ИВАН ПЫРЬЕВ в нервном возбуждении занимался членовредительством
«...только в последнем варианте воспоминаний Иван Александрович Пырьев наконец-то решился сообщить то, о чём долгие годы молчал: «Перед отступлением из Екатеринбурга отряд анархистов (в котором поначалу воевал Пырьев - прим. жж) нёс наружную охрану бывш. Ипатьевского особняка в ту ночь, когда в нём расстреливали последнего российского царя Николая II и некоторых членов его семьи». Готовя к публикации воспоминания Пырьева, работавший над текстом коллектив киноведов во главе с Р. Юреневым почёл за благо опустить этот абзац. Жизнь и смерть последнего российского императора ещё была нежелательной темой. Кроме некоторых воспоминаний о екатеринбургской казни, изданных в 20-е и 30-е годы, никаких сочинений про Николая II в СССР долгое время не выходило (...)
Многие источники подтверждают, что охрану Ипатьевского дома действительно меняли часто: и уральские рабочие, и пленные австро-венгры, перешедшие на сторону красных, и латышские стрелки быстро проникались сочувствием к узникам. Анархисты же имели сильное влияние в Уралсовете и, по свидетельству современников, открыто требовали расстрелять царя. Представляется вполне вероятным, что анархистов, тем более - вооружённых до зубов, сочли достаточно надёжными для охраны Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 г.
(...) Выражение «некоторых членов его семьи» выдаёт характерную для человека тех лет реакцию на события в Ипатьевском доме: недавние подданные Николая II, шокированные его казнью без суда, долгие годы отказывались верить в то, что неповинных царских детей не пощадили, что никому из них не удалось спастись. Факт убийства всей семьи признали гораздо позже, когда народ уже привык к арестам и расстрелам даже самых высокопоставленных коммунистов… Чаша сия, между прочим, не миновала почти всех, открыто признававших себя участниками казни Николая II. И Пырьев, безусловно, всю жизнь чувствовал себя причастным к некому государственному секрету. Из всех советских кинематографистов только ему да Александре Хохловой (племяннице убитого в Ипатьевском доме доктора Евгения Боткина и внучке основателя Третьяковской галереи Павла Третьяков) случилось оказаться в некотором смысле ближе всех к особе Николая II.
Вскоре Ваня Пырьев вместе с красными и анархистами покинул Екатеринбург: 25 июля в город вошли белые. «Наш отряд с небольшими боями отступал по Горно-Благодатской железнодорожной ветке к Перми, - пишет Пырьев, не упоминая о грандиозном поражении Красной Армии под Пермью. - В результате грубых ошибок армейского командования <…> Пермь была сдана 25 декабря. 3-я армия понесла большие потери: около 18 000 бойцов, 37 орудий, около 250 пулемётов. <…> Усталость и истрёпанность частей при отступлении доходили до того, что красноармейцы ложились на снег и просили товарищей пристрелить их. <…> 29-я дивизия пять дней отбивалась «буквально без куска хлеба», при 35-градусном морозе; было много случаев измены военспецов, перехода на сторону противника целых полков». Ване Пырьеву посчастливилось избежать этого: «Вскоре я заболел тифом и был эвакуирован из Перми в Вятку. Оправившись от болезни, я вступил в ряды Красной Армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, а потом - политруком».
Как это Ваня Пырьев так быстро превратился из анархиста в коммуниста?..
(...)
В Екатеринбурге сибиряк Иван Пырьев познакомился с Григорием Александровым и Сергеем Герасимовым из Челябинского уезда. Дороги Александрова и Пырьева в дальнейшем разошлись. Но о Екатеринбурге у них осталось немало общих воспоминаний.
Позже Г. Александров (настоящая фамилия Мормоненко, да-да!)) вcпоминал: «Первая встреча с Ваней Пырьевым… Это было в 1919 году в Екатеринбурге (ныне Свердловск). Я учился на курсах режиссёров рабоче-крестьянского театра и здесь познакомился с пареньком из сибирского села Камень, что на Оби. Пырьев был страстно, самозабвенно влюблён в театр. Как только город освободили от колчаковцев, мы с Пырьевым организовали при клубе ЧК коллектив художественной самодеятельности. А затем ушли в Красную Аримю. Через год, вернувшись из армии, снова встретились. Пырьев повзрослел, возмужал, но остался таким же неуёмным, азартным, деятельным…»13. Через шесть лет в автобиографической книге «Эпоха и кино» Александров уточнил обстоятельства их знакомства: «В период колчаковщины к нашему дому прибился сибирский паренёк Ваня Пырьев. Он так же, как и я, был горячо влюблён в театр»14. В обоих вариантах о недавнем военном прошлом «сибирского паренька Вани», о его Георгиевских крестах - ни слова… Эти расхождения объясняются не только возрастной аберрацией памяти. Очевидно, по взаимной договорённости два великих советских комедиографа держали в секрете какие-то эксцентрические сюжеты своей молодости.
Похоже, Иван Пырьев действительно оказался в Екатеринбурге раньше июля 1919 г.15: то ли «застрял» ещё при красных в 1918 г. по болезни, то ли проник в город как разведчик ещё до прихода Красной Армии и как-то сумел затаиться. Вот тогда Пырьев, по-видимому, и нашёл убежище в двухэтажном доме на берегу Исети16, где жил его новый друг Гриша Мормоненко - будущий Григорий Александров. За всю жизнь оба так никому и не выболтали тайну социального происхождения одного и военных похождений другого.
