Кино и Жданов

Nov 21, 2020 13:08


 Когда-то давным-давно самым любимым развлечением детей и взрослых был поход в кино.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» завещал великий Ленин, и советский человек согласно кивал головой. Да! Из всех искусств! Важнейшим!

И бежал в кассу за билетом. И в очереди стоял. За билетом в кино.

Сейчас это представить невозможно. Из всех искусств для нас теперь важнейшим является ТикТок! Тьфу, прости Господи…



Кинотеатр "Комсомолец". г.Жданов. 1978 год. (фото из интернета)



Итак, поход в кино был праздником.

Минуты ожидания широкоэкранного чуда в  постепенно темнеющем зале не сравнить ни с чем! Они волнительны и прекрасны!

Я обожала кино. Я и учиться пошла в институт киноинженеров, наивно полагая, что буду участвовать в создании фильмов. Ага. Жестокое разочарование наступило уже на первом курсе, но я мужественно отучилась пять лет и защитила диплом.

Таких как я любителей важнейшего искусства у нас в институте было большинство. Мы ходили на все кинопремьеры Ленинграда, отслеживали декады зарубежных фильмов, стояли в огромной очереди, чтобы попасть на «Укол зонтиком» в кинотеатре Зимнего стадиона.

И даже устраивали киномарафон. Это когда целый день курсировали из кинотеатра в кинотеатр на Невском, благо там их полно было. За день успевали посмотреть по пять фильмов. До одури смотрели!

Вот я бы удивилась тогда, узнав, что буквально через несколько лет я так же буду смотреть целый день кино. Но не в свой выходной, а в рабочее время. Потому что такая у меня будет работа - кино по вторником смотреть!

Итак, после эпохального в моей биографии партийного собрания в  конторе кинопроката г. Жданова, на котором товарищи по партии от всей души влепили мне выговор, я оказалась в отделе репертуарного планирования. Редактором.

Меня усадили  за шикарный деревянный стол с великолепным  ящиком для картотеки. Кабинет был светлый, солнечный, с цветами и с запахом духов.

Напротив меня сидел самый  красивый редактор кинопроката Тамара Ермоленко.

У Тамары было прекрасно всё - фигура, лицо, улыбка и наряды. Она одевалась так элегантно и со вкусом, лицо было такое милое, а улыбка такая ясная, что я  получала огромное эстетическое удовольствие, глядя на неё.

Вообще все редакторы отдела были замечательными женщинами. В партии они не состояли, моего позора на партийном собрании не видели. Они приняли меня радушно и опекали, как младшую сестру.

В мои обязанности входило составление репертуарных планов для районных киноустановок. В клубах, в санаториях, в домах отдыха. Я отбирала свободные копии фильмов, расписывала их по числам. Работа не сложная, но требующая большой внимательности и усидчивости. И знания кинорепертуара, конечно. Тут мне и пригодились все просмотренные в студенчестве фильмы.

Кроме того, каждый вторник все редакторы вместе с директорами городских кинотеатров обязаны были спускаться в просмотровый зал и смотреть кино. Весь рабочий день!

Это было так удивительно, что я  покидала своё рабочее место  стеснительно и неловко, словно с уроков сбегала. А однажды и вовсе не пошла, посчитав, что лучше я сделаю срочную работу, чем буду глаза на экран таращить. За что потом и получила нагоняй от руководства. Редактор должен быть в курсе всех новинок кино, чтобы знать какие фильмы предлагать к просмотру. И я уже с чистой совестью сидела в кинозале.

Фильмы были разные. Одни я смотрела, затаив дыхание, на других сладко засыпала. Если герои на экране не орали. А вот когда и фильм скучный, и кто-то орёт, и музыка грохочет - спится плохо. Нервно!

Но какими бы фильмами ни одаривало нас советское киноискусство, самым ценным у каждого кинопрокатчика были страдания Зиты и Гиты, Рама и Шиама, и сладкоголосого танцора диско.

Индийские фильмы были замордованы лентопротяжными трактами советских кинопроекторов до битых перфораций! Их склеивали и переклеивали. Их карточки движения хранились  отдельно, и планировать индийские фильмы на киноустановку имел право только очень, очень главный редактор.

Потому что наличие в репертуаре кинотеатра «Зиты и Гиты» давало надёжную гарантию, что финансовый план будет выполнен и перевыполнен. И все сотрудники кинотеатра получат премию.

Мне рассказывали коллеги из других городов, что им даже взятки давали за  индийское кино. Коньяком! И они по утрам всем отделом репертуарного планирования выпивали по 50 грамм коньячку. Для успешной и плодотворной работы! В нашем кинопрокате я такого не видела и не слышала.

