(no subject)

Apr 22, 2014 00:36



Плывущий лист

Дожденосные тучи, посылающие на землю свои благодатные ливни, представлялись первобытному племени ариев небесными источниками и колодцами... Слово utsa (колодец) употребляется в Ведах для обозначения облака. Как вместилища живительного, неиссякаемого дождя, который сколько ни проливается на поля и нивы, но всегда собирается в новых испарениях, облачные источники заключали в себе бессмертную, всемолодящую влагу (амриту). Вместе с тем скученные массы туч, объемлющих собой весь небесный свод, а потом и самое небо, как широкая, беспредельная арена, по которой они постоянно носятся, приняты были за великое хранилище вод и названы воздушным (висящим над головами смертных) океаном - samudra; санскр.avisha - океан и небо, ирл. aibheis - глубокое море и атмосфера... Еще в первоначальной родине своей арии познакомились с кораблестроением и мореплаванием и потому легко могли уподобить небо - морю, а ходячие облака плавающим по нему кораблям. Представления эти удержались и у славян... В народных русских заговорах "океан-море" означает небо, что очевидно из той обстановки, в какой употребляется это выражение; так, в одном заговоре читаем: "посреди окиян-моря выходила туча грозная с буйными ветрами, что ветрами северными, подымалась метель со снегами". Украинская загадка выражается о солнце: "середь моря-моря (=неба) стоить червона коморя". Под влиянием означенной метафоры и согласно с тем наглядным впечатлением, по которому небесный свод представляется обнимающим землю, родилось убеждение, что земля "утверждена на водах, что поверхность ее есть большой круг и что ее со всех сторон обтекает кольцом пространственный океан. Так думали в Гомерово время греки, так думали и другие народы. В стихе о голубиной книге сказано: "океан-море всем морям мати: окинуло то море весь белый свет, обошло то море окол всей земли, всей подвселенныя".

А.Н. Афанасьев  "Поэтические воззрения славян на природу"

фото, славянская мифология, вода

Previous post Next post
Up