От Адвента до 6 января
Пояснения Рудольфа Штейнера, изложенные Г. Ханом
Рождественский настрой
24 декабря начинаются двенадцать Святых ночей. Они являются символами двенадцати способностей души, которые нам нужно в себе оживить. Таким образом, этот настрой верен всегда, а не только для данных двенадцати ночей.
1 января в 12 часов Солнце ближе всего к Земле, поэтому пять с половиной дней до и после этого момента - период Святых ночей. На протяжении этих самых темных ночей духовное Солнце к нам ближе всего. Оно просвечивает землю изнутри, озаряет все - не так, как позднее сверху, когда оно освещает землю <извне>.
Вступать в эти двенадцать Святых ночей следует совершенно осознанно.
В первую ночь бодрствовать до часу или двух ночи. В период остальных ночей - по возможности ложиться спать с определенной регулярностью, то есть в одно время. В этот период нужно вообще воплощать регулярный ритм. Если во внешней жизни такой возможности нет, нужно стараться делать это внутренне. Кто не может сохранять во внешней жизни покой и соблюдать все вышесказанное, должен стараться всегда сознавать святость этого времени. И особенно заботиться также об исполнении своих обязанностей, не забывая, что они выполняются в святое время. Но ничего себе не прощать, не допускать низменных душевных побуждений, относиться к себе все строже и строже.
В переживании Рождества - в период двенадцати Святых ночей - закладываются основы двенадцати месяцев года. Вот почему эти двенадцать дней и ночей так важны. Если мы, например, собьемся в первые дни, то заложим основу того негативного, что мы усвоим в первый месяц.
Нам нужно стараться прожить двенадцать Святых дней правильно и закономерно, для работы над нашим возрождением каждый год необходим, и нам нельзя терять ни одного.
С 24-го на 25-е декабря: Святая ночь, во время которой для души рождается Христос. И душа спрашивает: буду ли я спасена, несмотря на все мои слабости, недостатки и страсти?
Символ: Вифлеемский хлев, поскольку в его убожестве и бедности был рожден свет всему миру. Голос безмолвия достигает души и учит ее радостному приятию хорошего в себе и в других.
Мистерия: взыскующая душа в темноте непроходимого леса. (Козерог: Божественный дух рождается в веществе. Дух и вещество, Альфа и Омега, соприкасаются и возникает жизнь).
С 25-го на 26-е декабря: Иоаннова ночь. Орел нашей души взмывает все выше и бросает с высоты взгляд на прожитую жизнь. В ней человек узнаёт закон своей кармы.
Мистерия: выбор узкого или широкого пути. «Трудно найти стезю духа рожденному во плоти» («Бхагавадгита»). Жизнь, скованная собственным Я или посвященная роду человеческому. (Водолей.)
С 26-го на 27-е декабря: теперь следуют три ночи Белой лилии. Душа понимает, что она не в силах <правильно> держаться, что ее снова стягивает вниз, так как в ней все еще остается столько земного. Душа сознательно готовится к очищению земного тела, понимая каждую трапезу словно священную трапезу: «Я есмь хлеб…». Мы приходим из хлеба, живем на пути своего развития - хлебом и вновь возвращаемся во хлеб.
Мистерия: в долгом странствии в земной юдоли никогда не забывать о цели. (Рыбы.)
С 27-го на 28-е декабря: сознательно очищать свое астральное тело. Претворять антипатию и симпатию в чувство всеобщей любви. Страсти и вожделения безмолвствуют. Силы Христа просветляют и укрепляются в нас то, что <иначе> люциферично, что <иначе> ариманично.
Мистерия: работа над самим собой служит благу всего целого. Архангел Уриил держит перед нами зеркало, в котором мы видим, кто мы такие. (Овен.)
С 28-го на 29-е декабря: сознательно очищать свое мысленное тело. Воспитание мыслей, сосредоточение на позитивном. Претворение черных мыслей-голубей в белых. Ведь пока мы не взялись за сознательное воспитание ума, наше мышление - проходной двор, голубятня! Кроме того, эту голубятню нужно запереть от чужих, негативных мыслей.
Мистерия: храм, очищаемый Иисусом. (Телец.)
С 29 на 30 декабря: теперь следуют три ночи меча. Петрова ночь - ночь освящения меча. Каждый должен сам выковать
себе меч различения одного от другого.