В
студии у П.В.Мультатули - д.и.н., крупнейший специалист по истории русской, консервативной мысли Аркадий Юрьевич Минаков.
Для понимания ситуации общая характеристика:
русский консерватизм возникает, как идейное движение в ответ на крайнее в своих выражениях и смертельное для русской мысли «западничество». Одна из форм «западничества» - галломания, особенно неуместная и разрушительная в канун Великой Отечественной 1812 г. с этими самыми французами, в которых русское, образованное общество, начиная с Екатерины Второй, видело модель для подражания. Шишков, Карамзин, Растопчин и ряд других русских мыслителей подвергли резкой критике «западничество». Критика затем переросла в целый ряд глубоких, философских трудов, которые позднее гр. Уваров выразил в лаконичной формуле «Православие, Самодержавие, Народность». Уваровская формула была тем, что называется «в воздухе носилось». С тех пор любой русский, консервативный мыслитель так или иначе действовал в границах этой Триады.
Царствование Павла Первого, Александра Первого, Николая Первого - обоснование русской самобытности.
Царствование Александра Второго - это второе, бешеное (только на одного Царя было организовано 7 покушений) наступление либеральной мысли. Все русские идеи к этому времени уже были сформулированы (Хомяков, Данилевский, Леонтьев и т.д.). Здесь речь не про саму идеологию консерватизма, а про то, что начиная с этого времени, в противовес разрушительному либерализму, идет их практическое воплощение в жизнь. По-настоящему массовое, всенародное, консервативное движение постаралось тогда повлиять на русскую историю, затормозить революционный процессы, но к сожалению, потерпело в 1917-м году политическое поражение... Почему?!.. ведь консерватизм сконцентрировал тогда в своих рядах, в отличие от образованцев-революционеров, цвет русской интеллекта, настоящую русскую элиту - членами Союза Русского Народа были не только такие выдающиеся ученые, как Менделеев или Тихомиров, туда входили многие священники, тринадцать из которых сегодня причислены к лику святых, в том числе св.пр.Иоанн Кронштадский!
Click to view
Внутренние известия. Легенда о приближении царства антихриста. // Новое Время. СПб., 1907. №11087, 23.01 (05.02), с. 6.
«Дневник Казани» передает легенду, циркулирующую за последнее время среди темных Черемис Козьмодемьянского уезда.
По этой легенде антихрист уже давно родился, в настоящее время ему тридцать лет. По внешнему виду он кажется обыкновенным человеком. Он образование получил в академии, обладает даром слова, и всякий послушавший его делается его последователем. Все его последователи должны подписаться собственною кровью, подписавшиеся навсегда лишаются спасения души. По России он разъезжает в виде студента и распространяет свое учение. Он обладает огромным состоянием, раздает деньги, печатает прокламации. Главный его противник - духовенство со своими проповедями, и он старается об уничтожении духовенства, старается о конфискации монастырских и церковных земель. Его последователей уже много и с каждым днем еще прибавляется. После воцарения в России антихрист одно за другим покорит себе все государства земли и будет на земле только одно царство антихриста.
И.Я. (Ясинский И.И.). Во тьме идолопоклонства. // Биржевые Ведомости. СПб., 1906. №9555, 21.10 (03.11), с. 3.
В Уржумском уезде находится священная роща язычников - «
Куприансолинское мольбище».
Недалеко от рощи, в каких-нибудь ста пятидесяти саженях, стоит православная церковь вместе со школой.
Черемисы, почитающие рощу,- и православные, и язычники. Они носят христианские имена и считаются христианами,- некоторые чуть-ли уже не два века. Но это не мешает им молиться своим богам, любящим кровавые жертвоприношения.
5-го сентября на Куприансолинском мольбище, при торжественных песнях черемисов и при громе музыки, были принесены в жертву старым богам три лошади, два быка, одна корова, несколько баранов и много уток и гусей. Местный православный причт прикинул на счетах и оценил все это жертвоприношение рублей в четыреста.
Кровавое жертвоприношение хотя и кажется чем-то ненормальным, на самом деле, среди черемис - нормальное явление. Жертвоприношения бывают во всякое время года. (...)
Как могло случиться, что черемисы в Уржумском уезде - да и не в одном Уржумском,- будучи христианами по названию, остаются язычниками и продолжают пребывать «во тьме идолопоклонства»?
Наш корреспондент - священник - объясняет нам, что «такое религиозное невежество местных черемис держится неправильною постановкою просветительного дела». (...)
Естественными заместителями шаманов-картов должны были бы явиться православные священники; но священники ограничивались все время только взиманием платы за требы и сбором так называемой руги. Изредка, конечно, приезжали отцы-миссионеры и произносили перед инородцами пламенные речи, посрамляя их богов и свидетельствуя о Спасителе. Черемисы их, однако, не понимали, а пламенные речи миссионеров предназначались, главным образом, для напечатания в «Епархиальных Ведомостях». (...) Если приходил черемис к священнику и говорил: «Бачка, скажи мне, зачем надо креститься и зачем причащаться?» - священник отмахивался от любопытного и подробных объяснений не давал. «Так начальство велит,- отвечал священник,- не нами заведено, не нами и кончится. А ты не задумывайся. Черемисам не полагается думать». (...)