(no subject)

Mar 08, 2021 23:08


В течение нескольких веков воздвигаемые на центральных площадях рсских городов и наглядной демонстрации преемственности власти имперские памятники (памятники императорам из династии Романовых и наиболее прославившимся военным и государственным деятелям) представляли собой доминанты столичного пространства.

В газетах то и дело появлялись заметки, свидетельствующие о том, что имперские монументы стали использоваться в качестве трибун для революционных речей. "На набережной, у храма Спасителя, толпа, - сообщал корреспондент газеты "Утро России" в марте 1917 г. - На коленях бронзовой фигуры Александра III стоит, выпрямившись, рыжеватый рабочий в летнем пальто. Машет красным платком.

- Товарищи! Отсюда, с этого чугунного кресла, на вас глядит это чугунное засилье веков, тяжелый, железный режим, то, что перековывало свободу нашу в цепи, что проповедовало рабство и держало Россию в кандалах... товарищи...

- Удивительное зрелище! - говорит офицер, мой спутник. - Социал-демократ на коленях жесточайшего абсолютиста".

"То же самое, - добавлял автор заметки, - было в Петрограде. Ораторы взбирались на тупозадого буцефала, на котором сидит на страже Николаевского вокзала тот же монарх, глядящий на сибирскую линию..."



Аналогичную картину воспроизводила газета "Петроградский листок" в июне 1917 г., поместив изображение памятника Екатерине II на площади Александринского театра (ныне - площадь Островского) с взобравшимися на него революционерами. Подпись к рисунку гласила: "На одном из митингов, которые ежедневно устраиваются на Невском, около памятника Екатерины II, несколько наиболее пылких ораторов взобрались по гладкому постаменту на вершину памятника и отсюда, из-за спин екатерининских вельмож, держат речь к собравшимся гражданам".





После выхода в 1918 г. декрета о памятниках корреспондент газеты "Анархия" сокрушался по поводу того, что в течение столь долгого времени "истуканы властвовали над нами". И признавался, что всегда испытывал стыд за весь этот "позор", "безволие", "безличие" и "кабалу":"И стыдно было за себя и за прохожих. И казалось, что вот-вот со стыда покраснеют вся Белокаменная и белый северный снег. И, наконец-то, она покраснела"

Однако активно "краснеть" столичные улицы начали уже в 1917 г., и памятники в этом процессе не стали исключением. На них забирались ораторы в красных одеждах или с красными платками в руках. Порой такие активисты проявляли особое усердие и старались закрепить красные флаги непосредственно на монументе. В "Петроградском листке" за апрель 1917 г. есть интересная зарисовка - конный памятник Александру III с огромным развевающимся флагом. Изображение черно-белое, но сопутствующий обширный комментарий не оставляет сомнений по поводу цвета флага:

"Великолепный памятник работы князя Трубецкого Александру III на Знаменской площади ярко подчеркивает тупой и сокрушительный гнет самодержавия. Разумейте языцы и удивляйтесь, как давит царский битюг русскую землю! - говорит он. Увы, непрочной оказалась эта сила, основанная на угнетении народа. Красный флаг свободы развевается победно теперь в руке бывшего самодержца".

Публицист Д.И. Заславский в 1918 г. сравнил петербургские конные статуи со всадниками апокалипсиса: на белом коне - Петр I, на рыжем - Николай I, на вороном - Александр III, за ними следует бледный конь, а всадник на нем... без головы. Использование аллегорий и метафор в отношении имперских памятников не было новым явлением, оно существовало еще в предреволюционный период.

В юбилейном для династии Романовых 1913 г. В. Я. Брюсов написал стихотворение "Три кумира", где речь шла о тех же монументах. В интерпретации поэта памятники трем самодержцам являлись наглядным олицетворением угасания царского величия: если Петр I "скачет... с царственно протянутой рукой", то Николай I уже "правит скоком сдержанным коня", в то время как Александр III и вовсе "недвижимо, сжав узду, стоит".

