культурная революция №2: Сталин и Александр Невский

Apr 28, 2017 10:42


С первого взгляда может показаться дерзостью с моей стороны, что я ставлю эти два имени рядом. Всё же имя Святого, благоверного князя с православной точки зрения не сопоставимо с именем "отца народов" . Но в данном случае я смотрю на них не с точки зрения святости, благоверности и богочестивости, а с точки зрения государственной и исторической значимости. В этом смысле открывается очень интересный аспект, связывающий эти два имени в одно неразделимое целое в истории России.

Достоевский предупреждал, чт о игры с социализмом добром не закончатся: “...Революция жидовская должна начаться с атеизма, так как евреям надо низложить ту веру, ту религию, из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию и святой и великой!”

“Безбожный анархизм близок: наши дети увидят его... Интернационал распорядился, чтобы еврейская революция началась в России... Она и начинается, ибо нет у нас против нее надежного отпора - ни в управлении, ни в обществе. Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются. Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал - это заговор против русских. Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови”.
(Ф.М.Достоевский ,,Дневники писателя'')

И действительно, вплоть до конца 20-х мы имеем дело с ленинским планом т.н. "монументальной пропаганды", когда уничтожалась самая культурная память русского народа. Вместо этого водружались памятники "революционным святым". В разговоре с Луначарским Ленин говорил: "Надо составить список тех предшественников социализма или его теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т. п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры" (из статьи Луначарского от 29 января 1933 года в «Литературной газете» №№ 4, 5).

На практике воплощалась культурная революция по аналогии с Французской революцией, с ее вандализмом по отношению к старинным культовым символам и сооружениям и попыткой широкомасштабной замены их знаками нового «культа Разума» (привет масонам!).

Вместо «царей и их слуг» - список тех, кому предполагалось поставить памятники согласно декрету от 14.04.1918. («Известия», 2.08.1918 г.)
«I. Революционеры и общественные деятели: 1. Спартак. 2. Тиберий Гракх. 3. Брут. 4. Бабёф. 5. Маркс. 6. Энгельс. 7. Бебель. 8. Лассаль. 9. Жорес. 10. Лафарг. 11. Вальян. 12. Марат. 13. Робеспьер. 14. Дантон. 15. Гарибальди. 16. Степан Разин. 17. Пестель. 18. Рылеев. 19. Герцен. 20. Бакунин. 21. Лавров. 22. Халтурин. 23. Плеханов. 24. Каляев. 25. Володарский. 26. Фурье. 27. Сен-Симон. 28. Роб Оуэн. 29. Желябов. 30. Софья Перовская. 31. Кибальчич.
II. Писатели и поэты: 1. Толстой. 2. Достоевский. 3. Лермонтов. 4. Пушкин. 5. Гоголь. 6. Радищев. 7. Белинский. 8. Огарёв. 9. Чернышевский. 10. Михайловский. 11. Добролюбов. 12. Писарев. 13. Глеб Успенский. 14. Салтыков-Щедрин. 15. Некрасов. 16. Шевченко. 17. Тютчев. 18. Никитин. 19. Новиков. 20. Кольцов.
III. Философы и учёные: 1. Сковорода. 2. Ломоносов. 3. Менделеев.
IV. Художники: 1. Рублёв. 2. Кипренский. 3. Алекс. Иванов. 4. Врубель. 5. Шубин. 6. Козловский. 7. Казаков.
V. Композиторы: 1. Мусоргский. 2. Скрябин. 3. Шопен.
VI. Артисты: 1. Комиссаржевская.
Газета добавляла, что обсуждение кандидатур продолжается: накануне из списка исключили философа В. Соловьёва, зато добавили Г. Гейне, Н. Баумана и героя 1905 года А. Ухтомского.

Список "увековеченных" впечатляющий: деятели Французской революции, либералы и разрушители русского государства, революционные мыслители всех мастей. Как туда попали Рублев с Ивановым и Тютчев с Достоевским?.. Непонятно. Вероятно, по аналогии с "униженными и оскорбленными" Федора Михайловича))

Старые памятники использовали для своих целей, срубали имена царей и гербы, и на их местах вырубали имена деятелей международной революции. Так, герб Москвы на здании городской Думы (ныне Музей Ленина) был заменен барельефом работы скульптора Г. Д. Алексеева. Одновременно Алексеев на месте удаленной иконы, висевшей на торце того же здания, вылепил доску с текстом «Религия - опиум для народа», а над входом в здание сделал таблицу с текстом «Революция - вихрь, сметающий всех, ему сопротивляющихся».

Наряду со скороспелыми поделками и даже курьезами в Свияжске на Волге по инициативе местных властей, «вне списка», был открыт памятник Иуде Искариоту. Очень знаменательное мероприятие. Интересно, кого-нить торкнуло при этом?.. Хотелось бы найти воспоминания очевидцев.

