В минувшее воскресенье группа активных горожан открыла осенний туристический сезон поездкой по противоположному берегу Финского залива. Комарово, Репино, Сестрорецк.
Погода была превосходно питерская!
Всю ночь и всё утро лил дождь, однако, нам, любителям прекрасного и почитателям Анны Ахматовой и Ильи Репина на дождь было совершенно наплевать.
Все мы, бывшие преподаватели бывшего филиала, продолжаем встречаться и выезжаем на экскурсии под предводительством нашей же коллеги Ирины Гориной.
Ирина Владимировна дает авторские экскурсии и на несколько часов погружает нас в совершенно уникальную реальность.
Она рассказывает о делах давно минувших дней, и о героях того времени так ярко, так увлекательно, что создается вполне реальное впечатление - и я там был и с героями говорил!
Горина прекрасный рассказчик, человек обширных знаний, совершенно самобытного и очень позитивного взгляда на мир, что в наше смутное время, согласитесь, весьма ценное качество.
Итак, дорога на ту сторону Финского залива, благодаря дамбе через Кронштадт, пролетела быстро и незаметно.
В нашем путевом разговоре красной нитью проходила тема учительства, образования, стремления к знаниям.
Кто-то из нашей кампании ушел преподавать в школу, кто-то ушёл на пенсию, но жажда новых знаний и впечатлений у всех неистребима! Поэтому мы и понеслись в такую непогоду вон из дома!
Пенаты встретили нас тяжелым небом и тишиной. Небо мужалось, изо всех сил удерживая в себе потоки дождя, и да, нам повезло. Мы насладились Пенатами, гуляя по усадьбе без зонтов!
Дом поразил своим лица необщим выраженьем!
Перестроенный из простого финского домика самим художником, с пирамидоидальными стеклянными крышами, с окном в виде подковы! Большой, странный, уютный. Много света, много дерева.
При входе нам деликатно предложили обуть огромные войлочные тапки, из времён моего музейного детства.
Тем, кто забыл, как это делается - креативная инструкция на стене.
И эти милые старые тапки сразу создали определённое настроение домашнего, семейного уюта.
Фотографировать в музее категорически запрещено, но, пока я этого не знала, успела щелкнуть интерьер прихожей с забавным объявлением "Самопомощь"
Семья Репина была категорически против наёмного труда, поэтому слуг в их доме не было. Гости обслуживали сами себя, а в помощь им были везде размещены объявления и указатели.
В Пенаты приезжал Максим Горький, Чуковский, Маяковский, Куприн, Есенин.
На огромном диване в мастерской художника спал сам Шаляпин!
Диван стоит до сих пор и производит большое впечатление!
Знаменитые «репинские среды» проходили шумно и весело! И гости и хозяева были большие любители подурачиться, в чём мы убедились, глядя на кадры хроники. Нам показали небольшое кино про жизнь в Пенатах, где настоящий Репин шалит перед кинокамерой со своими настоящими знаменитыми гостями. Плёнка старая, всё в бликах и царапинах, но таким уютом и такой светлой жизнью веет от виденного!
И полноправным участником этих встреч, разговоров, музицирования был, по-моему, сам старый дом.
Чудесный парк в этот воскресный день был безлюдным.
Мы бродили по тихим дорожкам.
Представляли, как шумно и громко здесь было когда-то. Представлялось с трудом.
В голову лезла совершенная ерунда, типа
"Затянулась бурой тиной
Гладь старинного пруда.."
Тина была ядрёно-зелёная но гладь затянула капитально.
В отсутствии дам и кавалеров мы вовсю прикидывались и теми и другими.
«С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку…»
(интернет)
Репина похоронили, как он и завещал, в усадьбе и рядом посадили дубок.
Теперь это огромное дерево. И простой крест.
Художник прожил 86 лет и упокоился в дорогих его сердцу Пенатах, под сенью могучих деревьев.
Говорят, Репин прожил счастливую жизнь. В ней была любовь, упоение творчеством, много труда.
Его окружали друзья - талантливые люди.
В Пенатах жили его ученики. Я думаю, он и правда, был счастливым человеком!
Столько лет прошло, дом настоящий сгорел и то, что мы видим - это тщательно выполненная копия старого дома. Подлинные в этой усадьбе - вещи, деревья, кусты, земля и удивительное, просто физически ощущаемое чувство счастья и гармонии с миром. Чудесное место! Скромное, без претензий, но глубокое по эмоциональному содержанию.
- На связи с космосом, - глубокомысленно изрекла моя сестра, рассматривая стеклянные пирамиды на крыше.
И я ей верю - она знает!
А потом мы поехали в Комарово.
Но пробыли там до обидного мало, потому что небо не выдержало и опрокинуло на наши зонты и головы столько воды, что мы, почтив память великой Анны Ахматовой и великого Ивана Ефремова, покатили домой.
И ехали в автобусе молча. Сознание, очищенное светом и духом великих русских людей, как-то угомонилось, отцепилось от суеты и растворялось в безбрежном океане красоты и покоя.