Кстати, больше всего сарказма и до, и после революции досталось именно памятнику Александру III. Торжественно открытый в 1909 г. на Знаменской площади (после 1918 г. - площадь Восстания), он сразу оказался нелюбим столичной публикой: критике подвергалось все - от грузной фигуры императора до непонятно зачем "обрубленного" лошадиного хвоста (да и лошадь-то была больше похожа на бегемота). Однако, как вспоминал скульптор И.Я. Гинцбург, популярность памятника возросла, когда распространился слух, будто автор монумента князь Трубецкой "вложил в эту работу особенную идею, и что памятник является символом России при Александре III: Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад".
В 1922 г. "пугалу чугунному" посвятил стихотворные строки поэт Д. Бедный, а в 10-ю годовщину революции, в 1927 г., памятник был приспособлен в качестве "декорации" к празднованию - его заключили в импровизированную клетку.

В течение 1917 г. в Петербурге и Москве неоднократно фиксировались случаи пренебрежительного отношения к символам царской власти: демонстративно сжигались имперские флаги, уничтожались гербы с двуглавыми орлами, разбивались лепные бюсты императоров. Однако, несмотря на революционную эйфорию и окрепшее чувство вседозволенности, в столицах не наблюдалось спонтанных случаев сноса имперских памятников, как это происходило в других городах империи (например, уничтожение памятника Александру III в Феодосии или "народный суд" над памятником П.А. Столыпину в Киеве), были лишь случаи мелкого вандализма. Более того, сознательная часть горожан в лице археологов, искусствоведов, архитекторов, краеведов, историков пыталась на законодательном уровне отстоять возможное посягательство на культурное наследие, для чего создавались специальные комиссии.

И все же пришедшие к власти осенью 1917 г. большевики осознанно вычеркнули имперские памятники из категории объектов государственной ценности, что объяснялось идеологическими соображениями. С этой точки зрения принятая мера была вполне оправданной: уничтожался монумент - стирался образ из памяти. "Если спросить сто первых встретившихся на Невском, - писал в своих мемуарах филолог Л.В. Успенский, - знают ли они, где возвышался некогда памятник "Николаю Николаевичу Старшему", - то почти наверняка девяносто из них пожмут плечами: "Представления не имеем!" А семьдесят пять руками разведут: "А кто такой этот "старший"?
Что, и "младший" тоже был?".

Первой действие декрета о памятниках ощутила на себе Москва - резиденция советских руководителей. В 1918 г. и позднее в ходе первомайских празднований и коммунистических субботников здесь были демонстративно уничтожены памятники Александру II в Кремле и Александру III у храма Христа Спасителя, памятник-крест великому князю Сергею Александровичу на территории Кремля и Романовский обелиск в Александровском саду, памятник генералу М.Д. Скобелеву на Скобелевской (Советской, Тверской) площади. Петроградские монументы пострадали в меньшей степени: в основном скульптуры Петра I, установленные по случаю празднования 200летнего юбилея Петербурга ("Саардамский плотник" и другие), памятники великому князю Николаю Николаевичу Старшему и принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому. Такие же акции совершались по всей стране, в результате чего были уничтожены памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, неоконченный памятник в честь 300летия дома Романовых в Костроме, памятники Екатерине II в Екатеринодаре и Симферополе, памятники Николаю I и Александру II в Киеве и многие другие. "Расчищенное" городское пространство постепенно заполнялось советской символикой и новыми, революционными памятниками.

https://rg.ru/2017/12/15/rodina-pamiatniki.html

7 апреля 1918 г. в честь предстоящего праздника Первомая левые художники получили санкцию Каменева снести памятник герою русско-турецкой войны Скобелеву.



Снос памятника генералу Скобелеву

Пертурбации с памятником Нахимову в Севастополе



Н.Андреев. Памятник свободе. 1920.

В мае 1920 г. место на постаменте Царя освободителя занял легендарный памятник Освобожденному труду (Освобожденному человеку). Автор - С. Эрьзя. В народе памятник прозвали "Ванькой голым" за чрезмерно натуралистично выполненные анатомические органы. Как утверждают местные историки, люди съезжались со всего города специально, чтобы плюнуть в "непотребного Ваньку". По ночам его мраморное достоинство обливали чернилами. «Давид обнаженный», он же «Освобожденный труд» и он же «Ванька голый» красовался на главной площади города целых шесть лет. Памятник сняли в 1926 г., после отъезда Степана Эрьзи за границу, и до конца 1930-х он простоял в деревянном ящике во дворе Краеведческого музея. По слухам, в конце концов, Ваньку утопили-таки в городском пруду. В 1930 г. окончательно опустевший пьедестал был взорван одновременно с собором.



