6 июля (25 июня по ст. стилю) 1796 года родился великий князь Николай Павлович, будущий император

Jul 07, 2022 09:19


Наши русские цари несли бремя власти, как тяжкий Крест. Николай Первый очень долго отказывался от наследования, не находя в себе достаточных сил для такого Креста. И те, кого русские Самодержцы назначали на ответственные посты, воспринимали это, как тяжкий труд и ответственность перед Богом, Царем и Народом. Столыпин перед смертью, когда его застрелил жид Богров (а перед этим 10 покушений), последним усилием воли перекрестил Царя, понимая, какая его ждет тяжелая ноша и сколько они ещё не доделали из задуманного.

Там, где деньги - там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу © Пётр Аркадьевич Столыпин

А "демократичекие" выскочки-временщики, зная, что они калифы всего лишь на час, пытаются нахапать за это время как можно больше. Больше их ничто не волнует.

Дочь Николая Первого Ольга Николаевна оставила такие воспоминания об отце:

"Он любил спартанскую жизнь, спал на походной постели с тюфяком из соломы, не знал ни халатов, ни ночных туфель и по-настоящему ел только раз в день, запивая водой. Чай ему подавался в то время, как он одевался, когда же он приходил к Мама, то ему подавали чашку кофе с молоком. Вечером, когда все ужинали, он опять пил чай и иногда съедал соленый огурец. Он не был игроком, не курил, не пил, не любил даже охоты; его единственной страстью была военная служба.

Его любимой одеждой был военный мундир без эполет, протертый на локтях от работы за письменным столом. Когда по вечерам он приходил к Мама, он кутался в старую военную шинель, которая была на нем еще в Варшаве и которой он до конца своих дней покрывал ноги. При этом он был щепетильно чистоплотен и менял белье всякий раз, как переодевался. Единственная роскошь, которую он себе позволял, были шёлковые носки, к которым он привык с детства".



Из беседы императора Николая I с маркизом А. де Кюстином
«<…> - Одно верно, Ваше Величество: любопытство мое перед приездом в Россию имело среди главных причин желание близко увидеть государя, имеющего столь великую власть над людьми.
- Русские добрый народ, но надобно еще сделаться достойным править ими.
- Ваше Величество постигли лучше любого из своих предшественников, что именно подобает России.
- В России еще существует деспотизм, ибо в нем самая суть моего правления; но он отвечает духу нации.
- Вы останавливаете Россию на пути подражательства, Ваше Величество, и возвращаете к самой себе.
- Я люблю свою страну и, мне кажется, понимаю ее; поверьте, когда невзгоды нашего времени слишком уж донимают меня, я стараюсь забыть о существовании остальной Европы и ищу убежища в глубинах России.
- Дабы припасть к истокам?
- Именно так! Нет человека более русского сердцем, чем я. Скажу вам одну вещь, какой не сказал бы никому другому; но именно вы, я чувствую, поймете меня.
Тут император умолкает и пристально глядит на меня; я, не отвечая ни слова, слушаю, и он продолжает:
- Мне понятна республика, это способ правления ясный и честный, либо по крайней мере может быть таковым; мне понятна абсолютная монархия, ибо я сам возглавляю подобный порядок вещей; но мне непонятна монархия представительная. Это способ правления лживый, мошеннический, продажный, и я скорее отступлю до самого Китая, чем когда-либо соглашусь на него.
- Ваше Величество, я всегда рассматривал представительный способ правления как сделку, неизбежную для некоторых обществ и некоторых эпох; но, подобно всякой сделке, она не решает ни одного вопроса, а только отсрочивает затруднения.
Император, казалось, ждал, что скажу я дальше. Я продолжал:
- Это перемирие, что подписывают демократия и монархия в угоду двум весьма низменным тиранам - страху и корысти; длится оно благодаря гордыне разума, упивающегося красноречием, и тщеславию народа, от которого откупаются словами. В конечном счете это власть аристократии слова, пришедшей на смену аристократии родовой, ибо правят здесь стряпчие.
- В ваших речах много верного, сударь, - произнес император, пожимая мне руку. - Я сам возглавлял представительную монархию*, и в мире знают, чего мне стоило нежелание подчиниться требованиям этого гнусного способа правления (я цитирую дословно). Покупать голоса, развращать чужую совесть, соблазнять одних, дабы обмануть других, - я презрел все эти уловки, ибо они равно унизительны и для тех, кто повинуется, и для того, кто повелевает; я дорого заплатил за свои труды и искренность, но, слава Богу, навсегда покончил с этой ненавистной политической машиной. Больше я никогда не буду конституционным монархом. Я слишком нуждаюсь в том, чтобы высказывать откровенно свои мысли, и потому никогда не соглашусь править каким бы то ни было народом посредством хитрости и интриг. <…>»

*Я сам возглавлял представительную монархию… - император имеет в виду свое правление Царством Польским в 1825-1830 гг., когда, в соответствии с конституцией 1815 г., дарованной полякам императором Александром I, в Польше действовал собственный парламент - Сейм, состоящий из двух палат.

Николай Первый

Previous post Next post
Up