Русский человек может возвыситься до неба, но может ниспасть до самых глубин ада.

Dec 26, 2015 12:35

Широка русская душа!.. (с)

Иностранцы поражались церковностию святой Руси и особенно ея наружным благочестием. «Внешний вид русскаго города и селения показывал, что религия - господствующая сила в стране. Иностранцы видели в городах множество богатых церквей и монастырей. Палаты князей и богатых людей украшались внутри на церковный лад. По городу постоянно слышался звонъ доброшумных колоколов; на всех улицах стояли часовни, иконы в окладах, с зажженными свечами. Прохожие крестились перед каждою церковью и часовней, иные клали земные поклоны. Здесь можно было встретить духовенство съ иконами, крестами, пением и св. водой. Торжественные крестные ходы совершались весьма часто». (Знаменский, История русск. Церкви, стр. 163)

Английский посол при царе Феодоре Иоанновиче Флетчер, осуждая русский народ за его нравственные недостатки, все же сознается, что «набожность господствовала в России». (Истор. очерк рус. пропове дн., стр. 767)
(...)
Наши предки созидали храмы Божии, как места особенных, усердных своих молитв, совершение коих было для них настоящим и великим аскетическимъ подвигом. Многие посещали церковь каждый день. Мещане и купцы в городах ежедневно ходили къ ранней литургии, а нередко - и к поздней. «Ежедневное посещение церкви, в особенности во дни праздников, входило даже и в придворный этикет. Поздоровавшись с боярами, царь вместе с ними отправлялся к обедне в домовую церковь; в большой праздник - в собор, или въ монастырь... Молитвы церковныя были продолжительны в посты, при исповеди, особенно - в Великий пост. Алексей Михайлович въ Великий пост выстаивал службу церковную по четыре часа, полагал по 1500 поклонов и этимъ удивлял иностранцевъ». (Истор. очерк рус. пропове днич., стр. 719, 767, 771)

Воздержание от мяса и рыбы на всю жизнь среди мирян было весьма нередким явлением. А некоторые истинные иноки, например, св. Феодосий Печерский, подобно самому Спасителю, уединялись и выдерживали во дни Великаго поста сорокадневное пощение. Послабления в древней Руси не допускались, и высшия лица были образцомъ строгаго воздержания. Алексей Михайловйч въ понедельник, среду и пятницу в течение каждой седмицы Великаго поста ничего не ел, а въ остальные дни только обедал.

При общественныхъ бедствиях Церковь налагала на всех трехдневный пост, не делая исключения в данном случае и для детей.

Следуя монастырскому уставу, а в особенности словам Священнаго Писания о непрестанной молитве, предки всего более любили молитву. Поэтому они не только молились в церкви, но и дома.
   «В комнате, где стояло наибольше образов, собиралась вся семья и прислуга, зажигались лампады и свечи, курили ладаном. Хозяин читалъ вслух утренния молитвы, иногда заутреню и часы, смотря по досугу, уменью и степени благочестия; умевшие петь - пели. У знатных людей и у князей были домовыя церкви, и все домашние сходились въ церковь, где молитвы, утреню и часы служилъ священник, а после богослужения кропилъ предстоящих св. водою. Затем все расходились для своих занятий». (Истор. очерк рус. пропове днич., стр. 766)

Но, несмотря на всю трудность осуществления мирянами молитвенных правил, помещенных въ Следованной Псалтири, эти правила они старались выполнять неуклонно. Каждый русский православный человек еженедельно вычитывал или выслушивалъ всю Псалтирь, весьма многие из них клали ежедневно до 1200 поклонов с молитвою Иисусовой. Молитву Господню, Богородицу и Символ Веры читали по нескольку раз в день. Кроме того, они читали молитвы во всякое время за делом, чтобы не развлекаться суетными делами и помыслами. (Ibid., стр. 719)

Такая подвижническая вера наших предков не могла не расположить их к другой аскетической добродетели, столь свойственной православнымъ верующим людям с самых апостольскихъ времен. Мы имеем в виду пост. Русские люди древней России отличались особенно строгимъ воздержанием во дни Великаго поста и в посты, которые налагались на них по поводу общественных или государственных бедствий. Как постились наши предки, об этом лучше всего свидетельствуют слова летописца: «Россияне-миряне,- говорит он,- в Великий пост питаются редькою, капустою и хреном, вареное едят в субботы и недели; от рыбы воздерживаются всячески, кроме Благовещения и недели Ваий. Благоговейнейшие постят за грехи свои строже; только хлеба кусок съедают по полудни, обмакнув его в пепел. А монахи, неравно мирским, держат жестокое житие, всегда, когда постятся, съедают только кусок хлеба съ водою в сутки». (Ibid., стр. 772-773)

Много и других христианских добродетелей было присуще русским людям старой России, какъ проявление все той же веры их. Но особенно они отличались милосердием к бедным и гостеприимством. Любовь к ближним во всех ея проявлениях была самою отличительною чертою русскаго народа искони. Она исходила из их веры во Христа и любви к Нему. Поэтому они творили милостыню бедным и бедствующим своимъ братьям, относя ее к лицу Спасителя, согласно Его словам, которыя Он скажет на Страшномъ суде Своем творившим милостыню: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе. (Мф. 25:40)
   Великие князья служили примером милосердия. О многих из них наши летописи говорят: «бяше милостив паче меры, нищия милуя, старцы и вдовицы заступая, обидимыя изымая». В. князь Иоаннъ получил даже название Калиты, ибо носил съ собой мешок с деньгами для раздачи бедным. Известно также, что Патриарх Филарет содержалъ на свои средства в Москве богадельни, больницы и сиротские дома. Патриарх Никон выстроил въ Новгороде четыре, а в Москве две богадельни. Так поступали и другие русские архипастыри. Митрополит Феодосий имел в своей келии разслабленнаго, служил ему и омывал его струпья. В домах бояр и купцов содержалось множество нищих и странников.

Конечно, мы далеки от мысли считать нашихъ предков совершенно безукоризненными в области их нравственной жизни. Наряду с высокими добродетелями, как порождениями их действенной веры, им свойственны были и многие нравственные недостатки, о которых свидетельствует та же проповедническая литература нашей древней России. Душа русскаго человека слишком широка, и наряду с подвигами великой святости в русской жизни наблюдалось много пороков и проявлений тяжкаго греха. Недаром Достоевский говорил, что в душе русскаго человека две бездны. По своему нравственному состоянию русский человек можеть возвыситься до неба и может ниспасть до самыхъ глубин ада.

Но насколько наши предки тяжко грешили, настолько умели и каяться. По свидетельству того же Достоевскаго, покаяние было отличительнымъ свойством русскаго народа. Покаяние это было искренним, глубоким. И если наши предки безчестили праздники пьянством и пресыщением, то умели обуздывать себя подвигами поста. Свои тяжкие грехи они старались загладить передъ Богом и милостыней, зная, что милостыня очищаетъ многие грехи.

Впрочем, и за каждодневные грехи свои, грехи человеческой немощи они приносили Богу в церкви и у себя дома чистосердечное покаяние, молились Ему долго и усердно, с поклонами и часто со слезами и даже ночью вставали на молитву и поклоны.

Это-то покаяние, как средство духовнаго очищения, вместе с церковным просвещением и воспитанием русскаго народа и помогло ему сохранить свою веру в том виде, как она была принята от греческой Церкви, т. е. во всей чистоте, чуждой всяких еретических искажений.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/russkaja-ideologija#0_2

Домострой, русский характер, Рождественский пост, Покаяние, история России, Домостроительство

Previous post Next post
Up