Русские часов не наблюдают?

Mar 24, 2016 17:31

Оригинал взят у sil2ooo в Русские часов не наблюдают?


Если поискать информацию про первые русские часы то наткнемся сразу на википедию, на статью о часах на спасской башне.

Возможно что некоторые с удивлением узнают о необычных "русских" часах не похожих на современные и даже начнут гуглить дальше и найдут много для себя сюрпризов.

Оказывается какое то время аж на Спасской башне Московского кремля стояли странные часы совершенно непонятной конструкции.

Есть много интересного почитать про них в интернете,хоть и много там путаницы.

Мне же кажется, что главное в этом вопросе сама суть, она или совсем замалчивается, или же просто отодвигается на второй план.

Хотелось бы внести ясность.


Считается, что часы в Москве впервые появились в 1404 г. Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича, недалеко от Благовещенского собора.

Первое документальное упоминание об этих первых часах находим в Лицевом Летописном своде (Троицкой летописи). Сама летопись приводится Карамзиным в томе 5 Истории государства Российского. Названа летопись по имени Троице-Сергиева монастыря, где хранилась. Написана полууставом XV в. на пергаменте. Обнаружена в библиотеке монастыря в 1760-х гг. академиком Петербургской АН Г. Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара 1812. Возможно, является списком свода митрополита Киприана 1408.

Вот что там, якобы, было написано:
"В лето 6912 князь великий Василеи Дмитриевич замысли часник и постави е на своем дворе за церковью за святым Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухещрено. Мастер же и художник сему бяше некоторые чернец, иже от святыя Горы пришедыи, родом Сербин, именем Лазарь. Цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев."



Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век.

Читаем на сайте "История Росии":
"Одним из новшеств в русской жиз­ни было устройство часозвоней. Их об­щественное значение особенно понятно в отдаленные годы, когда звон город­ских часов обозначал начало и конец торговли на рынке, время работы и от­дыха и т. д. В Лицевой летописи XVI в. находим изображение башенных часов с циферблатом со славянскими циф­рами от «а» (1) до «вi» (12). «Цифер­блат часов голубой и круглый, под ним свешиваются три голубые гири, средняя большая, по бокам две маленькие. Центр циферблата орнаментирован пальметками. Цифры идут по ободу... Выше приспособление для боя: на вертикальном стержне голубой щиток, на­правленный острым концом к колоколу. Колокол небольшой, помещается он в арочке".

Да только этот текст списан не с летописи а лишь описывает миниатюру из утерянного Лицевого летописного свода. И тебе 3 гирьки и колокол в арочке. Можно ли на этом строить выводы?

Итак, о "русских ли " часах мы говорим? Тут - никак нет. 12 часов в круге, привычные стрелки на месте. Установлены монахом Лазарем.
Получается, не о каких особенных "русских часах" речи и не идет.

На Спасский (Фроловской до 1658г) башне часы появились лишь только в середине 16 века.

"Первые часы на Фроловской башне, согласно документам, были установлены в XVI в. В 1585 г. они уже работали, за что мастера-часовщики получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду. 1614 г. часовщиком Спасской башни был Никифор Никитин, в обязанности которого входил надзор за работой часов, их своевременный завод, а также ремонт."

Что же касается вообще истории башенных часов, то получается следующее:
"Башенные часы Милана (1335 г.), Страсбурга (1352 г.), Нюрнберга (1361 г.), Аугсбурга (1364 г.), Парижа и Лондона (1370 г.), приводимые в движение грузом, показывали не только время, но и положение небесных светил, механические кукольные представления.В 1404 году при великом московском князе Василии I подобные часы, сделанные мастером Лазарем Сербиным из Афонского монастыря, были установлены в Московском Кремле. В 1436 году башенные часы соорудили в Новгороде, а через сорок лет - в Пскове." [Источник]

Итого, переняли часовое дело сразу и как есть, и начали строить после кремля такие же повсеместно.

Но, читаем "История науки и техники" ч. 2, У/П Автор А. А. Шейпак:
"Первые московские часы были изготовлены монахом Лазарем Сербиным в 1404 году по заказу князя Владимира Дмитриевича сына Дмитрия Донского. Этот инок прибыл в Москву с Афона где находилось несколько православных монастырей, расспостранявших византийскую культуру среди славян. Они были установлены в одной из башеннок белокаменного Кремля, недалеко от того места где сейчас находится Благовещеннский собор. Часы эти были устроены особенным образом. Обыкновенно в в часах вращается стрелка, а циферблат остается неподвижным. Тут же было наоборот: циферблат вращался, а неподвижной оставалась стрелка. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами, которое было укреплено на стене над циферблатом. В довершение того, на циферблате, было обозначено не 12 часов как обычно а целых семнадцать."

