Русская пословица: без царя в голове
дурашный, с приветом, дураковатый, дурковатый, без царя в голове, глупый, глуп до святости, нет царя в голове, придурковатый, с придурью, бестолковый, умом не блещет, без головы, богом убитый
Слово о полку Игоревом
Я раньше думала, что можно с язычниками или иноверцами объединяться, пока у нас общая цель спасения России, но потом поняла, что это утопия. Они в принципе по-другому мыслят. И сегодня мы наблюдаем бесконечные раздоры среди своих.
В "Слове..." ясно и однозначно указано, из-за чего были междоусобицы. Это были не обычные межземельные или наследственные дрязги, хотя они не исключаются, но являются лишь следствием, а не причиной, их порождающей. Через все "Слово..." настойчиво рефреном проходит слово крамола.
В старославянском языке "крамола" означает волнение, мятеж, смута, порожденные изменой = изменением ума (!).
Русь, Киев, Чернигов... «….А въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми. Тоска разлияся по Руской земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи. А князи сами на себе крамолу коваху, а погании сами, победами нарищуще на Рускую землю...»
Если нет единого центра управления, то уже в самом народе и войске начинаются раздоры и братоубийства.
Убедительным подтверждением этому является "Слово о полку Игореве", которое суть не только литературный памятник, но и исторический документ. В советском литературоведении было принято говорить о нем с точки зрения земельных междоусобиц. Однако, если внимательно читать сам памятник, а не его "научные" интерпретации, то оказывается, что "Слово.." - это живое свидетельство того, что без единого духовного и идеологического центра никакая победа невозможна.
В "Слове..." ясно видно, что христианство ещё не укоренилось на Руси, там каждое второе слово - это аппеляция к языческим богам. Так откуда победа возьмется, если нет ЕДИНОМЫСЛИЯ?.. не зря ведь князю Всеславу "вещий Боян такую припевку, мудрый, сложил: "Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разумному суда Божьего не миновать" - в этом заключается ключ для понимания "Слова"..
Песнопевец призывает народ к борьбе за Землю Русскую, а Земли нет - она вся по кусочкам раздроблена, в каждом княжестве СВОИ ЗАКОНЫ. А у Романа и Мстислава и вовсе "железные кольчуги под шлемами латинскими"!
"О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским. Стали стяги его ныне Рюриковы, а другие Давидовы, но врозь они веют, несогласно копья поют"...
Рюриковы и Давидовы стяги - это чьи? ...
И заканчивается тоже знаменательно:
"Вспенилось море в полуночи; смерчи идут туманами. Игорю князю Бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому."
Т.е. Бог помогает ему спастись из плена. А затем:
"Сказал Боян, песнотворец старого времени, Ярославова и Олегова: "Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы". Так и Русской земле без Игоря. Солнце светит на небе - Игорь князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Страны рады, города веселы.
(...)
Да здравы будут князья и дружина, поборая за христиан против поганых полков. Князьям слава и дружине! Аминь."
Вещий Боян призывает народ вернуться под знамена христианской, православной веры. Только в этом он видит залог спасения Руси.
Народная мудрость говорит: Рыба с головы гниет. Если головы у народа нет, то её ничем не заменишь, никакими "родными просторами"... А если царская голова без Бога, то народ остается без Царя в голове.
В "Слове..." показана надежда на то, что Русь спасется князем Игорем за то, что он с Богом. За это Господь и из плена его вызволил при общем поражении. Только в христианской вере возможно будущее России. Это показывает нам наша история.
P.S.
Протоиерей Олег Трофимов СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ -
#ЯЗЫЧЕСТВО ИЛИ
#ХРИСТИАНСТВО?
"Христианский элемент в Слове сравнительно с летописью и другими памятниками XII в. выступает приглушенно, но он пронизывает все произведение.
Решающим обстоятельством является широкое использование автором Слова библейских книг и прекрасное знание церковнославянского языка. А. И. Клибанов во время дискуссии по Слову о полку Игореве суммировал наблюдения B. Н. Перетца. В Слове, судя по Перетцу, символы, лексика, словосочетания имеют 167 параллелей к книгам Библии и в репертуар автора входит 35 библейских книг. «Сейчас, - добавил А. И. Клибанов, - можно говорить о 180 случаях обращения к 36 книгам Ветхого и Нового Завета» в Слове о полку Игореве.
Язычником или двоевером такой образованнейший книжник быть не мог. Даже допуская существование в XII в. языческих пережитков, нельзя себе представить столь причудливое сочетание церковной культуры с откровенно внерелигиозным миропониманием".
Зимин А.А. Слово о полку Игореве - стр. 279-280