На примере СССР мы видим, что как только сняли занавес, так от малейшего дыхания свободы всё сразу и развалилось.
Как нам вернуться к себе домой, в Россию?.. Правильно, по-русски образованный и воспитанный человек - это не тупой потребитель, в том числе чужеродных смыслов и идей, а труженик и созидатель, человек творческий, с сильным, духовным, внутренним стержнем, который должен быть убежден, что его Родина-Россия - самая прекрасная страна на свете.
Характерные ошибки современной системы образования и пути их исправления в статье
доктора исторических наук, профессора МГУ Сергей Перевезенцева и доктора педагогических наук, профессора Курского государственного университета Владимира Меньшикова
о рисках, целях и задачах суверенной системы образования
Президент России В. В. Путин 2 марта 2023 г. во время своего общения с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника» сказал, что «мы продолжим формирование суверенной системы образования <…> Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях - от школы до колледжей и вузов». Это предложение Президента более чем ожидаемо, ведь если в стране идет суверенизация политики, экономики, всей жизни в целом, то закономерной должна стать и суверенизация образования. Но осознавая всю актуальность этой задачи, нельзя не опасаться, что решение ее тем или иным способом будет провалено.
Первый способ, столь привычный для нас, состоит в том, что решение Президента будет проигнорировано и ничего делаться не будет под усиленные разговоры о суверенизации, разве что будут устроены показушные мероприятия. Но не более того.
Второй способ еще хуже: не дай Бог начнут изображать изменения в образовании в стиле a la russe. В этом случае все сведется к мероприятиям в духе широкой русской масленицы, демонстрации народных ремесел, русских народных танцев и песен и т. п. Сразу скажем, что ничего против русского фольклора не имеем, но если все сведется только к условным «сарафанам», «матрешкам и «балалайкам», то это будет не просто игнорирование идеи Президента, а ее прямая дискредитация.
Третий способ: изоляция российского образования от мирового образовательного сообщества. Нужно понимать, что Россия никогда не была замкнутой страной, и она всегда училась у других брать все лучшее, что можно было взять и… сделать русским, национальным. Да, бывало, что меры в заимствованиях не знали, как, кстати говоря, и обстояло дело в последние тридцать лет. Однако суверенизация образования состоит не в том, чтобы оградиться от всего мира, а в том, чтобы, развивая свое образование, взаимодействовать с мировым образовательным сообществом, и брать от него то, что необходимо именно нам. Кроме того, нужно активно продвигать собственное понимание сути и содержания образования в другие страны, как это было в советские времена, когда мы широко делились со всем миром своими педагогическими достижениями, наработками, открытиями. Будем помнить, что Русский мир - это одна из величайших культур в истории мировой цивилизации, не уступающая по своей значимости ни античной, ни западноевропейской, ни восточным культурам. А в силу того, что в основе традиционного российского образования лежат классические образовательный и педагогические принципы, наше влияние не нанесет никакого вреда иным образовательным системам, наоборот, поможет им стать еще более плодотворными.
Четвертый способ «заматывания» суверенизации российского образования - механическое выполнение указания Президента, так сказать, ради «галочки», ради быстрого отчета перед вышестоящим начальством. Например, все, кто трудится в системе высшего образования, понимают, что нужно отказываться от принудительно введенного обязательного деления на бакалавриат и магистратуру. Однако излишний быстрый переход к шестилетнему специалитету, например, к сентябрю 2023 или даже 2024 года, может снизить качество нашего образования, как это произошло в ходе столь же быстрого перехода на двухуровневую систему обучения. Можно представить какой колоссальный объем работы потребуется от всех преподавателей, когда надо будет срочно сделать новые образовательные программы и массу других учебных материалов. Подобного рода судорожные потуги ни к чему хорошему не приведут. К тому же, есть некоторые специальности или направления, по которым целесообразнее сохранить и бакалавриат, и магистратуру. Иначе говоря, прежде чем сломя голову кидаться в новый эксперимент, стоило бы все внимательно проанализировать, а только потом принимать очередные «судьбоносные» решения.
Но возможно ли подлинное решение задачи, поставленной Президентом? Скажем честно - маловероятно, однако возможно!
«Суверенная система образования»: что это может значить?
Доктор исторических наук, профессор МГУ Сергей Перевезенцев и доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета Владимир Меньшиков о рисках, целях и задачах суверенной системы образования
Президент России В. В. Путин 2 марта 2023 г. во время своего общения с участниками...
telegra.ph