Обстановка вокруг будущих орденоносцев и Сталинских лауреатов была опасной. При белых тюрьмы в Екатеринбурге были переполнены, потому что город фактически подчинялся одновременно трём правительствам - Самарскому, Уральскому и колчаковскому Сибирскому. Пользуясь неразберихой, все кому не лень сводили личные счёты при помощи доносов. Лавина арестов, обоснованных и беспричинных, нанесла первый, ещё до ленинских и сталинских репрессий, удар по историческому населению Екатеринбурга. Лет через сорок в этом городе, уже Свердловске, практически не осталось коренных екатеринбуржцев: население полностью сменилось. Впоследствии Александрова никто не опознавал как Григория Мормоненко. Смена фамилии была частой в те времена - вместе с прежней фамилией пряталось и прошлое.
Григорий Александров в опубликованной биографии называл себя сыном горнорабочего, с девяти лет работавшим в оперном театре на побегушках. Однако в архивах краеведческого музея, Музея писателей Урала и в краеведческом отделе екатеринбургской библиотеки имени В.Г. Белинского есть другие сведения. Отец Григория Александрова, Василий Григорьевич Мормоненко, выходец с Украины, был купцом как минимум второй гильдии: в Екатеринбурге ему принадлежали довольно крупная гостиница и ресторан «Сибирь»17 на Покровском проспекте (ныне улица Малышева). При этом в архивах Екатеринбургского театра оперы и балета нашлось упоминание о мальчике Григории Мормоненко, помощнике бутафора: очевидно, трудовому воспитанию в этой семье тоже придавали значение. По-видимому, Василий Мормоненко умер ещё до революции, и его вдова не смогла освоить гостиничное дело, что к 1917 г. дало ей право уже не считаться «купчихой». Однако Гриша Мормоненко всё же закончил музыкальную школу по классу скрипки, а после ухода белых поступил на курсы режиссёров рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском Губпрофсовете. Вскоре шестнадцатилетнего Гришу назначили руководителем фронтового театра. Если бы происхождение Александрова открылось, он мог бы угодить в разряд лишенцев. (...)
А театральный дебют Пырьева и Мормоненко/Александрова произошёл именно на Урале - «с верой в победу мировой революции». (...)
В 1920 г. в Екатеринбургском губнаробразе организовался театральный отдел. Александрова взяли туда инструктором (редактировал все спектакли, включая оперные и балетные постановки в оперном театре, где он когда-то начинал работать). Через некоторое время ему и Пырьеву предложили поставить спектакль в клубе ЧК.
Суровые уральские чекисты действительно заботились об улучшении своего «имиджа» в глазах екатеринбуржцев. Некий отсвет казни Романовых, в которой чекисты были задействованы, мягко говоря, не прибавил уважения к новой власти. А Красная армия к тому времени, как писал Дзержинский в 1922 г., «разложилась». (...)
В дальнейшем контакты Александрова с этим ведомством были интенсивными и плодотворными: он нередко выезжал за границу с различными поручениями. Впоследствии Александров и своего внука устроил в КГБ на должность кинооператора служебных съёмок (...).
Пырьев и Александров вошли в число инициаторов располагавшегося в здании нынешней библиотеки им. В.Г. Белинского клуба Х.Л.А.М. («Художники, литераторы, артисты, музыканты»). Такая аббревиатура была модной: в Киеве тоже в 1919 г. было кафе Х.Л.А.М., где подавали морковный чай с монпансье, а чёрный хлеб посетители приносили с собой; на фронтоне посетителей встречала надпись: «Войдя сюда, сними шляпу, может быть, здесь сидит Маяковский»33. Ну, а в Екатеринбурге членами клуба Х.Л.А.М. были в основном подростки. За неимением обуви и головных уборов они ходили босиком и без шапок, что и сделали своим стилем. Ребята боролись с «застывшими традициями»: когда в театре, куда их, как босоногих, пускали только на галёрку, исполнялись произведения «старого театра», они начинали свистеть и греметь трещотками. (Вспомним оборванных музыкантов джаз-оркестра на сцене Большого театра в фильме «Весёлые ребята»!) «Нас, правда, изгоняли из театра, но мало-помалу мы всё же приобретали, хотя бы даже и скандальную, известность»34, - вспоминал Александров. Однако «хламовцы» не только дразнили екатеринбургских театралов, но и сами ставили пьесы - например, «Мистерию-Буфф» Маяковского. С диким эпатажем и хамством, вполне в духе их учителя, чтобы заработать скандальную известность.
Приключения Ивана Пырьева на Гражданской войне - Журнальный зал
magazines.gorky.media
Хозяин советского кинематографа и рабство советских актерок:
Запись на стене
25 апреля - 52 года со дня смерти киноактрисы ЕКАТЕРИНЫ САВИНОВОЙ , потрясающей красоты русской женщины с ошеломляющим, мощнейшим, чистым голосом. К большому сожалению, у неё сложилась трагическая судьба.
Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края....
vk.com
фото от Анны ИТТЕНБЕРГ, которая более 30 лет проработала в главном киножурнале СССР - «Советский экран»
Байки «Советского экрана»
"СОВЕТСКИЙ ЭКРАН": долгие годы журнал был самым авторитетным киноизданием в стране Более 30 лет Анна ИТТЕНБЕРГ проработала в главном киножурнале СССР
ax-info.in.ua