18 августа 1916 г. Император Николай II утвердил положение Совета Министров о воспрещении преподавания на немецком языке: «Во всех учебных заведениях, не исключая частных и содержимых евангелическо-лютеранскими приходами, воспрещается повсеместно в Империи, начиная с 1916-1917 учебного года, преподавание на немецком языке…» («История российских немцев в документах (1763-1992)». М. 1993. С. 47).
Решением Совета Министров от 1 марта 1916 г. был создан Особый комитет по борьбе с немецким засильем. Он призван был координировать деятельность правительственных учреждений по ликвидации немецкого участия в русской экономике. Положение об Особом комитете было утверждено Императором 1 июня 1916 г. («История российских немцев в документах (1763-1992)». М. 1993. С. 45).
Со времени вступления Государя в Главное командование различного рода узаконений, касающихся только вопросов землевладения и землепользования австрийских, венгерских и германских выходцев, насчитывалось до 13. Три последние датированы 6 и 8 февраля 1917 г., т.е. временем перед самым переворотом. Все они были отменены в 1917 г. Временным правительством (Там же. С. 54-55).
К 1 января 1917 г. в ликвидационные списки были включены владельцы 44 285 земельных участков. К отчуждению было приготовлено более 3,5 млн. десятин земли.
Кто же были эти владельцы? -
«Основная тяжесть законов от 2 февраля и 13 декабря 1915 г. обрушилась на так называемых “выходцев” - лиц немецкого происхождения, перешедших в русское подданство или принадлежавших к нему с момента рождения. Многие из них в качестве доказательства лояльности […] высылали вместе с прошениями и увольнительные свидетельства о выходе из прусских, саксонских, а также других “неприятельских” подданств, в основном датированные 1880-1908 гг. Подавляющее большинство этих землевладельцев были крестьянами, жившими в составе больших колонистских обществ…» Однако уповать на законы было безполезно. Из рассмотренных Особым комитетом к концу 1916 г. 630 прошений 613 были отклонены (Г.Л. Соболев «Тайный союзник». С. 79-80).
П.Н. Дурново направил в феврале 1914 г. записку Императору. «... известная зависимость от того или другого иностранного капитала неизбежна для нас до тех пор, пока промышленная предприимчивость и материальные средства населения не разовьются настолько, что дадут возможность совершенно отказаться от услуг иностранных предпринимателей и их денег. Но пока мы в них нуждаемся, немецкий капитал выгоднее для нас, чем всякий другой.
(...) прилив его в Россию влечет за собой отлив из России меньших сумм предпринимательских барышей, по сравнению с английскими и французскими, и, таким образом, большее количество русских рублей остается в России. Мало того, значительная доля прибылей, получаемых на вложенные в русскую промышленность германские капиталы, и вовсе от нас не уходит, а приживается в России.
В отличие от английских и французских, германские капиталисты, большею частью, вместе со своими капиталами, и сами переезжают в Россию. Этим их свойством, в значительной степени, и объясняется поражающая нас многочисленность немцев - промышленников, заводчиков и фабрикантов, по сравнению с английскими и французскими. Те сидят за границей, до последней копейки выбирая из России вырабатываемые их предприятиями барыши. Напротив того, немцы-предприниматели подолгу проживают в России, а нередко там оседают и навсегда.
Что бы ни говорили, но немцы, в отличие от других иностранцев, скоро осваиваются в России и быстро русеют. Кто не видал, например, французов и англичан, чуть ли не всю жизнь проживающих в России, и, однако, ни слова по-русски не говорящих? Напротив того, много ли видно немцев, которые бы, хотя бы с акцентом, ломаным языком, но всё же не объяснялись по-русски? Мало того, кто не видал чисто русских людей, православных до глубины души, преданных русским государственным началам и, однако, всего в первом или втором поколении происходящих от немецких выходцев?
Наконец, не следует забывать, что Германия, до известной степени, и сама заинтересована в экономическом нашем благосостоянии. В этом отношении Германия выгодно отличается от других государств, заинтересованных исключительно в получении возможно большей ренты на затраченные в России капиталы, хотя бы ценой экономического разорения страны. Напротив того, Германия, в качестве постоянного, хотя, разумеется, и небезкорыстного, посредника в нашей внешней торговле, заинтересована в поддержании производительных сил нашей родины, как источника выгодных для нее посреднических операций» («Записка П.Н. Дурново. Париж. Б.г. С. 22-23).
https://t.me/russianideology1/4008 Немецкие и австрийские военнопленные в России:
Русские военнопленные в Берлине:
Для сравнения.
Австро-венгры расправляются с русскими пленными. Используя труд военнопленных, австро-венгры построили концлагеря для военнопленных и гражданских интернированных, обычно вблизи крупных железнодорожных линий, которые обеспечивали транспортировку заключенных и припасов:
https://t.me/uchebnik_holmi/329