"Освобожденный труд", 1920, Екатеринбург.

Вот этот фаллос с макушкой Маркса наверху - тоже произведение Эрьзи (Парад физкультурников в Свердловске на Площади народной мести. 1929 год) -



Открытие памятника «Освобожденному труду» на Каменном острове
Петроград. 20 июня 1920 г.



Москва. 1918-1935 гг. Доска «Кто не работает, тот не ест» на здании редакции газеты «Известия» С. Е. Чернышёв. Доска «Кто не работает, тот не ест». Цемент. 1918. Доска была установлена в 1918 г. на здании типографии газеты «Известия ...»



Ленин В.И. выступает с речью в день закладки памятника Марксу К.
г. Москва. 7.11.1918 г.















Памятник пятилетия Советской власти у Кремлёвской стены Журнал «Красная Нива» №47/1923



Еще в дни празднования первой годовщины новой власти - 7 ноября 1918 года - в городе Коротояке Воронежской губернии на городской площади был установлен памятник В.И.Ленину, выполненный под руководством учительницы рисования коротоякской школы Анны Ивановны Казарцевой. Вскоре она же изготовила и бюст Карла Маркса. Памятник до наших дней не сохранился - его снесли белогвардейцы, захватившие Коротояк осенью 1919 года.

В эти же дни, в ноябре 1918 года, в «Известиях» был помещен рассказ о посещении Смольного, в котором были такие строки: «Останавливает внимание посетителей поставленный при входе на второй этаж тонкой художественной работы бюст вождя нашей Революции тов. Ленина».

Сычёвская газета «Знамя коммунара» за 7 ноября 1919 года описывает установку памятника Ленину в своем городке: «Под звуки Интернационала, сопровождаемого пением всех присутствующих, открывается памятник товарищу Ленину. Воинские части берут на «караул», все присутствующие снимают головные уборы. Товарищ Попов (председатель исполкома уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов) знакомит с биографией Ильича и произносит речь на тему «Кому пролетариат ставит памятники».

В 1919 году счёт установленным памятникам уже превышает пару десятков - начинается тиражирование бюста, созданного Алексеевым и другими скульпторами. В октябре 1919 года открыты памятники-бюсты Ленину в Тверской губернии: на Почтовой площади (ныне Советской; скульптор Лавров) в Твери и в Осташкове на проспекте Ленина (скульптор Г.Д.Алексеев). 7 ноября 1919 года установлен памятник в Белом (ныне Тверская область) работы того же Алексеева, а 4 июля 1920 года - памятник в Вышнем Волочке. Годом позже открыты памятники в Калязине, во Ржеве и в Орле. Затем аналогичный бюст появился в Уфе, Александрове, Череповце, Меленках.

В 1920 году, в связи с 50-тилетим со дня рождения В.И.Ленина, скульптурный памятник вождю появился в Казани. Он был установлен в сквере, названном именем Ленина, и смонтирован в духе пластических композиций того времени: из бюста и деревянного постамента.

Торжественное открытие памятника тов. Ленину в г. Буйнакск
7 ноября 1921 г.
В этом же году, 21 сентября 1921 г., был открыт памятник Ленину на Кавказе, в Тифлисе.

Первый памятник Ленину в Москве появился также при его жизни. После покушения Фанни Каплан, на месте ранения вождя - на Павловской улице - рабочие поставили деревянный обелиск, а 7 ноября 1922 года заменили его гранитной стелой с надписью «Пусть знают угнетенные всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». Тогда же Моссовет принял решение увековечить Ленина в бронзе, но памятник был поставлен в сквере у завода Михельсона только в 1925 году. Теперь на этом месте возвышается «канонический» монумент, созданный в 1967 году.

