Она прожила всего 55 лет.
Никуда дальше родного городка не уезжала.
Никогда не была замужем, не имела детей.
Пекла пироги, разводила цветы, писала стихи. О которых почти никто не знал.
Потому что в XIX веке в Америке не было интернета, соцсетей и человек имел счастливую возможность жить, не сотрясая мир своими муками творчества и подробностями личной жизни.
художник Edward Lamson Henry
В родном городке Амхерсте Эмили Дикинсон считали странной женщиной. Никуда, никогда, ни с кем. Всегда в белом. Это сильно отличало её от добропорядочных жителей городка.
А после смерти она стала одной из важнейших фигур американской и мировой поэзии и самым читаемым американским поэтом всех времён.
После смерти Эмили Дикинсон в 1886 году были найдены её рукописи. Почти 1800 стихотворений. Не сразу, но медленно и верно эти странные стихи стали завоевывать Америку, а потом и весь мир.
художник George Cochran Lambdin
Я, к сожалению, поэзию не люблю, не понимаю, и по достоинству оценить поэтический дар Эмили не могу. Но я очень люблю людей. Их необычные судьбы заставляют размышлять об удивительных законах нетварного мира, Божественной реальности, в которой мы находимся, но которую решительно не хотим понимать. Слишком уж это всё… странно как-то….
И в самом деле. Эмили Дикинсон жила в то время, когда новости в человеческом обществе курсировали неспешно, по сравнению с современными средствами коммуникаций. Добровольно выбрав уединение, она общалась только с родными и немногочисленными друзьями. Говоря современным языком, жила в информационном вакууме. Поэтому никакого следа в жизни и в воспоминаниях современников не оставила. Тем удивительней её посмертная слава и неослабевающее внимание к её творчеству.
Джон Пристли так отозвался о Дикинсон
Наполовину старая дева, наполовину любопытный тролль
Тролль. Не злое создание, третирующее людей посредством соцсетей, нет. Очаровательное сказочное существо, живущее в волшебном мире.
Неважно, что этот волшебный мир расположился в небольших размерах её комнаты и в небольшом же саду с цветами. Это неважно!
Эмили Дикинсон жила в своем сказочном мире с любопытством и с наслаждением.
художник George Cochran Lambdin
Современному человеку удовольствие от жизни в замкнутом пространстве кажется весьма сомнительным. Нам вечно необходимо куда-то ехать, лететь, плыть, набрасываться на впечатления и поглощать их с невероятной жадностью. Мы никак не можем насытиться. А если наше передвижение ограничивают, мы впадаем в тихую истерику.
Дикинсон жила в уединении, не испытывая никаких неудобств. Потому что обладала удивительной способностью видеть всё разнообразие мира, не выходя дальше собственного сада.
Этому можно только позавидовать. Особенно сейчас.
Подобное умение жить спокойно и творчески богато, не покидая своего дома, я считаю огромным счастьем!
Поэтому мне так интересна Эмили Дикинсон, странная женщина в белом платье из города Амхерст.
художник George Cochran Lambdin
Откровенно говоря, не имея ничего общего с поэзией и с поэтами, я, вероятно, никогда бы не узнала Эмили Дикинсон.
А если бы узнала и прочитала о ней в Википедии, то сильно бы не впечатлилась. Мало ли кто где когда-то как-то жил.
История Дикинсон зацепила меня в театральном зале нашего ДК «Строитель».
На моноспектакле Народного театра «Городок» «Судите нежно обо мне».
Спектакль поставлен по мотивам пьесы Уильяма Люса.
Вообразите, играет только одна актриса. Почти два часа одна на сцене.
Не профессиональная актриса, нет.
В Народном театре играют люди самых разных профессий, беззаветно влюбленные в театр. После работы, оставив семью и домашних, спешат они из дома в ДК на репетицию очередного спектакля. И это непросто.
