Прочитала очередную фантастическую книгу, я в последнее время тыкаю пальцем наугад в список романов на планшете в надежде, что попадется что-то интересное. На этот раз выбор пришелся на "Радость словно нож у сердца" Стивена Эриксона
В книге описывается история первого контакта с инопланетным разумом, к чему, разумеется, человечество оказалось не готово. Действие происходит в наши дни - природные ресурсы на грани истощения, политика в кризисе, на Земле войны, нищета и тотальное недоверие. И вдруг появляется чужая цивилизация, которая насильно причиняет добро.
Роман начинается с похищения летающей тарелкой известной писательницы прямо среди бела дня, которая к тому же пишет на тему социальной фантастики, то есть выбор конкретно её явно не был случайным. В дальнейшем ей предстоит стать посредником между нашими цивилизациями.
Тема вроде бы и избитая, но у Эриксона своё видение проблемы и ее решения, но как же это скуууууучно, я реально засыпала несколько раз во время чтения, и только упрямство не дало бросить на середине, хоть и стоило.
Не думаю, что вы такое будете читать, так что буду спойлерить.
Короче, инопланетяне сами не показываются, они используют искусственный разум, с кем на орбите и общается писательница, Саманта. Очень много занудных философских диалогов, которые в итоге мало на что влияют. Ещё и куча людей появляется по ходу повествования, за которыми трудно следить.
По сюжету инопланетянам (их зовут Благодетели) не понравилось, как люди обращаются со своей планетой и во что ее превратили, первоначально они вообще собирались ограничить численность населения и восстановить облик Земли. Но беседы с Самантой убедили, что человечество может сострадать, сопереживать, проявлять свои лучшие качества. И тогда пошло сразу три процесса:
1. Силовые поля вытолкнули людей за границы национальных парков и путей миграции животных. Эти же поля разрушили буровые установки и другие заводы, ведущие к загрязнению природы. Любое оружие больше не способно нанести удар, будь то пистолет или даже нож, что привело к тому, что границы между государствами перестали существовать и миллионы людей стали перемещаться в поисках лучшей доли. Из ниоткуда появляется пища и вода для нуждающихся. На бытовом уровне оружие тоже больше не работает.
2. Воздействие на людей, на каждого человека - люди больше не болеют, наркотики и алкоголь больше не действуют, снизилась агрессия.
3. Терраформирование Венеры и Марса.
И всё это для человечества. И тут у автора козырь в рукаве - оказывается, есть ещё пришельцы, называемые Серые, которые регулярно похищают людей на Луну и проводят пытки, и которые стараются быть невидимыми. Это раса кочевников, которые на данный момент разрабатывают недра Луны и Марса, и по своей природе они хищники. И люди понадобились Благодетелям, чтобы найти и уничтожить Серых, для чего Благодетели построили космические корабли.
А Венера нужна, чтобы переправить туда часть населения перенаселённой Земли, разумеется, добровольно.
Там было ещё много бреда, весь пересказывать не буду 🙈
Я так и не поняла, это утопия или антиутопия?
Очень понравилась рецензия на LiveLib, приведу её целиком:
__________________
И прилетит вдруг волшебник
Есть замечательный советский мультфильм про крокодила Гену и Чебурашку, а в нём - песня про волшебника, который вдруг прилетит на своём голубом вертолёте и всё сделает мановением волшебной палочки. И кино покажет, и эскимо подарит.
Так вот этот роман - затянутая почти на пятьсот страниц мысль про прилетающего волшебника. Спускается он такой с небес, хоба! - и всё. И Венера терраформирована, и на Луну опять долетели, и от плохих инопланетян людей спасли, и психопатов среди человечества перевоспитали, и вообще мир да благость спустились с небес в виде машинного роя.
И ладно бы, что роман отчаянно наивен что в своей демонстрации строго "хороших" и строго "плохих", что в прилетевших пришельцах, однобок и порядком затянут. Роман невыносимо, ужасно, бесконечно нуден.