Стоп! Может автор А. А. Шейпак объелся неспелых ананасов? Или он на сайт "История России" не заходит? Может у него сомнения закрадываются по поводу самого "Лицевого летописного свода" найденным "светилом российской истории" с "незапятнанной" репутацией Г. Ф. Миллером?
[Spoiler (click to open)]

Шейпак Анатолий Александрович - организовал кафедру «Электротехника, теплотехника, гидравлика и энергети-ческие машины».
Доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской Академии Транспорта, профессор и действительный член Международной Академии Наук Сан-Марино, член Международной Академии Наук и Искусств, член научно-методического совета по механике и председатель научно-методической комиссии по гидравлике Федерального агентства по образованию.
Автор свыше 200 печатных работ: 3 монографии, 11 учебных пособий (1 с грифом Минобразования, 2 с грифом НМС), один учебник (с грифом УМО), 8 типовых и примерных учебных программ), сорок изобретений (20 из них используются в промышленности). 35 статей и докладов на научных конференциях издано за рубежом.


А дальше происходит совсем интересное, так как все, без исключения ресурсы, так или иначе пишут следующее:

"В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» - куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время - каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа." [Источник ]

О реставрированных после пожара 1654 года часах как одной из достопримечательностей Москвы того времени писал австрийский посол А. Мейерберг:
"Главные часы к востоку на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близ большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают часы дня от восхода до захода солнца. В летний солнцеворот, когда бывают самые длинные дни, часы эти показывают и бьют до 17, и тогда ночь продолжается 7 часов. Прикрепленное сверху к стене неподвижное изображение солнца образует стрелку, показывающую часы, обозначенные на вращающемся часовом круге. Это самые богатые часы в Москве".
Augustin Meyerberg; 1622-1688) - австрийский барон, путешественник и дипломат. Сообственно рисунок часов сохранился в его альбоме "Альбомъ Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг."





Возможно ли, что господин Шейпак спутал Выраченые часы 17 века с установленными в 15 веке? Не думаю, хотя такая ошибка часто встречается.

Был еще такой, историк Иван Егорович Забелин написавший книгу "Домашняя жизнь русских царей".

[Spoiler (click to open)]
Иван Егорович Забелин (17 [29] сентября 1820, Тверь - 31 декабря 1908 [13 января 1909], Москва) - русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы.
Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук (1884), почётный член Императорской Академии наук (1907), инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.


В его книге, читаем следующее:
"Мы не знаем, какой конструкции была механика этих часов. Указные, или узнатные, круги или колеса, т. е. циферблаты, устраивались только с двух сторон, одно в Кремль, другое в город, и состояли из дубовых связей, разборных на чеках, укрепленных железными обручами. Каждое колесо весило около 25 пудов. Средина колеса покрывалась голубою краскою, лазорью, а по ней раскидывались золотые и серебряные звезды с двумя изображениями Солнца и Луны. Очевидно, что это украшение изображало небо. Вокруг в кайме располагались указные слова, т. е. славянские цифры, медные, густо вызолоченные, всего 24, между ними помещались получасные звезды, посеребренные. Указные слова на Спасских часах были мерою в аршин, а на Троицких - в 10 вершков. Так как в этих часах вместо стрелки оборачивался сам циферблат, или указное колесо, то вверху утверждался неподвижный луч, или звезда с лучом вроде стрелки, притом с изображением Солнца."

Забавно, не правда ли, что описание часов полностью сходиться кроме той детали, что в книге говорится о 24 цифре а на картинке к тексту их 16!!!



Эта картинка настолько похожа на рисунок Мейерберга, что я сначала решил, что это она и есть, но посчитайте буквы!
Случайно ли число 13  вдруг пропущено??? Именно пропущено так как дальше по славянскому счету идет 14, 15, 16, 17 !



Все это очень странно и кажется вся эта пляска с количеством часов в сутках старых русских часов не от незнания а намеренное искажение правды.

Староверы, точнее Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов говорят что считается день по 16 часов в сутках.

"Час - разделен на 144 части, часть - разделена на 1296 долей, доля - разделена на 72 мгновения, мгновение - разделено на 760 мигов, миг - разделен на 160 сигов, сиг - разделен на 14000 сантигов.
День - сутки, изначально был разделён на 16 часов.
Неделя - 9 дней. Дни называются: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Инглинги считают эти названия реконструкцией, приводя в качестве аргументов цитаты из сказок П. Ершова.
Месяц - 40 дней (чётный) или 41 день (нечётный). Всего 9 месяцев: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет."

Даже можно на форумах найти как на базе обыкновенных часов сделать старые русские. Но, тут 16 часов и 13 на своем месте а не так как в в книге Забелина и не 17 как у Мейерберга.



Они утвержают что их часы настоящие старинные и никакого отношения к "русским часам" спаской башни не имеют.

