Передвижники как «Пусси-Райт» ХIХ века

Jan 06, 2014 01:01



«Пусси-Райт» ХIХ века

На «Эхе Москвы» не случайно Репина назвали «Пусси-Райт» ХIХ века. Идеологическое преемство нынешних «болотных» и бесов русской революции заметно невооруженным глазом.

Мы видели, как во время войны на Кавказе российские либералы мечтали о поражении «федералов» и восхищались чеченскими «борцами за свободу», как возмущались «агрессией против демократической Грузии», как единодушно протестовали против «людоедского» закона Димы Яковлева. Точно такую же ненависть и презрение к собственной стране испытывал Илья Репин. Из письма Репина во время Русско-японской войны:

«Всплывает всё виднее вся гнусность наших вожделений на Японию... Есть ещё сколько задору у этих глупцов - дикарей! - Потерявши Бога и совесть, они готовы на новые и безконечные злодейства. Однако лучшая часть народа давно уже готова надеть вериги покаяния за все громадные прежние грехи насилия... И придется ей (России) смириться и расплачиваться за свои варварские подвиги - было время, она величалась ими - теперь: это презренные, черные, кровавые пятна на ее совести... - Если бы только их смыть?.. Эти животные не чувствуют гнева Самого Бога! ...И представьте: пусть случилось бы по их желанию - они победят, завоюют Японию... Что, какой результат для всего человечества?! - Невежественный держиморда сел бы угнетателем всех лучших сторон человеческого духа... Нет, Бог этого не допустит. Нашлись бы коллективные силы упрятать нелепого варвара и взять под опеку его Царство...»

Такое впечатление, что эти репинские слова повторяют сегодня Новодворская, Кох и Боровой, мечтая о том, чтобы «цивилизованное сообщество» наконец взяло под опеку страну «глупцов-дикарей». Чтобы ясно представить отношение Репина к Русским Царям, вслушаемся в слова его письма об открытии первой Думы:

«В продолжение ста лет уже истинные русские герои несли свои пылкие головы на алтарь отечества; казалось, ничем не пробить невежественной брани Держиморды, который, наподобие свиньи, величался своими грабительскими, разбойничьими привилегиями, окружая их ореолом свыше, втирая очки глупцам, рабам и приживалкам с потерянною совестью. Держиморды верили только в непоколебимость своего престижа...»

«Передвижники» - как «массовый агитатор и пропагандист»

В ХVI веке в информационной войне против России использовали печатный станок, в ХХ веке - радиостанции, финансируемые ЦРУ, Голливуд, телевидение, интернет.

А в ХIХ веке самое сильное воздействие на русское общество оказывала литература и живопись. И трудно переоценить вклад Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, а также «буревестника революции» Горького и «зеркала русской революции» Льва Толстого в свержении «проклятого самодержавия» и крушении Российской Империи.

После печатного слова самым мощным средством пропаганды были выставки передвижников. Выставки проходили в различных городах и оказывали сильнейшее влияние на общественное мнение. Многие художники-передвижники яростно обличали «язвы и пороки русского общества». Талантливые русские художники были вполне искренни в своих стремлениях. Конечно, были серьезные нестроения и болезненные явления в жизни России. Но «передовая интеллигенция» буквально была одержима обличительным пафосом. Владимир Путин не случайно сказал, что слишком часто оппозиция власти превращалась в оппозицию самой России. И добавим, в оппозицию, т.н. «официальной» Церкви. В то время т.н. «прогрессивная» часть общества считала своим священным долгом бороться с «азиатским деспотизмом царей», обличать «отсталую» Россию, сетовать на пассивность «темного» народа, «забитого урядниками», запуганного и одурманенного «невежественными толстыми попами».