Просмотровый зал ждановского кинопроката был такой красивый и удобный, что туда непременно водили на экскурсию гостей, приезжающих по обмену опытом.

А однажды мне поручили вызвать киномеханика, открыть зал и встретить киносъемочную группу из Москвы. Киношники снимали  в Жданове кино и желали отсмотреть рабочий материал.

Я с ворчанием, что понаехали тут и ходют и ходют, пошла искать киномеханика, открывать зал и ждать москвичей. В полной уверенности, что это  какие-нибудь студенты снимают какую-нибудь хренотень.

Действительно, пришли скромные молодые люди. Я посадила их в зал и гордо удалилась, ибо не царское это дело - реактору отдела репертуарного планирования к каким-то москвичам с вопросами  приставать.

Эх… мне бы сегодняшней там оказаться, уж так быстро я бы от них не отстала. Потому что это была съёмочная группа Василия Пичула, снимающего в Жданове «Маленькую Веру».

Вот так я профукала возможность поговорить с создателями этого замечательного фильма.

В отличие от моей недовольно бубнящей личности, директор ждановского кинопроката Валентин Михайлович Котенко, был человеком чрезвычайно гостеприимным.

В то время в Украине был популярен республиканский кинофестиваль «Человек труда на экране».

Показ художественных и документальных фильмов, встречи зрителей с режиссерами, операторами и актерами - программы фестивалей всегда были интересными.

Фестиваль проходил в разных городах, но чаще всего в Жданове, в городе трудовой и воинской славы. Коллектив кинопроката во главе с директором всегда принимал гостей с необыкновенным радушием.



Памятный значок кинофестиваля. Фото из интернета

Раз в два года «Человек труда..» приезжал в Жданов, и мне выпало счастье работать на фестивале 1987 года.

Я дежурила в гостинице, где жили участники фестиваля, и помогала организаторам. Сопровождала группы на творческие вечера, возила гостей на обед, а однажды устраивала заболевшую актрису на приём к стоматологу.

Конечно, для меня это был ценный опыт общения с творческими людьми. Я поняла, что умные и талантливые люди просты в общении.

Мне очень запомнилась жена великолепного Бронислава Брондукова.

Актёр очень любил ждановский фестиваль, но в 1987 году он по состоянию здоровья приехать не смог. И в фестивале участвовала его жена актриса Екатерина Брондукова. Она снялась более чем в 30 фильмах, но потом отказалась от карьеры, ухаживая за тяжело заболевшим мужем.

Екатерина Петровна произвела на меня огромное впечатление! Своей скромностью, простотой, обаянием и доброжелательным отношением к миру. С ней было невероятно приятно разговаривать!

Особенно на фоне других участниц фестиваля.

Напрмер, одна девица очень долго и устало рассказывала мне о своём тяжёлом актёрском труде. Прямо тяжёлом-претяжёлом, о режиссёрах-сатрапах, о завистниках-гадах, многочасовых изнуряющих съёмках и глубине системы Станиславского. И как она устала. И как ей все буквально надоели. Противные.

Признаться честно, я эту актрису ни о чём  не спрашивала, она была мне совершенно безразлична. Но её горячий монолог о каторжном труде актёра всё-таки вынудил меня осторожно спросить:

- А в каких фильмах вы играли? Что-то я не припомню… память девичья…

- Ах, - с надрывом отмахнулась девица от моего вопроса, - в разных. Всё и не перечислишь!

Я стала ещё пристальней всматриваться в её симпатичное лицо, пытаясь опознать любимицу народа. Напрасно.

И, уже умирая от любопытства, пристала к  чиновнику Госкино УССР, члену оргкомитета, в каких фильмах она снималась.

Чиновник тоже отмахнулся:

- В каких-каких… в одном! В короткометражке про женский алкоголизм!

Ну, я уже не стала уточнять, кого именно она там сыграла.



Памятный значок кинофестиваля. Фото из интернета

«Человек труда на экране» запомнился мне не только интересными встречами, но и страшными физическими страданиями. От тесных туфель.

Буквально накануне фестиваля мы с родителями поехали в село. В сельмаге я увидела  нечеловеческой красоты туфли. Чёрные, модельные, на тонком каблучке. Одну пару. 36 размера. А у меня 37.

Я бросилась их примерять и, о чудо, нога в туфельку поместилась! Сидеть и стоять я в них могла, а вот ходить не очень.

Но меня это не смутило. Учитывая, что с обувью в стране  напряжёнка, я купила туфли, надеясь, что главное их надеть.