По поводу 17 и 24 часов есть такое обьяснение:
"В XVI-XVII веках в России применялось суточное измерение времени, когда продолжительность часа устанавливалась постоянной, но, в зависимости от определённого числа того или иного месяца года, менялось количество «дневных» и «ночных» часов. Их число колебалось от 7 до 17[12], при этом на Кремлевских часах двигался циферблат, а единственная часовая стрелка была неподвижной[13]. По этому расписанию отправлялись церковные службы, но оно было отменено синодом в 1722 году с заменой прежних часов общеевропейскими, причем началом суток сделалась полночь, а не утро, как было прежде.[10]" Источник

"На этих "старых" часах нет деления на 17. Там также 24 часа в сутках. Эти часы показывали попеременно дневное и ночное время. В зависимости от числа и месяца количество "дневных" и "ночных" колебалось от 7 до 17. Т.е. например, зимой было 7 "дневных" и 17 "ночных" часов. В марте 12 "дневных" и 12 "ночных", а в мае 17 "дневных" и 7 "ночных". Всего, все равно, 24 часа в сутках. В-общем, это такие же часы, что и сейчас, только показывающие еще дневную и ночную продолжительность суток))".
...То есть, если, к примеру, весной в какой-то период времени 14 ночных темных часов, а оставшиеся 10 - дневные, такой циферблат должен был крутиться (стрелка же неподвижна) до цифры 14, а потом прокрутиться назад на цифру 1 и с нее снова считать уже дневные часы." Источник

Казалось бы данное описание все обьясняет и вопросов тут нет. Но не много ли несоответсвий то тут то там чтобы закрывать тему?

Еще одна странность заключается на мой взгляд в том, что бытует утверждение что отсчет в русских часах шел против часовой стрелки как сейчас, но все существующие картинки это никак не подтверждают. Буквы должны в этом случае идти справа налево по кругу а не слева направо как в случае с вращающимся циферблатом так и в версии со стрелками.

Но как бы то ни было, сколько было часов в сутках  это же важно! Часы на спасской башне (пока продолжим говорить только о них, для простоты) не игрушка, не модный девайс!
Конечно, опять все русские дикие и тупые и часы первые видите-ли нам иностранец построил и конечно же монах.

Но с чего это вдруг он решил установить систему которую никто никогда и нигде до этого не использовал?
И пусть даже это двадцати четырех часовая система, но почему так?

Прямо та же история, что и с Кириллом с Мефодием! Вам не казалось странным, что два монаха зачем-то изобрели славянам азбуку а не взяли просто и не дали греческие буквы дикарям?
И почему Лазарь ставит часы не как у всех а все делает ровно наоборот?

Не стрелка крутится а циферблат.
Крутится циферблат в противоположную сторону (то есть против часовой стрелки как принято сейчас).
17 часов видимо все таки в сутках и никаких не 24!
Часы астрономические, час в зависимости от времени года и местоположения.
Надо же понимать что часами этими люди пользовались, они по ним жили, так воспринимали мир и время. Это не шутки!

Позвольте еще немного из книги "Домашняя жизнь русских царей":

"Кстати, сообщим несколько подробностей о башенных часах, которые были совершенно необходимы во дворце из-за многочисленности живших и работавших там должностных лиц, крупных и мелких, обязанных или явиться, или приготовить что ко времени, к назначенному часу. Употребление карманных, или зепных,часов в то время было весьма незначительно, частью по их редкости и дороговизне, потому что русского часового производства почти не существовало и русские мастера карманных часов были такой же редкостью, как и самые часы русского производства; а к тому же и немецкие часы, которые все-таки достать было легче, хоть и задорого, по своему разделению времени не соответствовали русским и, следовательно, были неудобны для употребления. Русские часы делили сутки на часы дневные и на часы ночные, в зависимости от восхода и заката солнца, так что в минуту восхода на русских часах бил первый час дня, а при закате - первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество дневных часов, а также и ночных постепенно изменялось следующим образом, как записано в тогдашних святцах."

Часы были не диковина какая то. Были они необходимы и ими пользовались. Хочется только спросить, а что за границами дворца часы не были так необходимы? А в других городах?
Все авторы замечают, что часы были неточные, некоторые говорят даже о том, что они и вовсе небыли механическими а поворачивали круг часовщики руками.
Грубость же работы выводят из самой идеи что русские такие тупые, что день мерили по световому дню и час даже был не фиксированный.
А что если это было миропонимание а не простая блажь! Как трудно привыкнуть к переводу на летнее и зимнее время сейчас, какая низкая производительность труда в темное время суток знает каждый, даже когда просто пасмурно работа уже не та. Человек - это часть природы а не машина, почему же мы считаем, что нам подходит машинный отсчет времени на часы минуты и секунды, искусственно созданные часовые пояса и законодательные переходы на зимнее-летнее время?

