В сети постоянно ссылаются на костюмированный бал 1903 года, но почти никто не понимает, что это была политическая акция, всего лишь одно - далеко не самое значительное! - мероприятие из грандиозной программы по домостроительству, которую Святой Государь последовательно проводил на протяжении всего своего правления. Это программа по проведению прорусской политики и реформирования госструктуры в духе русского домостроительства начал ещё Александр Третий, а его Сын только продолжил то, что они начинали совместно. Александр III был весьма неравнодушен к истории, о чем говорит, например, Н.А. Епанчин, упоминая о беседах государя с историком, генералом Н.К. Шильдером, с которым он по вечерам обсуждал различные вопросы русского прошлого. Вообще, оте Николая Второго по свидетельству современников был большим любителем русской старины, причем он с большой любовью относился к допетровской эпохе, в чем мы и сами можем убедиться, вспомнив, что именно в 1880-90 гг. в России стал очень популярен неорусский стиль.
6 июня 1905 г. Николай II принял в Петергофе депутацию земских и городских деятелей, которым заявил: "Отбросьте сомнения: Моя воля - воля Царская - созывать выборных от народа - непреклонна. Пусть установится, как было встарь, единение между Царём и всею Русью, общение между Мною и земскими людьми, которое ляжет в основу порядка, отвечающего самобытным русским началам. Я надеюсь, что вы будете содействовать в этой работе". 21 июня Николай II принял представительство от правого крыла русского общества, предводитель которого, граф А. А. Бобринский, призвал Государя выслушивать совет выборных только из "освящённых историей бытовых групп" дворянства и крестьянства. Царь ответил: Мне особенно отрадно, что вами руководит чувство преданности к родной старине. Только то государство сильно и крепко, которое свято хранит заветы прошлого. Мы сами против этого погрешили, и Бог за это, может быть, нас и карает".
За два года до этого знаменательного высказывания, на костюмированном балу в честь 290-летия Дома Романовых, Император Николай II не случайно был одет в «выходное платье Царя Алексея Михайловича», а Императрица Александра Фёдоровна - в костюм первой жены Алексея Михайловича, которая стала матерью Федора Третьего. Это была принципиальная позиция святого Отца народа, который видел в политике Петра, в его отступлении от православной веры корень будущих потрясений. Именно Святой Государь Николай Второй мечтал вернуть допетровский идеал единения Царя со своим народом.
Но костюмированные балы были лишь верхушкой айсберга, праздничной частью. Настоящая, кропотливая работа и национальные реформы проводились во всех сферах государственного устройства - в медицине, образовании, промышленном строительстве и в культурной политике. Создавалась мощная экономическая и социальная база. Николай Второй работал, «как раб на галерах», по его собственному выражению среди близких.
Как известно, выдающиеся культуры возможны только на прочном экономическом и социальном фундаменте. На этом базисе Русское искусство переживало свой необычайный расцвет, названный позднее Серебряным веком. Многие известные художники и композиторы, как одержимые, искали рецепты Красоты по-русски. Отсюда известные центры в Талашкино и Абрамцево, обращение Врубеля, Коровина, братьев Васнецовых и многих других художников к смежным опытам в пластике, керамике, графике, театре и пр. и т.п.. Всё перечислить тут нет возможности. Ренессанс был везде - и в музыке, и в живописи, и в театре, и в литературе.
Впрочем, презентативная акция всероссийского бала была рассчитана не столько на доморощенную публику, сколько на Запад. Это была презентация в глазах остального мира не столько торжественного юбилея Дома Романовых, сколько торжествующий апофеоз самой России. Сегодня это назвали бы пиар-компанией. Были изданы роскошные альбомы с фотопортретами русских типажей и красавиц в национальных костюмах, которые были представлены публике в 1900 году на Парижской выставке и распространялись за рубежом:
https://irina-fadeewa.livejournal.com/1542328.html Крестьянский бал в Архангельском при Александре Третьем:
https://rusnasledie.info/krestyanskij-bal-v-arxangelskom/ Известная коллекция Натальи Шабельской, сделанная собственными руками артелью мастериц по древним лекалам и технологиям, предназначалась для продажи, а не для музея, русское в эпоху Серебряного века было в большой моде:
https://bigpikcha.ru/?p=969457 Народ с воодушевлением принял этот позыв и костюмированные балы прокатились по всей империи.. Вот, например, чудом уцелевшие фотографии из горнозаводского поселения на Урале:
https://irina-fadeewa.livejournal.com/1816980.html В старинном доме русских купцов:
https://irina-fadeewa.livejournal.com/2150578.html Барышня в русском историческом костюме. Пенза и Тула. Время правления императора Николая Второго:
https://ic.pics.livejournal.com/irina_fadeewa/26758189/794361/794361_original.png Была и презентация разных народов Российской империи:
https://irina-fadeewa.livejournal.com/2293530.html?utm_source=embed_post Великая Княжна Мария Николаевна
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1913 год.
С этим общенародным движением и национальным самосознанием была напрямую связана идея Феодоровского Государева Собора. В Феодоровском Государевом Соборе заключается великая Тайна как Святой Царской Семьи, так и трагедии России в целом. Феодоровский городок строился с Центром возрождения русской письменности и культуры, с Феодоровской иконой Богоматери и Феодоровским собором во главе. Святой государь мечтал о возрождении патриаршества и сам хотел уйти в монахи...
