«Когда Сократу сказали, что в Афинах много душевнобольных, он ответил: «Как можем мы жить в безопасности, когда рядом так много безумцев? Недолжны ли платить их родственники штраф, в случае если они нас поражали, и били, и обращались с нами плохо в любой другой форме, за все, что безумные могли бы причинить?» Платон.
За последние дни я лицом к лицу столкнулась с одной из ярчайших проблем современного общества, окутанной пеленой страха и ужаса, а также людской безграмотностью и ощущением беспомощности, характерных не то для фильма ужасов, не то для ночного кошмара, и не имеющих ничего общего с сознательным и конструктивным отношением к происходящему.
Проблема психических расстройств и болезней, считается проблемой XXI века, хоть и не является чем-то новым и существует уже очень давно. Между тем, как не закрывай глаза, а эта проблема может так или иначе затронуть каждого из нас, если не напрямую, то через друзей, знакомых или даже знакомых знакомых.
Поэтому я считаю нужным написать этот пост, в основном ради цитат и ссылок на полезную литературу, которые возможно приоткроют небольшую щелочку в завесе «тайны».
«Мифы и предрассудки о душевнобольных людях процветают в Соединенных Штатах. Телевидение, пресса, художественная литература и беллетристика убедили публику в том, что человек, страдающий психическим расстройством - это либо убийца в психотическом состоянии, либо гений с раздвоением личности. Подобное непонимание и искажение образа душевнобольного человека удручает и представляет его в неверном свете». Ребекка Вулис, книга «Если ваш близкий страдает душевной болезнью».
И еще из этой же книги «Если ваш близкий страдает…» о мифах про шизофрению:
Миф: Психически больные люди - агрессивны.
Факт: Люди с психическим заболеванием в основном не агрессивны и не убийцы в психотическом состоянии, какими их часто изображают средства массовой информации. Среди них случаев агрессивного поведения не больше, чем в популяции в среднем. Этот распространенный миф сослужил очень плохую службу людям с психическими заболеваниями, большинство которых как раз очень отстранены и тихи.
Миф: Психическая болезнь заразна.
Факт: Психические болезни не заразны. Каким бы ни был человек, с которым вы проводите время или пьете из одного стакана, вы не можете заразиться от него психическим заболеванием. На короткое время можно почувствовать замешательство, проведя время с человеком, который не может ясно думать или говорить. Но после того, как вы с ним расстанетесь и пообщаетесь с ясно мыслящим взрослым человеком, ваше замешательство исчезнет. Это все равно, что провести время с ребенком: хотя вы начинаете смотреть на мир и события детскими глазами, но ничуть не приблизитесь к тому, чтобы самому стать ребенком.
Миф: Психически больные люди - плохие и злые.
Факт: Люди с психическим заболеванием не злые. Тот факт, что человек подвергся такому заболеванию, не означает, что он или его семья сделали что-то плохое или что они плохие люди. Иметь такую болезнь - несчастье, такое же, как родиться с диабетом, предрасположенностью к болезни сердца или раку. Нет причин стыдиться того, что какая-то из этих болезней появилась в вашей семье. Однако до сих пор многие семьи, в которых есть душевнобольной, очень этого стыдятся.
Миф: Психически больные - морально слабы.
Факт: Болеть психическим расстройством - не признак слабости. Душевнобольные люди не могут путем усилий над собой устранить симптомы болезни, так же, как человек с дефектом слуха, сколько бы ни старался, не сможет слышать лучше.
Далее из книги Кристофера Фрита и Эвы Джонстон «Шизофрения», серия - Краткое введение:
Фонограмма начала фильма ужасов «Шизо»: «Шизофрения… психическое заболевание, иногда известное как расщепление личности или раздвоение, характеризуется потерей связи с окружающим миром и чередованием насилия и его противоположности в поведении пациента».
Здесь объединились две самые широко распространенные ошибки в отношении шизофрении. Во-первых, то, что это - расщепление личности. К сожалению, большинство людей не знает, что термин «шизофрения» был придуман, чтобы отразить идею о расщеплении компонентов одного сознания (знания, эмоции и воля), а не идею о том, что одно сознание расщеплено на несколько сознаний. Во-вторых, что точная картина безумия описана в истории Роберта Льюиса Стивенсона, в которой добрый доктор Джекил превратился в злобного и разрушительного мистера Хайда. Как мы видели, это не так.
Эта связь с насилием является типичной в описаниях душевных болезней в СМИ. Исследование американских телевизионных драм в 1980-х гг. обнаружило, что 73% душевнобольных были показаны в виде насильников. Сообщения в популярной прессе также отражают такое отношение. За последнее десятилетие насилия с участием больных шизофренией получили максимальное отражение в прессе. … Вот типичные заголовки первых полос: «Шизофреник с ножом», «Не подходите к человеку с мачете», «Убийца-псих». В результате подобного давления в 2000 г. правительство предложило реформы, выраженные в Акте психического здоровья, который должен был разрешить насильственное лечение и помощь пациентам, входящим в группу «высокого риска» причинить серьезный вред окружающим.
Был одно хорошее последствие этой компании по поводу лечения больных шизофренией. Внимание было привлечено к тому факту, что многие пациенты не получали соответствующей помощи от местной медицины. Существует неотложная необходимость улучшить медицинскую помощь на местном уровне, но вполне возможно, что для многих пациентов кратковременная или долговременная помощь в больнице может оказаться более подходящей. Но это вовсе не означает, что они должны быть «помещены в клетку» или заперты.
И еще из той же книжки про сознание и мозг.
По крайней мере со времен Декарта мы рассматриваем физическое и умственное как независимые области, в которых происходят совершенно разные процессы. Это разделение привело к ряду ложных предположений.
Одно предположение заключается в том, что физическая болезнь отвечает на физические методы лечения (например, лекарства), а психическое заболевание отвечает на психологические воздействия (например, терапия когнитивного поведения). Из этого следует, что если у серьезного психического заболевания, например, шизофрении, имеется физическая основа, то нет места психологическим методам лечения. Ложность предположения здесь заключается в том, что если физический процесс может вызывать изменения в области психики, то изменения психики не могут вызывать изменения в физической области. Мы не видим логической причины, почему причина не может перейти от психического к физическому, и, более того, существуют данные о таком пути перехода.
Пациенты с навязчивыми состояниями становятся одержимы узкими темами, включая мысли о заражении через грязь или микробов, боязни, что двери не заперты или печь оставлена без присмотра. Эта одержимость связана с принудительными действиями, например, мытьем рук, и постоянными проверками, что может сильно осложнить повседневную жизнь. У таких пациентов лечение лекарствами плюс лечение при помощи терапии поведения может оказаться эффективным. Используя ПЭТ (позитронная эмиссионная томография), Бакстер с коллегами показали, что физическое лечение и психическое лечение вызывали одинаковые изменения активности мозга. … понимания физических процессов достаточно для объяснения процессов в сознании. Эта связь может также поддерживать экспансионизм, то есть идею о том, что психические процессы достаточны для объяснения физических процессов.