глава 1 О программе 12 шагов мы разговорились вечером после службы. Православные потихоньку разошлись, а мы с подругой решили внести свою лепту в общее благое дело и почистить от воска подсвечники в храме.
О чём и заявили о. Никифору, который собрался уходить и закрывать храм.
Священник вздохнул, проворчал, дескать, и что за народ такой, хлебом не корми, дай работу! Потом вручил нам скребки и тряпки и стал наводить порядок в цветочных горшках. Убирать засохшие листья, рыхлить почву.
Так, колупаясь каждый в своем деле, мы обсудили смысл реабилитации по программе 12 шагов.
- Это секта, - решительно заявил священник. - Секта, которая вытаскивает человека из одной зависимости и сразу погружает в другую.
Разумеется, я стала горячо спорить. Не потому что была страстной поклонницей этой программы, а потому что спорить с о. Никифором было интересно. Не каждый день такое происходит!
Кто же из прихожан позволит себе спорить со священником? Я лично - нет.
Я хорошо знакома с нашим городским духовенством, но в спор с ними не вступаю, всегда почтительно молчу или так же почтительно поддакиваю.
Так почему я попрала свои убеждения, пускаясь в полемику с о. Никифором? Не знаю. Наверное, потому что он был прост и доступен. Он не возвышался надо мной, придавливая сутаной и наперсным крестом, он был рядом. И с ним было интересно.
По убеждению о. Никифора, 12 шагов дают алкоголику вместо зависимости к алкоголю зависимость к этой программе - к клубу, к его ритуалам, к его правилам. У страждущего человека не происходит изменения мировоззрения. Одна страсть меняется на другую.
- Что же здесь плохого? - удивилась я, - человека приучают к здоровому образу жизни.
- Но в этом образе нет Бога! Нет! А вылечить человека может только Бог.
Я стала, что-то бубнеть про неверующих алкоголиков, которым 12 шагов помогают с очень хорошим результатом. Священник меня перебил, заметив, что он не утверждает о тотальном вреде программы, что, наверняка, есть клубы, которые не уничтожают в человеке свободу воли, но к ним в Центр периодически приезжают бывшие участники программы в очень плачевном виде и с очень плохими воспоминаниями о ней.
Отвечая на мое недоумение, как такими малыми силами они держат в Центре довольно большое количество людей с зависимостями, священник спокойно сказал, что они никого не держат и держать не собираются. Да, они предлагают хорошие комнаты для проживания в тёплом с удобствами доме, они предлагают бесплатное питание, очень качественное и вкусное. Но взамен человек должен работать. В хозяйстве есть огород, скотный двор, пекарня, гараж, столярная мастерская. Каждый трудится по способностям. И по своей доброй воле.
И по своей доброй воле исповедует волю Божию и принятие Его в свою жизнь. Молитва и труд. Вот, что Скит предлагает желающим освободиться от пагубной страсти.
Кстати, о молитве. На богослужениях о. Никифору помогают постояльцы Центра. Служат в алтаре, читают акафисты, псалмы, поют. На церковнославянском. Бегло и уверенно.
Не думаю, что в своей прежней жизни эти мужчины так истово верили в Бога. И это производит впечатление!
Я привыкла видеть у церкви женское лицо - старушки в платочках, женщины, девушки поют на клиросе, принимают записочки, следят за подсвечниками. В храме Скита, как, кстати, на кухне и в пекарне, трудятся только мужчины. Молодые, крепкие, сильные. И это их осознанный выбор.
Поговорили мы с о. Никифором и о прекрасном.
Гуляя по деревне, я обратила внимание на необычный дом с остатками былой красоты. Грустно подумала, что хорошо бы отремонтировать этого свидетеля старины глубокой…
Рассказала об этом о. Никифору, надеясь, что священник непременно поддержит мои рассуждения.
Однако о. Никифор сильно возмутился и заявил, что всю эту старую рухлядь давно сломать надо, ничего хорошего в ней нет, что он не понимает, почему мы так цепляемся за прошлое, почему мы совсем не хотим думать о будущем.
Отчасти я согласна с ним, меня тоже всегда удивляет это странное и упрямое желание жить прошлыми успехами, достижениями и победами. Но дом мне жалко всё равно.
С о. Никифором мне удалось поговорить о многом. Потому что он всегда был на виду. То собак своих прогуливал, то цыган встречал. Да-да, вообразите, в Скит приехали цыгане в симпатичном минивэне!
Несколько тётенек с кучей детей младшего школьного возраста. Дети с громкими криками носились по территории, мамаши добродушно улыбались, о. Никифор радушно показывал им Скит.
Я удивилась, наблюдая эту живописную картину, но священник мне объяснил, что цыгане не редкие гости, люди они православные и всегда находят время, чтобы припасть к его святыням.
Кстати, гости в Скит приезжают регулярно. В любое удобное для гостей время. При мне поздно вечером подрулил автомобиль, из которого вышло благочестивое семейство - папа, мама и девушка-дочь, модельной внешности в тёмных очках. От солнца. Которого не было.
Семейство пожелало осмотреть Скит. А в это время храм и часовня были уже закрыты, и священник с трудниками мирно отдыхал от трудов праведных этого хлопотливого дня. И ничего. О. Никифор встал и пошел отпирать двери и показывать поздним гостям святыни храма и часовни.
Среди почитаемых святынь Скита - скульптурный образ Божьей Матери «Прибавление Ума». Это единственная в России точная копия скульптурного изображения Лоретской Богоматери.
Считается, что через этот образ Богородица дарует благодать духовного зрения, премудрости, разума и наставляет на путь истинный заблудших и отчаявшихся.
А в храме находится частица мощей святого мученика Вонифатия Тарсийского, которому молятся о помощи в борьбе со страстями.
Многие приезжают в Скит к Живоносному источнику. Из источника можно набрать воды, а можно и окунуться в его прохладную благодать.
Каждое утро постояльцы Скита совершают молитвенное правило с чтением акафистов поочерёдно перед иконами Божьей Матери "Неупиваемая Чаша", "Прибавление Ума" и мощами мученика Вонифатия. По молитвам к Богородице и заступничеством мученика, страждущие получают и духовную, и телесную помощь.
И вот здесь я должна подчеркнуть особенную роль в жизни Скита матушки Силуаны. Она не просто управляет общиной, она её душа и сердце. Мне так показалось.
фотография из интернета
К сожалению, мне не удалось поговорить с ней.
Мои пути в Скиту пересекались почему-то только с путями о. Никифора.
Но, уже дома я нашла в интернете несколько хороших видео с участием матушки и её замечательное интервью 2016 года. Любопытствующим
ссылка. Это сочетание искренней любви и мудрости я чувствовала постоянно.
Меня можно упрекнуть в излишней сентиментальности и романтизации чувств, но я признаюсь честно - невероятно глубокое впечатление на меня произвели общие обеды в трапезной. Как любят писать блогеры, до слёз.
Сама удивилась.
Понятно, когда слезы наполняют глаза в храме, на литургии или панихиде. Но за длинным обеденным столом? Когда все сосредоточенно поглощают еду? И, тем не менее, это так.
Но напишу я об этом завтра.