"Богатыри"

Dec 10, 2014 22:31

Автор: Демьян Бедный
Режиссер: Александр Таиров



Опера-фарс "Богатыри" была поставлена в 1936г.  Автором либретто был в то время придворный большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто драматурга XIX века А. Крылова в уничижительном, сатирическом и скабрезном духе. В характерном для Демьяна Бедного стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом, Крещение Руси. Богатыри представлялись персонажами не привычного нам былинного характера, а как развеселые придурки, не чуждые всем земным порокам.
Драматург Тренев (автор «Любви Яровой») говорил о постановке: «Я очень обрадован постановлением о запрещении этого безобразия. Я горжусь этим постановлением, как русский человек. Нельзя плевать нам в лицо. Я сам не мог пойти на спектакль, послал жену и дочь. Они не досидели, ушли, отплевываясь. Настолько омерзительное это производит впечатление».

В Театральной энциклопедии пишут, что "недостатки спектакля были расценены, как выражение чуждых политич[еских] тенденций, что было связано с характеристикой К[амерного] т[еатра] как т[еат]ра „действительно буржуазного“, данной Сталиным ещё в 1929".

Оправдываясь потом перед органами, паскудник и лизоблюд Демьяша Бедный указывал на то, что у него начался приступ сахарной болезни, поэтому мол де такая неудача с постановкой  :)))))))))
А Таиров (Корнблит), потрясенный постановлением комитета о снятии «Богатырей», объявил себя больным и лег в постель. К нему домой заходили работники искусства и выражали соболезнование. По словам А.Коонен, - заходили многие, как к покойнику)))
Справка секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР «Об откликах литераторов и работников искусств на снятие с репертуара пьесы Д. Бедного „Богатыри“» 16.11.1936.

Однако. Что же было на самом деле?..



15 мая 1934 года Сталин подписывает правительственное Постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР». То был крутой поворот в культурной политике и сфере образования подрастающего поколения, преодолевающий нигилистическое отношение к Русскому народу, культивируемое большевиками, где история начиналась с 1-го Интеранционала, где замалчивались и искажались главнейшие события русской истории.

в 1937 году был переиздан Курс русской истории В.О.Ключевского. В том же 1937 году появилось новое издание книги С.Ф.Платонова Очерки по истории Смуты в Московском государстве, несмотря, казалось бы, на одиозность имени автора, арестованного недавно (1930) и обвиненного «в активной антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной организации», ставящей целью возрождение монархии в России. Власть, кроме того, начинает активно пресекать попытки (характерные для 20-х годов) осмеяния и шельмования русской истории.

Всё это наглядно видно только на одном постановки спектакля Богатыри.

В 1936 году А.Я.Таиров (Корнблит), не уловивший, по-видимому, перемены политики высшего руководства страны, поставил оперу-фарс Богатыри в руководимом им Камерном театре. Демьян Бедный представил Древнюю Русь в карикатурном виде, оскорбительном для русских. Последовало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б), где говорилось о том, что опера-фарс Демьяна Бедного «огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как в народном представлении они являются носителями героических черт русского народа... дает антиисторическое и издевательское изображение Крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа...».

Заметьте! Это было сказано в 1936 году.

Сталин ищет и находит в русском народе скрепу, связующую СССР. Особенно ярко это отразилось в событиях, связанных со столетней датой гибели А.С.Пушкина. Соответствующая подготовка началась, по крайней мере, за год до нее - в 1936 году, к примеру, было издано шеститомное собрание сочинений Пушкина. Специальным постановлением правительства был учрежден Всесоюзный пушкинский комитет.
Если раньше, в 20-е годы, тем, кто отваживался говорить о национально-политических и культурных достижениях великорусского племени, грозило обвинение в великодержавном шовинизме, то в 30-е годы эти достижения превращаются в общее достояние всех народов Советского Союза.

Приметой 30-х годов стало резкое изменение отношения к русскому народу и русскому вопросу. Вожди революции Ленин и Троцкий относились к русскому народу не лучшим образом: Ленин говорил и писал о нем уничижительно, а Троцкий - с нескрываемой злобной ненавистью. Иное дело Сталин. Еще в 1930 году Секретариат ЦК ВКП(б), возглавляемый Сталиным, в своем постановлении осудил стихотворные фельетоны Демьяна Бедного «Слезай с печки» и «Без пощады», опубликованные в «Правде», на следующем основании: «За последнее время в фельетонах т.Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании «России» и «русского».

Лично же Сталин дал более решительную отповедь Демьяну: Вы стали «возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения... что «лень» и стремление «сидеть на печке», является чуть ли национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

Позднее И.В.Сталин в беседе с А.М.Коллонтай (ноябрь 1939 г.) даст краткую, но в высшей степени емкую характеристику русскому народу: «Русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ. У русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Поэтому ему и тяжелее, чем другим народам. На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем». Эти слова обусловлены не минутным настроением, а глубоким убеждением. Пройдут «грозовые сороковые» и он выделит русский народ из советского народа, считая его «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Русский народ, скажет Сталин, «заслужил звание руководящей силы» СССР «среди народов нашей страны».

Вот почему скандальный спектакль был снят с репертуара.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о запрете пьесы Д.Бедного «Богатыри» 14 ноября 1936 года № 44. п. 202 - О пьесе «Богатыри» Демьяна Бедного:Утвердить следующий проект постановления Комитета по делам искусств: Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная под руководством А.Я.Таирова в Камерном театре с использованием музыки Бородина,

а) является попыткой возвеличения* разбойников Киевской Руси, как положительный революционный элемент, что противоречит истории и на сквозь фальшиво по своей политической тенденции;

б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются в народном представлении носителями героических черт русского народа;

в) дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа, так как оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры,

Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР постановляет:

1) Пьесу "Богатыри" с репертуара снять, как чуждую советскому искусству.








Чуркасталин, иудеобольшевики, культурная революция, антилихенския выкрутасы, театр

Previous post Next post
Up