Святки и рождество. Немного о традиции.

Jan 07, 2014 23:01

В течение долгого времени в России в миру праздновали святки, и только церковь праздновала Рождество. Истинно Русское сознание - сознание соборное, поэтому главный праздник был в Церкви - церковном соборе. Языческие же обычаи претерпевали метаморфоз и входили в культуру быта уже в абсолютно христианизированном содержании.

На Западе христианская традиция гораздо раньше переплелась с языческой (при всем его рационализме! - прим. И.Ф.). Католический и протестантский Запад остро ощущал потребность максимально  cекуляризировать священные события и персонажи. Процесс обмирщения сакрального на Западе шёл параллельно развитию театра в католической Европе. Поэтому и празднование Рождества приобрело не столько религиозное, сколько театрализованное, а затем бытовое домашнее значение. Это связано с Реформацией и жесткой критикой католицизма в лице Лютера и пр...

В 19 в. жалостливые святочные истории удачно адаптировали и переводили праздник с духовного на душевный человеческий язык. Литературоведы согласны в том, что жанр святочного рассказа в России появился с подражания Диккенсу. У Диккенса в повестях культ дома, культ очага, противостоящего уличному ненастью «Идеал уюта - идеал чисто английский; это идеал чисто английского Рождества, но больше всего - идеал Диккенса», - писал Честертон. Эти повести имели громадный успех у русского читателя и породили подражания и вариации.

Отступление от Духа Свята в католической церкви влечет за собой культ душевности. Сама по себе душевность вещь замечательная, но только в том случае, если она не в ущерб духовности. К сожалению, мы, хотя и медленно, но все таки идем по пути католиков. Сегодня почти каждый из нас забегает в храм, чтобы "отметиться", а затем спешит домой, чтобы справить праздник в кругу домашних и оттянуться по полной...

Другими словами, акценты сместились: со своего Главного и Определяющего весь святочный смысл переместился на второстепенное.

Обычай украшать и зажигать на Рождество ёлку тоже идет из католической Европы. Оставив смысл праздника, его СУЩЕСТВЕННАЯ радость переместилась на пустой, фарисейский обряд. Красивенькое, сиюминутное и заманчивое фантастическое нечто (с его снегурочками, дедами морозами и ангелочками) заменило духовное содержание Праздника Рождества Спасителя.

И всё-таки в России ёлка прививалась медленно. В указе 1699 года о перенесении новолетия с первого сентября на первое января Петр Первый повелел украшать ворота,  крыши трактиров и жилых домов еловыми и сосновыми ветками. Рождественская елка, совершенно не свойственная исконному русскому святочному обычаю, прежде всего, была усвоена именно Петербургом, хотя Петербург какое-то время сопротивлялся ей. Европеизация петербургских святок проявилась и в получивших большое распространение в высших кругах общества святочных балах и маскарадах.
В 20-х годах XIX века она воспринималась только как этнографическая особенность петербургских немцев. Публичные ёлки и ёлки для детей в частных домах начали устраиваться с середины XIX века. Затем, подчиняясь законам моды, этот обычай распространился по всей территории России.

Только к концу XIX века елка сделалась органичной для русского святочного интерьера, так что положенный на музыку отрывок из написанного в 1903 году Р. А. Кудашевой стихотворение «Елка» («В лесу родилась елочка …») воспринимался уже чуть ли не как народная песня. Детские впечатления от первой домашней ёлки описываются С. Ауслендером в рассказе «Святки в старом Петербурге». И только в начале XX века ёлка была неотделима от зимних праздников.

В.В. Розанов говорил, что он был крайне удивлен, узнав, что украшение ёлки в Рождество - недавний обычай нерусского происхождения [Розанов В.В. Около церковных стен.].

=======================
P.S.
Я не против ёлки, я сама их люблю. Я против неруси, которая душевное предпочитает в ущерб духовному...

соборность, порядки старые не новы, святки, Реформация через Администрацию, святая традиция

Previous post Next post
Up