Каждый «интеллигентный человек» обязан был сетовать на отсталость Православной Церкви, которая укрепляет в народе «средневековые суеверия». И одним из самых талантливых художников, обличающих «тиранию царей» и «суеверия церковников» был, несомненно, выдающийся живописец Илья Ефимович Репин. Не случайно, когда террористы пытались взорвать чудотворную Курскую-Коренную икону Матери Божией, святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что это злодеяние - плод таких издевательских и кощунственных работ, как картина Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Сегодня, когда мы все имеем возможность участвовать в Крестных ходах, которые вновь идут по всей России, легко оценить всю ложь и клевету репинской карикатуры. Вдохновенные и красивые лица крестоходцев поражают иностранцев, которые приезжают посмотреть на возрожденный Великорецкий крестный ход, чтобы увидеть «русскую экзотику». И некоторые из них принимают православие, почувствовав благодать соборной молитвы. Но Репин, изображая знаменитый Крестный ход с чудотворной иконой Богородицы, ставил себе другую цель. На просьбу Третьякова вернуть в композицию полотна фигуру красивой молодой девушки с иконой в руках Репин ответил категорическим отказом - «не соответствует моему замыслу». А вспомним его знаменитых «Бурлаков». Это сборище оборванных уродов должно было олицетворять угнетенный и несчастный русский народ, живущий на великой русской реке. И в советской школе, и в Третьяковской галерее в то время эти работы Репина любили приводить как иллюстрации «мрачного прошлого» дореволюционной России. И никто не задумывался, что типичным волгарем был высоченный богатырь и красавец, великий русский бас Федор Иванович Шаляпин, а не изображенные Репиным оборванцы. Но у Репина были свои, ясно поставленные цели.

«Над вымыслом слезами обольюсь»

Илья Ефимович постарался закрепить в сознании народа образ «кровавого тирана», созданного воображением Карамзина. Доказывать любому серьезному историку, знакомому с сохранившимися источниками, что 9-й том «Истории» Карамзина - беллетристика, нет необходимости. Это все хорошо знают. И когда, например, приводят как свидетельство диалоги Царя и митрополита Филиппа, якобы посланного им на смерть, то надо понимать, что степень их достоверности точно такая же, как диалогов герцога Бэкингема и Анны Австрийской из «Трех мушкетеров» Дюма. Весь полет творческой фантазии Николая Михайловича Карамзина основывается на сочинениях изменника Курбского и различных авантюристов, состоявших на службе у повелителей стран, воевавших с Россией. Подумаем, разве можно было бы писать историю Великой Отечественной войны по мемуарам генерала Власова и сочинениям доктора Геббельса? А Карамзин сознательно отвергал и не замечал иные источники, например свидетельства иностранцев из нейтральных стран, побывавших в Москве и с восхищением писавших о Русском Царе. Но это не вписывалось в концепцию Карамзина. Николай Михайлович с юности участвовал в мероприятиях масонской ложи, будучи в Париже ходил на заседания Конвента, где восторженно аплодировал Робеспьеру, дружил с декабристами, боровшимися с «тиранией Царей»; Пестель писал о его 9-м томе «Не знаешь чему больше удивляться - злодействам Иоанновым, или таланту нашего Тацита». Иоанн Грозный Карамзина - кровавый тиран, олицетворение тирании, миф, созданный на Западе и внедренный в сознание русского общества талантом Карамзина. Интересно, что доктор Ковалевский, в конце ХIХ века провел т.н. «научные исследования» и уверенно заявил, что Иоанн Грозный страдал паранойей и манией преследования. Но ведь исследовал доктор Ковалевский тот вымышленный образ государя, что был создан буйной фантазией Карамзина!

Творческий вымысел и многолетние усилия по воплощению «борцами с проклятым самодержавием» идеалов «свободы, равенства и братства» привели к тому, что большую часть ХХ века вся Россия обливалась кровью и слезами.

«И картина крови имела большой успех...»