Я и на фестиваль приезжала в этих туфельках, всеми своими ногами показывая, что мы тут в Жданове тоже ничего себе, а очень даже и очень ничего! Благо, что все перемещения осуществлялись на машине.

На мои ноги и туфли  активно откликнулся тот самый чиновник из Госкино, мужчина молодой, спортивный, в затемнённых загадошных очках и в кожаном пиджаке. По тем временам это был  очень громкий писк мужской моды!

В перерывах между разъездами он смешно рассказывал истории из жизни звезд отечественного кинематографа. И вдруг однажды пожелал меня проводить после работы домой. Я согласилась, но только до автобусной остановки, потому что жила на окраине города и пешком домой не ходила.

Молодой человек обрадовался, и мы пошли чудесным летним вечером по сияющему огнями центру Жданова. По проспекту Ленина. Мы шли, болтали, хохотали и я совсем не чувствовала, что меня, как тиски, сжимают маленькие туфли. Видимо по земле меня несли не ноги, а крылья!

Потому что и мужчина был хорош, и пиджак, и очки! А я была девушка честолюбивая. Мне его внимание было приятно!

Мы прошли весь проспект, дошли до  самолёта-памятника «Миг-17», около которого я решительно и распрощалась. Дальше начинались поля, которые лучше было проехать на автобусе.

Когда я приехала домой, меня стала пожирать жестокая расплата за легкомысленное поведение! Мне хотелось выбросить туфли и отрубить ноги!

Тем более, что пиджак и очки благополучно улетели в Киев и меня больше не вспоминали.



Самолёт-памятник "Миг-17". г.Жданов. Фото из интернета

Кроме работы с репертуаром, просмотром фильмов и фестивалями  мы занимались активной физической деятельностью. То деревья в саду поливали, то  в ремонте кабинетов участвовали, то благоустройством территории занимались. Большое хозяйство кинопроката содержалось в образцовом порядке, а это  требовало больших человеческих сил.

У Тамары сохранилось несколько фотографий с той весёлой поры. Вот мы на субботнике. Тамара говорит, что в центре стою я. Я ей верю, хотя себя не узнаю почему-то.



Фото из архива Т. Ермоленко

А завершая свой рассказ о конторе кинопроката г. Жданова я хочу ещё раз вспомнить её директора Валентина Котенко.

Его настоящее имя Вилий, но мы звали его Валентин.

Яркий, мощный и талантливый. Таким я запомнила его.

Сейчас, спустя много лет, понимая жизнь и людей, я оцениваю Валентина Михайловича как созидателя.

Все мы делимся на строителей и разрушителей. И если в молодости отношение директора ко мне я запальчиво расценивала как разрушение моей личности, то теперь понимаю, что бил он мою гордыню, мою нетерпимость и моё самолюбие.

А как строитель и как созидатель он выполнил свою миссию на земле. Создал образцовую организацию по хранению и прокату фильмокопий.

Собрал фильмофонд из всех художественных и хроникальных фильмов,  которые  имели отношение к Жданову.

Он  знал всех городских кинолюбителей. Понимая историческую ценность  съёмок города, Валентин Михайлович предлагал им хранить плёнку  на складе кинопроката, где соблюдались необходимые температура и влажность.

У него хранились копии рабочего материала кинохроники, снятой в Мариуполе в довоенные годы, и киносюжета о первых днях освобождения города в сентябре 1943 года. Эти пленки он выписал из Госфильмофонда СССР.

Здесь необходимо отметить, что это не входило в его должностные  обязанности. Это было веление сердца и любовь к родному городу. А ещё понимание важности архивных материалов. Не для себя. Для потомков.

Но потомки его не оценили.

В середине 90-х, когда Валентина Михайловича уже не было в живых, система государственного кинопроката развалилась. Многие помещения конторы стали сдавать в аренду, а затем продали и всё здание.

Новый хозяин стал решительно уничтожать ненужные ему вещи.  И бесценный фильмофонд, собранный стараниями Валентина Михайловича, сожгли на большом костре.  На улице.

Не по злобе, я уверена. По невежеству.

Говорят, что часть архивных кинолент на тележке смогла вывести и сохранить директор одного из кинотеатров.

Вот так. Нет человека. Нет дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Но осталась память о нём.

Валентин Михайлович оставил в моей душе очень яркий след. И нелепо оценивать человека такого масштаба через призму своих личных обид.

Он стал для меня примером бескорыстной преданности своему делу и гражданам города Жданова.

На это старой фотографии работников кинопроката меня нет.

А Валентин Михайлович - крайний слева.



Фото из архива Т. Ермоленко

старина, #ЖдановЖданов, #старина

Previous post Next post
Up