Русскому авангарду было раздолье! "Искусство молодой Советской республики показало всему миру путь возрождения монументального художественного творчества, убитого задолго до Октября 1917 года пошлостью, продажностью буржуазного общества" (Коненков). Ага. Зрителей потрясала «голова Дантона», установленная в феврале 1919 года на площади Революции.



Ее автором был Николай Андреев, попытавшийся осмыслить преемственность французской и русской революций.

Колоссальная, сложенная из плоскостей квадратная голова Дантона долго распугивала прохожих, пока Моссовет не снял и это чудовище.

Позднее Андреев стал самым видным из представителей "ленинианы" и начиная с 30-х гг., больше уже не безобразничал с натурой и материалом..

Конечно, по силе впечатления, производимого на публику, этот креатив не шёл ни  в какое сравнение с "пошлыми", традиционными памятниками Александру II в Кремле или Александру III у храма Христа Спасителя.




В этой вакханалии всеобщего сноса и разрушения "старого строя" случайно уцелел  памятник Минину и Пожарскому, который из центра Красной площади перенесли к собору Василия Блаженного. Дело в том, что после сооружения Мавзолея прямо на него и на занятый большевиками Кремль указывала рука Минина:
Смотри-ка, князь, какая мразь
В стенах Кремлевских завелась!
http://moscowsteps.com/plan-leninskoj-monumentalnoj-propagandyi.-chast-i

http://irina-fadeewa.livejournal.com/45186.html
http://irina-fadeewa.livejournal.com/722709.html

Коротко говоря, ни о каком великом русском полководце, тем более святом, в культурной политике и пропаганде СССР до Сталина не могло быть и речи!


Гонения на Церковь 30-х, грубо противоречащие сталинской Конституции 1936 года, в советской историографии связаны с трендом "нарушения социалистической законности". Но эти "нарушения социалистической законности" признали Иосиф Сталин и Лаврентий Берия еще в 1937 году. Как известно, чистки партаппарата 1937-го связаны прежде всего с очисткой страны от иудейского элемента с его идеями Нового мирового порядка.

http://irina-fadeewa.livejournal.com/875007.html

Затем стало возможным облегчить участь Церкви. Гонения на Церковь прекратились фактически в 39-40-х гг., но только к 1943 году Иосифу Сталину удалось официально зафиксировать разворот в политике Советского государства в отношении Русской православной церкви, вернув священнослужителей из тюрем, лагерей и ссылок.

В 1934 году Горький по просьбе Сталина, наконец, сформулировал метод соцреализма в искусстве. Принцип идеального, заключавшийся в теории "метода", был заимствован, конечно, в эстетике христианства.  Бывший семинарист Сталин это хорошо знал, но такова была его главная установка. После чего постановление ЦК ВКП(б) распустило все существовавшие в стране объединения и заменило их едиными творческими союзами писателей, художников, архитекторов, композиторов, были учреждены фонды при каждом творческом союзе что передало заботу о деятелях культуры в руки государства. Совершенно новыми методами в культуре стали коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки (Днепрогэс), в республики, что говорила о новой культурной политике: искусство должно обслуживать народ и вести его к "светлому будущему".

Одновременно усиливался централизованный контроль над творческой деятельностью всего Союза и отдельных его членов. Возрастала роль цензора и редактора во всех областях культуры. ЦК ВКП(б) выступил как верховный судья по творческим вопросам в печати. Следствием этого были такие явления, как закрытие театра Мейерхольда, закрытие Октября" и существенные изменения в репертуарной политике театров:
http://irina-fadeewa.livejournal.com/883439.html
http://irina-fadeewa.livejournal.com/766197.html
http://irina-fadeewa.livejournal.com/960471.html

Это была преамбула.

В 1938г. снимается фильм "Александр Невский".

Музыка: С.Прокофьев.
Постановка: С.Эйзенштейн и Д.Васильев.

image Click to view



Прокофьеву было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.
В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.
http://music-fantasy.ru/materials/sergey-prokofev-kantata-aleksandr-nevskiy

Прокофьева нельзя причислить к придворным подхалимам типа Демьяшки Бедного, он был убежденный сторонник сталинской политики на тот момент. Есть хороший фильм о Прокофьеве, который очень уважительно относился к Сталину.
http://irina-fadeewa.livejournal.com/457765.html



В разгар войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года учреждён орден Александра Невского.

В последующем Статут ордена был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1942 года. В описание ордена были внесены частичные изменения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года.

История ордена.

Орден Александра Невского является младшим из "полководческих" орденов. Он единственный среди них, имеющий только одну степень. Многие коллекционеры считают его самым красивым из орденов СССР.

Лучший эскиз ордена Александра Невского создал молодой архитектор Телятников И.С. Поскольку не сохранилось прижизненных портретов полководца, Телятников поместил на орден профильное изображение артиста Николая Черкасова, исполнившего роль Александра Невского в одноименном кинофильме. Рисунок ордена был утвержден 20 июля 1942 года [14].