Величайшие свершения Государя Иоанна Васильевича Грозного в деле создания Государства Российского невозможно не замечать, или считать «яко не бывшими». И потому с легкой руки Карамзина их предложено относить только к первой половине его царствования, когда Царь во всем слушался добрых советников, вроде Курбского. А во второй половине правления, утверждают, что Государь, якобы впал в безумие, страдал манией преследования и стал своими же руками разрушать и губить все доброе, созданное по советам т.н. «Избранной Рады». И, как наиболее яркое свидетельство безумия «кровавого тирана» приводят подлую сплетню, запущенную папским легатом Антонио Поссевино о убийстве Государем наследника престола царевича Иоанна Иоанновича. Именно эту страшную клевету врагов России, подхваченную Карамзиным, и постарался закрепить и утвердить в сознании русского общества Илья Репин - бесспорно талантливейший художник. И надо четко понимать, что когда на «Эхе Москвы» Репина с восхищением именуют «Пусси-райт» ХIХ века», то для этого есть все основания. На Репина огромное впечатление во время путешествия по Европе произвел бой быков. В своих воспоминаниях он писал: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют ...влекущую к себе силу... В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех».

Нам сегодня невозможно представить то состояние шока, которое испытывали зрители, впервые увидев эту работу Репина. В то время ведь не было «криминальных хроник» и фильмов ужасов с потоками крови на экране. Некоторых посетительниц, упавших в обморок, приводили в чувство нюхательной солью или нашатырем. Эффект присутствия достигался тем, что в небольшом зале, где было выставлено полотно, перед работой лежал тот же ковер, что был изображен на картине залитым кровью. Но мы можем потрудиться и вспомнить свои первые детские впечатления от встречи с этой работой Репина в Третьяковской галерее или на репродукциях. Думаю, многие впервые увидели картину на репродукции в журнале «Огонек». Согласитесь, мы испытывали чувство некого ужаса и потрясения, глядя на безумного старика с выпученными глазами, зажимающего смертельную рану на голове сына. Отец, в безумии убивший своего сына - такое не может оставить равнодушным ни одного человека. Эмоциональное воздействие колоссальное. Омерзительный кровавый ужастик Лунгина «Тzar» не производит сегодня и десятой доли подобного эффекта. Илья Ефимович действительно обладал великим талантом. И это сильнейшее впечатление у зрителя остается на всю жизнь. Как репинская работа действует на психику человека, особенно ребенка - тема для отдельного разговора. Не случайно иконописец Балашов в 1913 году порезал картину, а Максимилиан Волошин, выступая в его защиту, убедительно доказал, что такой может быть защитная реакция психики впечатлительного человека от созерцания ужаса, воплощенного в полотне Репина.

Весьма характерна история, произошедшая с Василием Ивановичем Суриковым во время его работы над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была почти закончена, когда Репин, зайдя в гости к Василию Ивановичу, посоветовал пририсовать на заднем плане несколько повешенных на кремлевской стене - «работа заживет». Репин ушел. Суриков, пишет: «И знал же, что нельзя, но бес попутал». Пририсовал. Зашла в мастерскую старенькая нянечка - увидела и в обморок упала. Суриков схватил тряпку и тут же стер с холста изображение повешенных стрельцов.

Вспомним «Утро стрелецкой казни» - мы видим величайшую трагедию, но на холсте нет ни капли крови. Воздействие картины сильнейшее, но одновременно испытываешь сострадание к стрелецким женам, их горю, восхищение непреклонной волей и мужеством упрямых стрельцов, но и уважение к Царю Петру Алексеевичу, вынужденному карать своих же, русских людей. Видишь трагедию величественной и сложной Русской истории, но одновременно сопереживаешь и стрельцам, и Царю. Василий Иванович Суриков - православный русский человек, любивший Россию и свой народ. Потому и его «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни» и другие исторические полотна дают возможность не только увидеть трагические страницы истории, но и мощь русского народного характера, гордиться историей Отечества.