А уж играть моноспектакль - два часа одиночества на сцене перед зрителями… Это невероятно трудно! А если текст забудешь? И нет партнера, который хоть как-то бы да подсказал…
Мало того, спектакль «Судите нежно обо мне» чрезвычайно консервативный. В нём нет бандитов, олигархов, проституток и представителей ЛГБТ. По меркам современного театра - скучнейшая и тоскливейшая постановка, на которую зритель по доброй воле не пойдет! А если пойдёт, то уснёт через полчаса! А потому что всё тихо, чинно, актриса ходит по сцене из угла в угол, вся в белом, не пляшет, не поёт, анекдоты не рассказывает…
Абсолютно провальная пьеса, за которую не всякий режиссёр возьмется.
Нет, если роль Дикинсон сыграла бы Алиса Фрейндлих, то зрители бы пошли. Плевать на Дикинсон, на Фрейндлих посмотрим!
Тем удивительней решимость режиссера народного театра взяться за постановку скучнейшей пьесы без шуток юмора, громкой музыки и матерных слов.
Но не менее удивительно решение директора ДК утвердить постановку этой скучнейшей пьесы на сцене «Строителя». Утвердить, заранее понимая, что никакой прибыли этот спектакль не принесет. Что аншлага не будет. Что будет немного зрителей, в основном, родных и друзей актрисы.
Но директор разрешает постановку, художник создает великолепную сценографию, а режиссер и актриса рождают Спектакль Настоящего Театра!
Именно так, большими буквами я выражаю своё уважение и восторг перед работой сосновоборского театра «Городок».
Потому что это очень большая редкость - Настоящий Спектакль.
Потому что театров у нас много, а смотреть нечего!
Режиссёры самовыражаются до одури, стремясь показать себя в искусстве и заработать на этом показе большие деньги… Неплохая идея, годная для цирка и варьете, но не для театра. И каждая встреча с Настоящим Театром превращается в праздник души - именины сердца!
Народный театр «Городок» сеет разумное, доброе, вечное вот уже 45 лет. Почтенный возраст для коллектива, состоящего из взрослых, вечно занятых людей. Приходили и уходили актёры, приходили и уходили режиссёры. Жизнь не баловала театр, но пинков выдавала ровно столько, сколько необходимо для творческого процесса.
Наверное, поэтому и сейчас, спустя 45 лет, театр радует горожан Настоящими Спектаклями.
После некоторого периода затишья и кадровых перестановок, в театр пришёл Сергей Сулим - режиссёр, актёр, педагог. Пришёл и словно дал второе дыхание коллективу, переживавшему серьёзный творческий кризис.
Три спектакля поставил режиссер на сосновоборской сцене и каждый из этих спектаклей - яркое событие для городских театралов. И не только городских. Театр активно участвует в различных фестивалях-конкурсах и привозит домой заслуженные награды.
14 октября спектакль «Судите нежно обо мне» отправится в Гатчину на XXII международный фестиваль-конкурс любительских театров. И я уверена, что Елена Шохина в роли Эмили Дикинсон произведёт сильное впечатление на зрителей!
Елена Шохина в роли Эмили Дикинсон. Фото из интернета
Подозреваю, что распределение ролей среди актёров народного театра сопряжено с большими трудностями. Это профессиональный актёр может сыграть всё в предложенных обстоятельствах. Актёр любительского театра играет в предложенных обстоятельствах только себя.
Но и самого себя надо сыграть так, чтобы зритель не заснул в зале. Не каждый сможет.
Уж не знаю, насколько Елена Шохина похожа на Эмили Дикинсон, но играет она американскую поэтессу невероятно легко и органично. Не играет - живёт на сцене. Живёт, как любопытный тролль в своей сказочной стране…
Елена Шохина в роли Эмили Дикинсон. Фотография из интернета
После спектакля я шла домой и думала, что мне повезло жить не просто в красивом городе, а в городе с невероятно талантливыми людьми.
Которые, несмотря и вопреки, продолжают служить Театру для души.
Они пробивают брешь в плотных рядах театров для понтов, денег и выпендрёжа.
Они делают своё дело тихо, и для широких масс населения совершенно незаметно, как незаметно жила в Амхерсте странная женщина Эмили Дикинсон.
Но если творчество американской поэтессы нашло своего читателя спустя десятилетия после смерти Эмили, то Театр для души находит своего зрителя здесь и сейчас.
Находит и обнимает его, и дарит ему радость, и предлагает ему побыть немного любопытным троллем в волшебной стране…