, музей, #музей

Previous post Next post
Up