Click to view
Здесь уместно коснуться вопроса расизма. В Российской Империи разные народы были лояльными гражданами, в Русскую гражданскую войну на стороне Белых воевали и Дикая Дивизия кавказцев, и калмыки, и представители всех народностей, и они отступили вместе с ген. Врангелем. Русские свободно смешивались с местным населением, что было причиной столь быстрого заселения Сибири, и не было никаких законов, запрещающих смешанные браки. В то же время в Россию стремилось немало европейцев, видевших в огромной стране больше возможностей, чем у себя дома, и они быстро становились русскими -
https://rusnasledie.info/pyat-voprosov-iz-rossii-3/ Из воспоминаний Александра Карловича Плакке, лютеранина, обрусевшего немца, отец которого был купцом, владельцем магазина «Цептер» в Киеве:
- Вращался я главным образом в немецких и балтийских кругах, которым в старой России жилось необыкновенно хорошо. Мерилом этого благосостояния можно привести тот факт, что немецкая (лютеранская) община была владелицей реального училища св. Екатерины, которое я закончил, немецкой женской гимназией, затем великолепной, первоклассной больницей, потом домом-приютом для сирот и убежищем для престарелых. Всё это принадлежало немцам. Сам я получил высшее образование в русском университете св. Владимира в Киеве (историк искусства). В целом же немецкие круги состояли с одной стороны, из интеллигенции, которая нередко получала образование за границей (врачи, архитекторы и т.д.), но в большинстве случаев - из ремесленников, что было более традиционным. Например, булочники и почти все колбасники в Киеве носили немецкие фамилии, многие из давно них обрусели, но носили немецкие фамилии.
Немецкие круги чрезвычайно лояльно относились к монархическому строю, что было совершенно естественно, потому что в Германии тоже был монархический строй. Всякая революция вызывала в них неприязненное чувство *.
В Киеве было две газеты: либерального направления «Киевская мысль» и правого направления «Киевлянин». Мой отец никогда не читал «Киевскую мысль», но читал только «Киевлянин», он считал, что это единственное правильное направление. Для моего отца переворот и падение монархии было вселенской катастрофой, к которой он никогда не смог «привыкнуть». Но он отрицательно относился и к украинским национальным, и к демократическим русским течениям, тем паче к большевизму, который он считал всего лишь шайкой разбойников и жуликов.
В киевском университете я общался с обществом немецких студентов. Необыкновенно велико было землячество кавказских студентов, а немцев было мало, поэтому немецкого землячества не было. И я не помню, чтобы я националистов или социалистов. Наверное, потому что меня это не интересовало.
=======
*В кругу известного художника, основателя «Мира искусства» Александра Бенуа, чьи родственники были католиками, царили те же настроения.
Oral history interview with Aleksandr Karlovich Plakke 1964
dlc.library.columbia.edu