Где-то в начале общения Саманты с Адамом - это тот, что инопланетный ИИ - был очень смешной диалог, где Саманта рассказывает, что она-де не относит себя к "твёрдой" фантастике, потому что она выше этого и интересуется проблемами человечества и человечности, и вообще социальный аспект самый важный. Ну, хорошо, так-то имеет право. Почему этот диалог смешной - потому что это, осознанный или нет, но явный перенос авторских мыслей и высоких чувств в персонажа, и вот так незатейливо автор показывает, для чего он это всё задумывал. Для социального аспекта и рассуждений о человечестве.
Есть одна маленькая проблема: на одном социальном аспекте нормальную книгу не напишешь. Что "Радость" и демонстрирует во всей красе.
В романе нет ровным счётом ничего, за что можно было бы зацепиться: здесь нет интересного сюжета, нет интересных персонажей, нет интересной глобальной идеи, нет даже интересных размышлений о том, как исправить всё то, где человечество свернуло не туда. Идея о прилетающем волшебнике, который машет палочкой, и люди просто перестают быть злыми, потому что сорок два, не выдерживает никакой критики - она нежизнеспособна.
Эриксон долго, нудно и со вкусом расписывает, какое человечество плохое, агрессивное и недальновидное, как оно уничтожило Землю и как оно уничтожает само себя, и всё время разжёвывает, что надо всё менять. Да надо, конечно, кто бы спорил, идеи трансгуманизма или постгуманизма прекрасны. Только почему игнорируется тот скучный аспект, что это не просто так всё в мире сложилось, и что просто запретить быть человеку злым не поможет сделать Эдем на Земле? Даже если поменять Землю на Венеру.
Если автор хотел порассуждать о свободе бытия человеком, то форму он избрал странную, а вдобавок оказался страшно неубедителен.
В книгах я ненавижу две вещи: бессмысленные любовные линии со сценами секса и бессмысленную болтовню. В "Радости" бессмысленной болтовни настолько много, что я предпочла бы, чтобы это были любовные линии - в них есть хоть какое-то действие, и там можно хотя бы поймать испанский стыд от действий персонажей, что уже хоть какая-то, но эмоция. От того, что здесь написано, то есть бе-е-е-е-есконечного трёпа всех со всеми обо всём, можно ощутить только скуку. Умом я понимаю, что автор, видимо, хотел показать через диалоги персонажей их восприятие последних событий, но, честно, считаю, что ему не удалось. Персонажи - манекены с подписями, убрать от них авторские ремарки - и отличить космонавта от торговца оружием будет невозможно.
Осмысленный текст в "Радости", пригодный для чтения не через боль, существует только в первых трёх главах, в последних двух и в эпилоге. Всё, что происходит между, это просто пустые пафосные разговоры с вбиванием читателю в глотку псевдофилософских рассуждений о человеческой природе. Божечки-кошечки, да я во второй главе уже поняла всё, что Эриксон хотел сказать по этому поводу, не надо повторять десять раз для запоминания, можно уже что-нибудь произойдёт?
Нет, нельзя.
Мучила я эту книгу недели три, продираясь сквозь диалоги, диалоги и ещё диалоги, но так и не поняла, зачем. Бездарно потраченное время. Давно не встречала настолько скучной фантастики, её можно в качестве снотворного использовать - с большим успехом, настолько она безлика и не запоминается. Это даже не жвачка с претензией на философию, у жвачки хотя бы какой-то вкус есть. А тут - диалогизированное ничего.
Я, конечно, осознаю, что не стоит от любой фантастики про первый контакт ждать того же по уровню идей, что смог выдать Саган, но бездны уныния конкретно этого романа стали для меня неожиданностью. При том, что задумка была неплохой, реально, общение инопланетной цивилизации через писательницу-фантаста, которая вдобавок известна своим блогом и потому узнаваемая - отличная идея, с учётом фантастического допущения вполне здравая и имела бы шансы на успех. Ещё б дальше завязки что-нибудь нормальное было.
Но получилось, что получилось - и лучше бы не получалось. Далеко не каждый автор отличного эпического фэнтази (да, для меня было неприятным откровением, что это реально тот же Эриксон, который написал про Малазанскую империю, а не ловкий однофамилец) способен писать научную фантастику на своём же уровне.
_____________________________