Были ли примитивными якобы первые русские часы если механизм умел мерить время в зависимости от дня а не подкручивался вручную часовщиками? Хоть многие и предполагают, что часовщики подводили каждый день часы то так то сяк вручную, но это ли не бред? Зачем тогда вообще вешать часы?

Сами же неоднократно заявляют, что часы европейцев, даже карманные, не были такой уж диковинкой, но и в 17 веке продолжают ставить часы на русский манер даже на главной площади страны.

Так же, весьма не охотно говорят и о том, что часов было много по России.Больше же говорят о часах Московских а не Русских - Horologium Moscoviticum как о какой-то диковинке на вроде часов в советском магазине игрушек "Детский Мир".

"Еще до надстройки Фроловская башня, по-видимому, имела часы, так же как Троицкая и Тайницкая." Источник
Забелин: "Действительно, в конце XVI ст. в 1585 г., башенные часы стояли уже на трех воротах Кремля, с трех его сторон: на Фроловских, или Спасских, на Ризположенских, ныне Троицких, и на Водяных, что против Тайника, или Тайницких.
Часы стояли в деревянных шатрах или башнях, специально для этой цели достроенных на воротах. При каждых часах находился особый часовник, а при Ризположенских даже двое, которые наблюдали за исправностью и починками механики. В начале XVII ст. упоминаются часы и на Никольских воротах. В 1624 г. старые боевые часы Спасских ворот были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю, а вместо них построены новые, в 1625 г., англичанином Христофором Галовеем, который для этих часов тогда же выстроил над воротами вместо деревянного высокий каменный шатер в готическом вкусе, украшающий ворота и до сих пор. При этом русский колокольный литец Кирило Самойлов слил к часам 13 колоколов. Часы, следовательно, были с перечасьем, или с музыкой."

Часы на Спасской башне были не единственные. И остальные часы были исполнены, наверняка, по тому же принципу. Европейские часы не пользовались спросом не из за цены, а потому, что они были другие, их не использовали на Руси, народ, люди мерили жизнь и понимали время по другому.

По свидетельствам нидерландского путешественника Н. Витсона (60 годы 17 века), у русских «часов мало, а где таковые имеются, там вращается циферблат, а стрелка стоит неподвижно: она направлена вверх, показывая на цифру вращающегося циферблата ...».

То что в Лицевом Летописном своде говорится о 12 часах много может сказать и о самой его достоверности в целом. Тут и истории с монахам Лазарем можно и нужно усомнится. Не представляю себе как в 15ом веке ставится одна система а в 17ом выдумывается совершенно якобы невиданная доселе другая! А потом эта другая, как бы неудобная и неточная заменяется опять на прежнюю. Это не просто история о часах, это серьезное дело!

Итого, то и дело говорят о часах на спасской башне дабы сложилось впечатление что они были уникальны и единственны в своем роде. Не с целью показать что на Руси счет времени был другой а что якобы получается наоборот, поставлены однажды по глупости, лишь бы не как у всех. Сами часы путают, то ли в 15 веке то ли в 17 то ли на Спасской башне то ли во дворе князя а то на одной из башенок белокаменного кремля. Вся эта болтовня уводит внимание от главного, делает сам факт наличия таких часов как бы курьезным, как единичный случай ничего не говорящем о той настоящей истории, о том как жили наши предки.

Поскольку самих часов не сохранилось, достоверной информации нет, авторы строят свои предположения на основании документов сохранивших указания о ценах на часы, количестве часовщиков, оплаты мастерам итд. Делают исходя из них выводы о плохом качестве и неудобстве самой системы.

Только в 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны, «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами за 42 474 рубля. Но это в Москве, а сколько еще оставалось по России в пользовании русских часов?



Заповедник «Александровская Слобода» Александров, Владимирская обл.
Это статья далась мне тяжелее других. Всю неделю я дописывал и переписывал, терял не сохраненные данные и садился писать снова, находил новую информацию и казалось бы уже и смысла писать что то новое не было. Если вначале эта заметка была короткой и стройной то сейчас кажется мне уже как будто высосанной из пальца, на пустом месте, где вопросов больше чем ответов и вопросы пустые и глупые.

Только не покидает меня чувство, что тема эта не так проста как кажется, даже небольшое исследование выявило странные несоответствия у источников, и так  я и не получил ответа на вопрос "А зачем?".

Отчего такие часы и зачем так? Какой в них смысл если вокруг пользовались другим счетом, кто их придумал и почему так долго эти "курьезные" часы оставались в пользовании? Сколько их таких было и почему так много недосказанного, путаницы вокруг "русских" часов?

Продолжение >>>

история России, русская культура

Previous post Next post
Up