В 2012 г. небольшим тиражом, всего 2000 экз., была издана книга «Тайна Царской Святыни» (автор - петербургский историк А.В.Федоров). На сегодняшний день это наиболее полное исследование истории величайшей православной и монархической святыни России.
Из интервью с автором:
Феодоровская икона - одна из самых древних в нашем Отечестве, она почиталась на Руси именно как покровительница власти и русской государственности. Согласно «Сказанию о граде Китеже», эта икона уже в середине XII века была в Городце Нижегородском. Самый древний список Феодоровской иконы, который дошел до нас, датируется серединой XIII века.
В явлении Феодоровской иконы была ознаменована необходимость взаимодействия власти и Церкви. Та самая симфония, о которой много говорят сейчас… Икона была явлена князю - представителю власти, но далась ему через руки священника, через Церковь. И наши предки именно таким образом истолковали явление Феодоровской иконы. Когда святой князь Александр Невский в 1263 году возвращался из Орды, он внезапно занемог и остановился в Городце, в Феодоровском монастыре, здесь и принял схиму. Перед смертью князь попросил принести ему этот самый список с Феодоровской иконы. На протяжении всей последующей русской истории прослеживалось особое отношение к этой иконе представителей русской власти. И, видимо, неслучайно потом Романовы во время первой Великой Смуты оказались в Костроме, в Ипатьевском монастыре.
Более шестисот лет икона хранилась в Успенском соборе Костромского кремля, в приделе Феодора Стратилата. К сожалению, храм этот был разрушен в 1930-е годы.
Духовное завещание Святого Царя
Государь и его Семья глубоко почитали Феодоровскую икону. У Императрицы Александры Феодоровны была дорожная Феодоровская икона, с которой она никогда не расставалась, до последнего своего дня. В 1907 году было решено соорудить в столице собор, напоминающий допетровские храмы Верхневолжья. В 1909 году был учреждён строительный комитет, и уже в 1910 году был принят к осуществлению архитектурный проект. Выбор места на пересечении
Полтавской и
Миргородской улиц, возле
Николаевского вокзала был определен тем, что это была территория подворья
Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской губернии, на которой до 1913 года располагалась небольшая церковь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, хотя это и было фактически «на окраине города, совсем на отлете», как писал присутствовавший на освящении храма генерал-губернатор Москвы В.Ф. Джунковский.
Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича; богослужение возглавил известный почитатель царской власти в византийском духе архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича
[2].
15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил будущий Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский); присутствовал Император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгой, Татьяной и Марией. К началу Литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгой Александровной.
При соборе был учреждён приход, к которому, в частности, отнесли Николаевский вокзал со всеми службами и учреждениями. Настоятелем прихода назначили священника Владимира Шамонина (1882-1967). Одновременно собор служил и подворьем
Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии.
А напротив Феодоровского Государева собора был построен Федоровский городок - замечательный комплекс в древнерусском стиле. Параллельно в Федоровском городке проходили заседания Общества возрождения художественной Руси, которое объединяло лучших художников, архитекторов, благотворителей и покровителей искусств. Целью создания Общества было возрождение традиций древней русской культуры. Когда началась Первая мировая война, в Федоровском городке был устроен лазарет под покровительством Великих Княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны.
См. тег «Феодоровский Государев собор»
irina_fadeewa Не сообразуйтесь с веком сим (ап. Павел)
irina-fadeewa.livejournal.com
После событий 1905 года, когда признаки грядущей смуты стали явственны в России, обращение Царя именно к Феодоровской иконе прочитывается как желание духовно переломить ситуацию. Чтобы русские люди вспомнили события Смутного времени и поняли ценность Царской власти, ценность монархии, и не допустили новой смуты. И тот факт, что Государь прямо перед смутой обратился к Феодоровской иконе - это духовное завещание нашего святого Царя.
В начале 90-х нашлись энтузиасты, которые пытались возродить в Феодоровском городке, который был к тому времени в полуразрушенном и жалком состоянии, дореволюционное Общество возрождения художественной Руси. Им подарили большой храмовый Феодоровский образ Божией Матери. Через какое-то время образ неожиданно замироточил. Это было в 1994 году. Икону возили в резиденцию к Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву) , который засвидетельствовал чудо мироточения. Но Общесмтво просуществовало недолго, не нашлось меценатов для этого...
интервью с Федоровым 2013 г.:
Тайна Царской святыни - Святыни - Публикации - Благовест. Редакция газеты «Благовест» и православный портал. Знакомства для православных «Горница». Православный форум.
В Интернете с 1999 года - Православная газета «Благовест», Самара. Информация о Благовест ( Blagovest info) и история Благовест ( Blagovest history). Знакомства для православных «Горница». Православный форум. Редакция газеты «Благовест». Православный портал. Православный сайт.
благовестсамара.рф
интервью с Федоровым 2019 г.
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВ. ДРУГАЯ ИСТОРИЯ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ https://life.kostromka.ru/feodorovskaya-ikona-20147/ You can watch this video on www.livejournal.com
п.с. Враги не дремлют...