Действительно. И даже сегодня, после ста лет трагического опыта, хорошо видно, что патриотическая общественность впала в... две разные, непримиримые группировки: красных и белых, советофилов и русофилов, сталинстов и русских имперцев.
А на самом деле все лучшее в советском - это несоветское © Обогуев.
Если держаться этой формулировки, то всё встает на свои места. Русская традиция сохранялась, хотя и в очень усеченном, исковерканном виде. Вот эту традицию надо возрождать, защищать и развивать.
Прекрасный пример такой неувядаемой традиции - это творчество художника «Мира искусства» Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой.
Образ Санкт-Петербурга в творчестве А.П. Остроумовой-Лебедевой Несмотря на все ужасы 20 века и нечеловеческое давление, Остроумова-Лебедева (также, как Шапорина и Ахматова), осталась несгибаемым представителем той, дореволюционной русской культуры.
1 ноября 1950 год. - Была сейчас у Анны Петровны (прим. Остроумовой-Лебедевой). От нее возвращаешься с очищенной поднятой душой, умиротворенной и просветленной. (...) Рассказывала о вечерах у Бенуа, Бакста… Какая была замечательная среда, какая высокая культура! На этих вечерах, ужинах почти не подавали вина, никогда А.П. не видала никого хотя бы навеселе. А весело было чрезвычайно.
11 января 1951 год. - Вернулась сейчас от Анны Петровны. Она позвонила мне сегодня: «Хотите прийти ко мне, будут Курбатовы и Николай Васильевич (Синицын), будем отбирать гравюры для юбилейного альбома к 250-летию Петербурга». Курбатов - это энциклопедия Петербурга и Ленинграда; он был очень близок к «Миру искусства», к его организаторам, кажется, сам был в редакции журнала, знал всех. Синицын уговаривает его написать статью о «Мире искусства». Анна Петровна мне в прошлый раз говорила, что у нее все время мелькают мысли о статье, в которой ей хочется высказать, что привлекло ее в обществе «Мира искусства», что оно дало ей и почему она осталась навсегда ему верна.
Синицын говорит: «У нас всегда крайности в увлечениях. Настанет внезапно момент, когда “Мир искусства” будет высоко вознесен, и тогда некому будет о нем говорить. Необходимо, чтобы Владимир Яковлевич написал о нем большую статью».
+++
Анна Остроумова-Лебедева.Портрет работы Филиппа Малявина, 1896
Остроумова-Лебедева А. П. Ленинград. Летний сад зимой (Фонтанка и Летний сад в инее) 1929