Jan 22, 2013 22:47
Дорогие друзья, коллеги!
Следующими двумя материалами - профессора Евгении Александровны Солодовой (Москва, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого) и профессора Надежды Васильевны Аммосовой (Астрахань, Астраханский государственный университет) мы начинаем обсуждение проблем, идей, педагогических методов и практических разработок, связанных с обучением и развитием одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями.
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
Солодова Е.А.
Про одарённых детей сегодня мы слышим повсеместно. Выявление и сопровождение одарённых детей с недавних пор приобрели статус государственной программы. Эта цель приобрела новый смысл в связи с президентской программой «Наша школа», а также в связи с принятием «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», где специальный раздел посвящён сопровождению одарённых детей.
В советской школе был наработан очень большой опыт по выявлению и сопровождению одарённых детей. Всемирно известны наш специализированный физико-математический интернат в Новосибирске, спецшколы № 57, № 2 в Москве и очень много других центров по работе с одарёнными ребятами. Этот бесценный опыт советской педагогики сегодня перенимают многие западные страны, пытаясь зародить у себя традиции воспитания национальной научной интеллигенции.
Почему проблема поддержки одарённости рассматривается сегодня как общественно значимая в международном масштабе? Можно отметить несколько причин этого явления:
происходит процесс объединения ученых - педагогов, психологов, медиков, правоведов, направленный на решение проблемы воспитания и образования одаренных детей, который следует рассматривать как пример прогрессивной глобализации международного масштаба;
интеллектуальная одаренность является одним из универсальных механизмов культурной эволюции;
талантливая молодежь обозначает потенциальные возможности человечества;
поддержка одаренности направлена на гуманизацию международного образовательного процесса;
обсуждение проблемы одаренности в международном масштабе способствует расширению коммуникативных связей в мировом сообществе;
развитие талантливой молодежи невозможно без развития педагога. Таким образом, работа с талантливой молодёжью повышает педагогический потенциал общества, вызывая прогресс педагогической науки.
В советской школе был наработан очень большой опыт по выявлению и сопровождению одарённых детей. Всемирно известны наш специализированный физико-математический интернат в Новосибирске, спецшколы № 57, № 2 в Москве и очень много других центров по работе с одарёнными ребятами. Этот бесценный опыт советской педагогики сегодня перенимают многие западные страны, пытаясь зародить у себя традиции воспитания национальной научной интеллигенции.
Однако, в связи с новым всплеском интереса к проблеме роста талантливых детей, возникло очень много вопросов, которые требуют своего разрешения. Во-первых, это сугубо теоретические проблемы, связанные с ответами на вопросы: кого считать талантливым, кого одарённым, а кого просто способным обучающимся и нужна ли, в принципе, такая градация; что такое общая и специальная одарённость и когда, в каком возрасте они проявляются; надо ли детям, с выраженной специальной одарённостью, например, математикам, быть одновременно хорошо образованными в гуманитарной сфере, или лучше быть талантливым узкоспециализированным математиком?
Возникают и вопросы практического толка: нужно ли действительно одарённых детей, которых по статистике насчитывается 2-4% от общего количества одновозрастных детей, объединять в особые, специализированные образовательные учреждения, или надо их учить с обычными, нормальными среднестатистическими детьми? Учить ли этих детей по стандартным программам, но с более глубокой проработкой тем и разделов этой программы, или их учить по нестандартным программам, предполагающим гораздо более обширный набор разделов и тем по предмету?
И, наверное, самый главный вопрос: как сделать этих детей счастливыми, ведь известно, что очень многие из одарённых в раннем возрасте детей, не доживают до взрослости, или входят во взрослую жизнь, растеряв свой бесценный потенциал одарённости, или, что ещё печальнее, став циниками, разочарованными в жизни?
nbsp; Мы надеемся, что обсуждение затронутой темы, небезразлично Вам, дорогой читатель, и Вы откликнитесь, высказав своё мнение на наших страницах.