В октябре 1919 года открыты памятники-бюсты Ленину в Тверской губернии: на Почтовой площади (ныне Советской; скульптор Лавров) в Твери и в Осташкове на проспекте Ленина (скульптор Г.Д.Алексеев). 7 ноября 1919 года установлен памятник в Белом (ныне Тверская область) работы того же Алексеева.

Как видим, разруха и голод не помешали красным поддерживать пропаганду и агитацию.  Так к лету 1922 года на фабрике в Глухово (бывшая Морозовых)  11 июля 1922 года решили о принятии Глуховской мануфактурой имени «вождя мирового пролетариата тов. Ленина». Резолюция собрания с этим решением была направлена «Ильичу». В 1923 году фабрика решила порадовать Ленина результатами труда и послать ему приветственный адрес с пожеланием скорейшего выздоровления. А в подарок повезли ему 18 саженцев вишен из своей оранжереи (основанной А.И. Морозовым).

Поездка состоялась 2 ноября. В поздравительном адресе говорилось: «Ты нужен нам во дни труда, во дни горя, во дни радости. Мы уверены, что твой мощный дух победит злой недуг, и с нетерпением ждём дня, когда раздастся радостный клич во всём мире: «Великий кормчий вновь здравый у руля корабля мировой революции!» Этот адрес долгие годы лежал в музее под стеклом на рабочем столе вождя в Горках. После возвращения делегаты на митинге поделились впечатлениями о поездке, и все единодушно решили: «Наша фабрика полтора года носит имя Ленина, он всегда с нами. Воздвигнем на фабрике монумент вождя!»

Создать его поручили талантливому художнику-самоучке, рабочему, оформителю Глуховского клуба Федору Петровичу Кузнецову, который уже создал несколько бюстов известных людей и скульптуры физкультурников. К январю монумент был готов. Открытие было намечено на 9 января - дату начала первой русской революции («Кровавое воскресенье»). По новому стилю - это 22 января 1924 года.

С раннего утра потянулись в Глухово, которое было теперь в черте Богородска, празднично одетые рабочие, жители окрестных сел и деревень. Шли с песнями и красными знамёнами. К десяти часам утра, несмотря на сильный мороз, собралось несколько тысяч человек. Настроение было приподнятое. Сразу после начала митинга на трибуну поднялся секретарь партийной ячейки с мокрым от слёз лицом и сказал: «…Мы пришли сюда, чтобы открыть монумент товарищу Ленину, а придется открывать памятник. Только что получено сообщение… вчера в Горках скончался наш Ильич…». Над площадью пронеслись вздохи отчаяния. Люди плакали навзрыд.

Высокий постамент опоясывал с трёх сторон барельеф, на котором изображены фигуры ткачихи, шахтёра и крестьянки. На лицевой стороне постамента над серпом и молотом высечена надпись: «Больше доверия к силам рабочего класса. Мы должны добиться того, чтобы каждая работница могла управлять государством». Газета «Правда» писала: «Тысячи памятников ставит мировой пролетариат товарищу Ленину. Глуховцы поставили первыми».





Открытка. Памятник В.И. Ленину в Кисловодске.
Закончен в 1924 г., сколько надо времени, чтобы врезать портрет в скале?..





Во вт. пол. 20-х усердно создается легенда. Строительство памятника «Шалаш». Сестрорецк. 1927 год

Смерть Ленина дала толчок целому движению по сооружению памятников.

Приморский край. Спасск-Дальний
Открытие памятника В.И.Ленину в 10-ю годовщину Октябрьской революции
1927 год



Памятник Я. Мойшевичу Свердлову установлен в Екатеринбурге в 1927 г. на площади Парижской коммуны - напротив здания Театра оперы и балета.

Скульптура была отлита на Лениградском заводе «Красный выборжец» - !! Минуточку - отлита в Питере. Это при том, что и металл и свои первоклассные мастера были в Екатеринбурге до революции. Куда они делись?!..







Чуркасталин и заветы ильича:



Урал, швабоды-гавенство-бгатство!!, бесы русской революции, "мозг нации"?!, культурная революция, красные иудейские комиссары, монументальная ленинская пропаганда, зомбоящеры, красно-лейберальная хуцпа

Previous post Next post
Up