Ненавижу бессудную тиранию!

Jun 02, 2021 10:10


Я очень люблю творчество Михаила Булгакова. Я прочитала все его произведения, кроме одного. «Кабалу святош» начала читать, да так и  не осилила. Не пошла у меня пьеса. Отложила её до лучших времен.

Лучшие времена наступили ранним утром в воскресенье в номере отеля «Екатерингоф».

Я открыла глаза, поразглядывала потолок, потом схватила айфон и стала читать пьесу «Кабала святош». Сплетая слова и предложения с воспоминаниями о спектакле, увиденном накануне в Молодёжном театре на Фонтанке.





В Молодёжном давали премьеру.

О Мольере.

В сочинении Булгакова.

В постановке Спивака.

Я давно и преданно люблю этот театр, на спектакли его хожу радостно. Потому что знаю - в этом театре мне не будет стыдно за актёров, режиссёра. Я им доверяю. И они никогда не подводили.

На премьеру шла с абсолютно чистым сознанием. Пьесу не читала, постановки других театров не видела, сравнивать не с чем.

Но я знала, что в «Кабале святош» Булгаков размышляет над самой сложной и болезненной проблемой в жизни любого творческого человека. Художник и власть.

Каждый художник решает её для себя сам. Вариантов не так уж и много. Поэтому особого разнообразия не наблюдается.

Продать власти свободу своего творчества -  получить безбедную жизнь.

Не продавать власти свой талант - получить нищету, забвение, смерть.

Вот, собственно, и всё. И разные вариации, зависящие от степени продажности и времени совершения сделки.

Булгаков написал о том, что пережил сам.  Его Мольер, это талант, пытающийся конформизмом обезопасить свое существование и право на свободное творчество.

Но Королям таланты в свободном творчестве не нужны. Даже изрядно приправленные конформизмом. Они опасны для королевской власти над умами подданных.

Милость короля, конечно, безгранична, она позволяет художникам блистать талантом. Но исключительно  во славу его королевской величества.

Дуэт власти и художника, разыгранный на сцене Молодёжного театра, прост, ясен и до ужаса страшен.

Режиссёр усилил это ощущение всеми имеющимися у театра средствами.



Фото - Юлия Кудряшова

Великолепная сценография, делящая сцену, как, собственно, и весь наш мир, на небожителей и тех, кто постоянно путается у них под ногами.

Яркие, чёткие по характерам персонажей костюмы, добавляющие действию дополнительные краски и остроту.

Музыка композитора Игоря Корнелюка, написанная специально для спектакля. Она воздействует на зрителя ошеломляюще и оглушительно. А поклонники творчества Корнелюка наверняка услышат в тяжелой поступи Людовика отзвуки шагов Воланда.



Фото - Юлия Кудряшова

Ну и, конечно, игра двух, не побоюсь этого слова, великих актёров Сергея Барковского и Андрея Шимко, ведущих смертельный диалог Мольера и короля Людовика Великого.

Нам повезло, мы покупали билет на второй ряд, а оказались сидящими прямо перед сценой. Потому что первый ряд кресел из зала вынесли, чтобы увеличить пространство для актёрской игры.

И часть спектакля проходила прямо перед нами на расстоянии метра. И я видела великое перевоплощение актёров.

Барковский - Мольер. Чудаковатый, порой наивный, как ребёнок. Постоянно бегающий с бумагой и пером, потому что мысли и образы, приходящие на ум, так легки и проворны, не успеешь записать, тут же забудешь.



Фото - Юлия Кудряшова

Барковский и сам лёгок и проворен! Его Мольер талантливый комедиант, всегда готов рассмешить почтенную публику. Обаятельный и лукавый. Сквозной ветерок. Незнающий преград. Кроме одной. Людовик Великий. Об него разбивается Мольер. О власть.

В исполнении Шимко власть имеет совершенно серый и невзрачный вид. Моль. Но крепкая такая моль, устойчивая, ведущая исключительно здоровый образ жизни. То шпагой фехтовальной помашет, то теннисной ракеткой воздух рассечет. А  то и мороженое из хрустальной вазочки отведает. Ничто человеческое великим не чуждо.



Фото - Юлия Кудряшова

Но если у Булгакова за Людовиком стоит только Кабала святош, то у Спивака Великого короля подпирает ещё и Кабала чинуш.

Вся королевская рать.

Чёрные роботоподобные фигуры в партикулярных костюмах и галстуках. Шагающие в ногу, думающие ровно, надежно, без извилин. Страшные в своей приглушённой силе. Не только готовые к любым указаниям Великого, но и сами готовые указывать.

И не ясно - кто кем управляет? Кто создал Великого? Кабала? Или Великий создал Кабалу?



Фото - Юлия Кудряшова

Мольер трагичен и сложен.

Он не был революционером и подрывником государственных устоев. Он долго и самозабвенно пытался понравиться королю, заискивал перед ним. И всё напрасно. Власть не любит сложных и трагичных. Ей нужен простой и радостный народ. Дети, счастливо жмурящие глазки, когда перед ними является король…

Всю жизнь я лизал шпоры и думал только одно: не раздави.  И вот все-таки - раздавил! Тиран! За что? Я не понимаю…  я, ваше  величество,  ненавижу  такие  поступки,  я протестую, я оскорблен, ваше величество, извольте  объяснить...  Извольте... я, может  быть,  вам  мало  льстил?  Я,  может  быть,  мало  ползал?..  Ваше величество, где же вы найдете такого другого блюдолиза, как Мольер?  Думал  найти союзника… Ненавижу бессудную тиранию! (М. Булгаков «Кабала святош»)

Ненавижу бессудную тиранию!

Когда уже ничего не страшно, когда из груди рвётся вопль правды и нет сил дальше скрывать лицо под маской преданного лизоблюдства, человек кричит это в лицо королю.

В лицо золотого  идола с изумрудными глазами.

Но поздно. Кабала святош, чинуш и короля не слышит воплей отчаявшегося человека.

Изумрудные глаза бесстрастны и неуязвимы. Они ничего не боятся.

Или только делают вид?

#театр, театр, #СанктПетербург, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up