А Илья Ефимович Репин весь свой недюжинный талант и мастерство поставил на службу «прогрессивному обществу», желавшему всей душой «свержения проклятого самодержавия». И его работа «Иоанн Грозный и сын его Иоанн. 16 ноября 1581 года» нанесла сильнейший удар по сознанию многих и многих русских людей. Послушаем одного из ближайших соратников Ленина В.Д. Бонч-Бруевича: "Еще нигде не описаны те переживания революционеров, те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как "Иван Грозный и сын Его Иван"... как та картина, на которой гордый и убежденный народоволец отказывается перед смертной казнью принять благословение священника".

«Ай да Репин!»

Не знаю, раскаялся ли Илья Ефимович, наблюдая из Финляндии за плодами усилий борьбы «передового общества с «царским деспотизмом» и «отсталой» Церковью, но его работа стала одним из главных оснований для утверждения «черного мифа» о царствовании Государя Иоанна Васильевича Грозного. Когда спрашиваешь многих людей, почему же вы уверены, что Грозный Царь убил своего сына, то часто отвечают: «Ну как же, а картина Репина?». Говорят, что на картине выразительно изображено горе отца, потерявшего сына. Но давайте обратимся к словам Крамского, который также разделял антимонархические настроения «передового общества». «Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь, в уровень таланту... И как написано, боже, как написано!... Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?.. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута... В ужасе закричал... схватил его, присел на пол, приподнял его... зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев)... а сам орет... Этот зверь, воющий от ужаса... Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском... Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма»

«Изображен просто какой-то не то зверь, не то идиот, - это лицо, главным образом, и не кончено, - который воет от ужаса, что убил нечаянно своего собственного друга, любимого человека, сына...» «...Ай да Репин!»

«Зверь и психопат» воющий от ужаса, «не то зверь, не то идиот» - Крамской восхищен тем, как Репину удалось изобразить первого Русского Царя.

Никита Хрущев, известный своими «симпатиями» к Русской Православной Церкви, решил в пику Сталину, уважительно относившемуся к Грозному Царю, продолжить разоблачение кровавого тирана. В 1963 году были вскрыты некоторые гробницы в Архангельском соборе. Ученные были удивленны хорошей сохранностью останков Государя Иоанна Васильевича по сравнению с другими - дело в том, что гидроскопичность саркофагов из известняка очень плохо влияет на сохранность костей. Цвет костей Грозного Царя - желтовато-коричневый, рука, сложенная в крестном знамении - для православных это о многом говорит. Ученые-криминалисты обнаружили в останках Государя, Царицы Анастасии и Царевича Иоанна Иоанновича, как и в останках Елены Глинской, матери Царя, содержание ртути и мышьяка в десятки раз превышающие допустимые нормы. Сказки о том, что это результаты применения каких-то лечебных мазей - из области ненаучной фантастики. Елена Глинская, Государь Иоанн Васильевич, Царица Анастасия и Царевич Иоанн были отравлены очень модным в то время ядом - сулемой.

цит. по: Виктор Саулкин. Не было никакого "тирана на троне"
http://ruskline.ru/analitika/2013/12/20131227/ne_bylo_nikakogo_tirana_na_trone/

Ещё к этому:
"Картина «Видение отроку Варфоломею» в 1890 году вызвала среди части передового общества удивительную реакцию. И реакция эта была - ненависть. Небывалое дело! Идеологи Передвижных выставок, люди образованные и известные в России - критик Владимир Стасов, писатель Дмитрий Григорович, крупнейший издатель Алексей Суворин, художник Григорий Мясоедов объявили картину вредной. «Все четверо, - писал Нестеров, - судили картину страшным судом; они согласно все четверо признали ее вредной...» Более того, утверждали: «Зло нужно вырвать с корнем». Имелось в виду, чтоб другим не повадно было...
http://irina-fadeewa.livejournal.com/159402.html http://irina-fadeewa.livejournal.com/217269.html

передвижники, бесы русской революции, пропаганда и наглядная агитация

Previous post Next post
Up