В статуте изначально определялось, что орденом могут награждаться лишь командиры воинских частей от взвода до полка включительно. Согласно Указу ПВС СССР от 10 ноября 1942 года орденом могли награждаться и командиры дивизий и бригад.

Орденом Александра Невского №1 был награжден командир батальона морской пехоты 154-й морской стрелковой бригады старший лейтенант (впоследствии подполковник) Рубан И.Н. за отражение атаки целого фашистского полка, поддержанной танками, в районе излучины Дона в августе 1942 года (Указ от 5 ноября 1942 года). Рубан разделил свой батальон на три группы, и, используя одну из групп как приманку заманил крупные силы противника в засаду, после чего две оставшиеся группы атаковали врага. Батальон Рубана уничтожил 7 танков и более 200 вражеских солдат [19], [31].

В 1942-ом Корин Павел Дмитриевич создает триптих «Александр Невский».
Триптих был создан Кориным по заказу Комитета по делам искусств. В центре триптиха - святой князь Александр Невский, защитник Русской земли. А за ним стяг с изображением Спаса - самого Спасителя. А вдали виднеются купола новгородских церквей... Это в атеистической стране!
Три части картины объединены основной сюжетной линией - это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина - мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив - эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.



Высится за спиной Святого Князя победоносное знамя, провозглашающее благодарность за спасение земли Русской от басурман и веру истинному Богу - «Не в силе Бог, но в правде». Корин был верующий человек, родом из потомственных иконописцев, поэтому знал, что писал.
Во время Великой Отечественной войны в народе ходили байки, которые затем переходили от дедов к внукам. Одна из таких историй, изначально правдивая, но со временем получившая некоторый налет народного сказания, связана с Кориным, который был учеником М.Нестерова ( http://irina-fadeewa.livejournal.com/159402.html )
Трансформированное и оболганное в русском самосознании чувство Бога и богоизбранности русского народа оставалось всегда, несмотря на великие потрясения: "...позвали генералы Корина и говорят: два года бьемся с фашистами, а конца войны пока не видать. На фронте за каждым смерть ходит, в тылу - голод и холод, страх за близких. Но не сдается народ, держится! Надо бы поднять боевой дух людей: пусть вспомнят, что они - потомки великих полководцев, победоносных воинов, которые и прежде немцев били, и сейчас побьют! Напишите портрет Александра Невского.

- Только я быстро писать не могу, мне сперва надо главную правду найти! - сказал художник.
http://irina-fadeewa.livejournal.com/740824.html#comments

За выполненную работу ему была присуждена Государственная премия, которую, по свидетельству жены, он полностью отдал за Владимирскую икону Божией Матери XVI века с клеймами.

Между прочим, Корин был одним из подписанов известного Письма Брежневу 1966г. от деятелей культуры, которые были против попытки реабилитировать имя Сталина:
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/letters/antistalin.htm
Любопытно, что они там обвиняют Сталина "за отход от ленинских норм в партийной и государственной жизни. Своими преступлениями и неправыми делами он так извратил идею коммунизма, что народ это никогда не простит. Любая попытка сделать это поведет только к замешательству, к разброду в самых широких кругах. Мы убеждены, например, что реабилитация Сталина вызвала бы большое волнение среди интеллигенции и серьезно осложнила бы настроения в среде нашей молодежи. Как и вся советская общественность, мы обеспокоены за молодежь. Никакие разъяснения или статьи не заставят людей вновь поверить в Сталина; наоборот, они только создадут сумятицу и раздражение. Учитывая сложное экономическое и политическое положение нашей страны, идти на все это явно опасно. Не менее серьезной представляется нам и другая опасность. Вопрос о реабилитации Сталина не только внутри политический, но и международный вопрос. Какой-либо шаг в направлении к его реабилитации безусловно создал бы угрозу нового раскола в рядах мирового коммунистического движения, на этот раз между нами и компартиями Запада. С их стороны такой шаг был бы расценен прежде всего как наша капитуляция перед китайцами, на что коммунисты Запада ни в коем случае не пойдут.".

Мне это сразу напомнила нынешние битвы вокруг мавзолея с остатками Ленина. С одной стороны -правду сказать надо, но с другой - лучше не трогать, может привести к непредсказуемым последствиям. Забавно, как все повторяется с заметной периодичностью!..

Одновременно с написанием коринского триптиха правительство дало заказ СМИ на написание плакатов с темой Александра Невского. До 1937-го это было немыслимо.



Князь Александр Невский - блюститель "Духовных скреп"

image Click to view

в чем сила брат?, св.блгв. Александр Невский, соцреализм, цивилизационный код, культпросвет, Чуркасталин, культурная революция, идеология, пропаганда и наглядная агитация

Previous post Next post
Up