Продолжение впечатлений от Грузии, начало
здесь. Сегодня я хочу поговорить о роли головы в изобразительном искусстве, о её художественном значении.
Итак, значение головы… огромно!
Ни один художник, ни один скульптор, создающий для вечности образ человека, не посмеет сотворить его без головы. Всадник без головы не считается.
И это правильно.
Помилуйте, кому нужен портрет тела без головы? Или статуя? Никому. Логично предположить, что и голова без тела не очень-то эстетично выглядит. Голова профессора Доуэля не считается.
И тем не менее. Тем не менее, можно изваять голову, поставить её на постамент, постамент поставить на площади. И назвать это произведение - бюст, хотя от бюста нет ничего. Есть только шея. В лучшем случае.
Таких бюстов в Тбилиси очень много!
Идёшь себе, идёшь и вдруг - голова. На пьедестале. Безусловно, это не просто голова, это дань уважения и памяти выдающимся грузинским деятелям культуры или науки…
Вот бюст Георгию Долидзе. Он установлен на проспекте Агмашенебели рядом со школой №24, в которой учился Долидзе - известный грузинский певец, Заслуженный артист, лауреат Государственной премии.
А вот бюст Григола Абашидзе, советского грузинского поэта и писателя, Лауреата сталинской премии, Героя социалистического труда.
Скажу откровенно - мне вид одинокой головы не очень нравится. Ну, хоть плечики какие-то бы к голове приставили, шею с воротничком…
Однако, на вкус и цвет все мы разные!
Поэтому охотно верю, что одинокая голова на одиноком постаменте находит своих поклонников.
А однажды мы с Алиной пошли в Музей истории культуры. Он же Дворец искусств Грузии, он же Государственный музей театра, музыки, кино и хореографии.
Музей роскошный! Он занимает бывший дворец принца Ольденбургского.
В 1882 году Константин Петрович - представитель русской ветви дома Ольденбург - встретил Аграфину Джапаридзе, жену князя Дадиани.
Встретил, влюбился, объяснился и заказал архитектору Паулю Штерну дворец для своей возлюбленной в знак большой любви.
Щедрый подарок. И очень красивый! Нарядный, как свадебный торт!
фотография из интернета
В 1927 году известный советский деятель культуры Давид Арсенишвили открыл в особняке Музей, в который мы и пошли.
Здание музея - услада для глаз! Экспозиция музея - услада для глаз, ума и души.
Вокруг музея приятнейший сквер. Чистота, лавочки, урны высокохудожественные! И буйная зелень.
Мы с Алиной прогулялись вокруг особняка и во внутреннем дворике увидели ещё более красивый садик с ещё более буйной зеленью.
Как я потом прочитала, в этом саду собраны уникальные растения, специально привезенные из исторических мест Тао-Кларджети. Это ели из ущелья Боржоми, кусты из Уплисцихе, миренты из Колхидской низменности.
Мы с Алиной стали рассматривали эту красоту, как вдруг … или мне померещилось …но я почувствовала, что в обильной растительности кто-то сидит.
Кто-то сидит, а голова торчит и на меня смотрит!
Я протёрла глаза - верно. Над аккуратно подстриженными кустами на меня в упор смотрела зелёная голова. Не живая, как я поняла через секунду. Голова памятника.
Я удивилась и подумала, что там, в кустах, забыли какой-то памятник. Поставили в кусты на время, да и забыли. Случайно.
Мы огляделись. И нашему удивлению не было предела - за стеной декоративного кустарника возвышался десяток каменных голов.
Бюсты. Без постаментов. Только головы.
Признаюсь, это зрелище произвело на нас неизгладимое впечатление!
Как позже я прочитала в интернете, это был Сад бессмертных!
В 2009 году на территории музея был устроен небольшой сад. Организаторы сада решили, что это будет не только место отдыха и развлечений, но и место увековечивания памяти знаменитых грузинских деятелей театра и кино.
И увековечили.
Ираклий Гамрекели,
Рамаз Чхиквадзе,
Николоз Шенгелая,
Васо Годзиашвили,
Валериан Гуния,
Шалва Гамбашидзе,
Мелитон Баланчивадзе,
Андрей Баланчивадзе,
Джано Багратиони,
Софико Чиаурели,
Арчил Кереселидзе и
Гурам Сагарадзе.
Скажу честно и со всей пролетарской прямотой - я очень уважаю всех вышеперечисленных людей, хотя знаю только Софико Чиаурели, великую грузинскую и советскую актрису. Я их очень уважаю.
Но чтобы вот таким … своеобразным способом увековечивать их память… Простите-извините… Не понимаю. Уважаемые люди, известные деятели искусства сидят в кустах и словно подглядывают...
Однако допускаю, что кому-то это нравится.
По крайней мере, устроителям Сада бессмертных. Им нравится. Ну и хорошо.
Так вот. История с головами в искусстве на этом не закончилась.
Однажды мы отправились в Авлабари. И вот, проходя мимо симпатичного отеля Brim Hotel, мы увидели три синие головы. В каждую голову был воткнут штырь с ручкой! Ну не знаю…. Ну это уже фиг знает что….
Подошли, присмотрелись и … опа! Оказалось, что это не просто синие головы с ручкой, это держатели поручня. Лестничного.
Ну, вообще.
Что-то мне совсем это не понравилось.
Художника каждый может обидеть, конечно, но и художник не должен людей обижать.
Вот так, прогуливаясь по улицам Тбилиси, можно увидеть весьма любопытные, иногда забавные, иногда восхитительные картины.
Внезапно!
Вот за эту внезапность я Тбилиси очень люблю.
Поэтому в следующий раз я выложу подборку фотографий всяких неожиданностей и внезапностей.
Вот идёшь, идёшь себе по Тбилиси и вдруг внезапно видишь такое…..