Василий Розанов как Pussy Riot своего времени

Dec 02, 2014 22:56


Александр Буздалов прослеживает аналогии между Религиозно-философскими собраниями Серебряного века и «Pussy Riot«, как учинивших непотребство в святом месте и публично призывавших к подобному за век до этого.

"...что это были за люди, заявившие свою правомочность творчески «развивать Церковь» путем сближения ее с потребностями человека, достаточно будет привести такое историческое свидетельство:«В мае 1905 года к Василию Розанову приехали друзья «с предложением всем завтра сойтись на собрание у Минского на квартире, с целью моления и некой жертвы кровной, то есть кровопускания <...> решено произвести собранье, где бы Богу послужили, порадели, каждый по пониманию своему, но «вкупе»; тут надежда получить то религиозное искомое в совокупном собрании, чего не могут получить в одиночном пребывании. Собраться решено в полуночи <...> и производить ритмические движения, для возбуждения религиозного состояния. Ритмические движения, танцы, кружение, наконец, особого рода мистические символические телорасположения <...> Присутствовали Вячеслав Иванов, Бердяев, Ремизов, Венгеров, Минский (все - с женами), Розанов с падчерицей, Мария Добролюбова, Сологуб... Главные лица и исполнители художественно-исторического действия, которое вошло в литературу под названием Серебряного века. Гости сидели на полу, погасив огни. «Потом стали кружиться», - сообщал Е. Иванов, подчеркивая ключевое слово. «Кружились - вышел в общем котильон. Потом Вячеслав Иванов («только благодаря ему все могло удержаться») поставил посреди комнаты «жертву», добровольно вызвавшегося на эту роль музыканта С. Этот С. был, как подробно и со значением писал Е. Иванов, «блондин-еврей, красивый, некрещеный». Он был «сораспят», что заключалось «в символическом пригвождении рук, ног». После некоей имитации крестных мук «(Вячеслав) Иванов с женой разрезали ему жилу под ладонью у пульса, и кровь в чашу...» (в другом варианте «прирезал руку до крови»). Кровь музыканта смешали с вином и выпили, обнося чашу по кругу; закончилось все «братским целованием». Такие собрания, сообщал Е. Иванов, «будут повторяться». В переписке современников о случившемся говорится именно как о «радении»; Е. Иванов употреблял глагол «порадеть». В этом эксперименте воспроизводилось хлыстовское радение, в котором видели новое воплощение дионисийской мистерии; на это указывает как употребление термина «радение», так и подражания элементам этого ритуала - кружение, жертвоприношение, общее целование.<...> Это был вихрь и готовность на всякие опыты (Ремизов, Блок, Кузмин). Собрались для мистерии. На всякий случай надели рубашки мягкие. Сели - на квартире Минского; ничего не вышло. Поужинали, выпили вина и стали причащаться кровью одной еврейки. Розанов перекрестился и выпил. Уговаривал ее раздеться и посадить под стол, а сам предлагал раздеться и быть на столе. Причащаясь, крестился. Конечно, каждый про себя нес в собрание свой смешок (писательский) и этим для будущего гарантировал себя от насмешек: «сделаю, попробую, а потом забуду»

полностью статья здесь:
http://ruskline.ru/analitika/2014/12/01/vasilij_rozanov_kak_pussy_riot_svoego_vremeni/#comments

Я, честно говоря, в шоке. Хотя я к Розанову без этого относилась скептически и согласна была с его оценкой со стороны А.Лосева, все же я не знала таких омерзительных вещей про жизнь богемы в нач. 20в..

С трехтомником Розанова я распрощалась, когда в очередной раз чистила библиотеку. А вот Вячеслава Иванова не выкинула, у него есть тонкие проникновения в античную культуру. Однако. Я теперь по другому вижу ивановские театральные мистерии, которые затем большевики и конструктивисты воплощали в мистериях огромного амфитеатра с его вселенским действом.

И по другому вижу акмеистов - Ахматову спасло то, что она была православным и глубоко верующим человеком, а вот Есенин не случайно плохо кончил.

И вообще многое встает на свои места.

манихеи, антилихенския выкрутасы, язычество, неогностицизм, нет ничего нового под солнцем

Previous post Next post
Up