Не все становятся язычниками через восхищением красотой мира. Тонких наблюдателей природа научает видеть Замысел Создателя в красоте.
Шапорина пишет в дневниках, в блокадном Ленинраде, 23 января 1943 году:
- Я прожила в Доме ветеранов сцены два месяца. Пока я там жила, на телефон приходилось ходить в будку сторожа на мосту, домашний был испорчен. В этой будке жила сторожиха, богобоязненная простая женщина средних лет.
«Скучно здесь очень, конечно, - рассказывала мне она. - Я бы не выдержала, ушла отсюда, если бы не красота кругом. Вы посмотрите: утром ли, днем ли, вечером все по-разному, снег сейчас розовый, потом лиловый».
Я заметила - никогда так остро люди не воспринимали природу, как в блокаду.
28 февраля.
- (...) на концерте Юдиной 24-го, она замечательно играла Баха, Бетховена («Appassionata»). (...). Холодно, голодно, и Юдина играет, отогревая руки у стоящей около нее на стуле электрической печки. А мы в шубах и валенках идем ее слушаяесшие все ужасы этого времени, имеют мужество, а главное, имеют желание слушать одухотворенную игру М.В..
Преклоняться перед этим надо, а не быть шокированным.
17 апреля.
- Вышла вчера на набережную около 8 часов вечера с 12-й линии и остановилась. Весь противоположный берег Невы залит закатным солнцем. Окна сияют, как расплавленное золото. Верхний тамбур Исаакиевского собора переливается, как огонь маяка, больно глазам. Английская набережная, Адмиралтейство, Зимний и дальше - все горит. Трамвай не шел, пошла пешком через Николаевский мост; закат догорел, набережные потускнели. Нева ходила ходуном и отливала синей сталью и голубым перламутром. А по зелено-голубоватому небу розовым пламенем горел разметавшийся костер легких облаков. Дух захватывает от этой красоты.
Но жуткий обстрел. Я долго не выходила из ДКБФ, не могла идти домой из-за бомбардировки, казалось, очень близкой.
***
То есть, другими словами, не хлебом единым жив человек, Красота притягивает и подпитывает. И это в блокадном Ленинграде, где каннибализм стал обыденным явлением.
А что может быть красивее божественного Христа - Логоса, создавшего этот прекрасный мир?..
Заметим, храмы в блокадном Ленинграде постоянно были переполнены.
Но мало того, в блокадном Ленинграде был первый и единственный случай в СССР массового возвращения исторических названий!
КАК В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ ВЕРНУЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ УЛИЦАМ. Когда прижало, то быстро Бога вспомнили! Не на Партию же им надеяться.
А.П. Остроумова-Лебедева: блокадные ксилографии и гравюры
В 1941 году Анна Петровна не покинула Ленинград, оставаясь верной любимому городу и его горожанам, переживающим страшную блокаду: Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. А ведь ей шёл 71-й год, работа в тяжёлых условиях требовала от пожилой художницы больших усилий. Создавая гравюры и акварели, Анна Петровна вспоминала: Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке - коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. В эти годы она создала ряд гравюр с изображением блокадного Ленинграда, издала почтовые открытки со своими пейзажами, оформила пригласительные билеты на премьеру Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.