Поучительная история из Бюро пропаганды советского киноискусства

Mar 25, 2020 22:03





ИВАН ПЫРЬЕВ в нервном возбуждении занимался членовредительством

«...только в последнем варианте воспоминаний Иван Александрович Пырьев наконец-то решился сообщить то, о чём долгие годы молчал: «Перед отступлением из Екатеринбурга отряд анархистов (в котором поначалу воевал Пырьев - прим. жж) нёс наружную охрану бывш. Ипатьевского особняка в ту ночь, когда в нём расстреливали последнего российского царя Николая II и некоторых членов его семьи». Готовя к публикации воспоминания Пырьева, работавший над текстом коллектив киноведов во главе с Р. Юреневым почёл за благо опустить этот абзац. Жизнь и смерть последнего российского императора ещё была нежелательной темой. Кроме некоторых воспоминаний о екатеринбургской казни, изданных в 20-е и 30-е годы, никаких сочинений про Николая II в СССР долгое время не выходило (...)

Многие источники подтверждают, что охрану Ипатьевского дома действительно меняли часто: и уральские рабочие, и пленные австро-венгры, перешедшие на сторону красных, и латышские стрелки быстро проникались сочувствием к узникам. Анархисты же имели сильное влияние в Уралсовете и, по свидетельству современников, открыто требовали расстрелять царя. Представляется вполне вероятным, что анархистов, тем более - вооружённых до зубов, сочли достаточно надёжными для охраны Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 г.

(...) Выражение «некоторых членов его семьи» выдаёт характерную для человека тех лет реакцию на события в Ипатьевском доме: недавние подданные Николая II, шокированные его казнью без суда, долгие годы отказывались верить в то, что неповинных царских детей не пощадили, что никому из них не удалось спастись. Факт убийства всей семьи признали гораздо позже, когда народ уже привык к арестам и расстрелам даже самых высокопоставленных коммунистов… Чаша сия, между прочим, не миновала почти всех, открыто признававших себя участниками казни Николая II. И Пырьев, безусловно, всю жизнь чувствовал себя причастным к некому государственному секрету. Из всех советских кинематографистов только ему да Александре Хохловой (племяннице убитого в Ипатьевском доме доктора Евгения Боткина и внучке основателя Третьяковской галереи Павла Третьяков) случилось оказаться в некотором смысле ближе всех к особе Николая II.



Вскоре Ваня Пырьев вместе с красными и анархистами покинул Екатеринбург: 25 июля в город вошли белые. «Наш отряд с небольшими боями отступал по Горно-Благодатской железнодорожной ветке к Перми, - пишет Пырьев, не упоминая о грандиозном поражении Красной Армии под Пермью. - В результате грубых ошибок армейского командования <…> Пермь была сдана 25 декабря. 3-я армия понесла большие потери: около 18 000 бойцов, 37 орудий, около 250 пулемётов. <…> Усталость и истрёпанность частей при отступлении доходили до того, что красноармейцы ложились на снег и просили товарищей пристрелить их. <…> 29-я дивизия пять дней отбивалась «буквально без куска хлеба», при 35-градусном морозе; было много случаев измены военспецов, перехода на сторону противника целых полков». Ване Пырьеву посчастливилось избежать этого: «Вскоре я заболел тифом и был эвакуирован из Перми в Вятку. Оправившись от болезни, я вступил в ряды Красной Армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, а потом - политруком».

Как это Ваня Пырьев так быстро превратился из анархиста в коммуниста?..

(...)

В Екатеринбурге сибиряк Иван Пырьев познакомился с Григорием Александровым и Сергеем Герасимовым из Челябинского уезда. Дороги Александрова и Пырьева в дальнейшем разошлись. Но о Екатеринбурге у них осталось немало общих воспоминаний.

Позже Г. Александров (настоящая фамилия Мормоненко, да-да!)) вcпоминал: «Первая встреча с Ваней Пырьевым… Это было в 1919 году в Екатеринбурге (ныне Свердловск). Я учился на курсах режиссёров рабоче-крестьянского театра и здесь познакомился с пареньком из сибирского села Камень, что на Оби. Пырьев был страстно, самозабвенно влюблён в театр. Как только город освободили от колчаковцев, мы с Пырьевым организовали при клубе ЧК коллектив художественной самодеятельности. А затем ушли в Красную Аримю. Через год, вернувшись из армии, снова встретились. Пырьев повзрослел, возмужал, но остался таким же неуёмным, азартным, деятельным…»13. Через шесть лет в автобиографической книге «Эпоха и кино» Александров уточнил обстоятельства их знакомства: «В период колчаковщины к нашему дому прибился сибирский паренёк Ваня Пырьев. Он так же, как и я, был горячо влюблён в театр»14. В обоих вариантах о недавнем военном прошлом «сибирского паренька Вани», о его Георгиевских крестах - ни слова… Эти расхождения объясняются не только возрастной аберрацией памяти. Очевидно, по взаимной договорённости два великих советских комедиографа держали в секрете какие-то эксцентрические сюжеты своей молодости.

Похоже, Иван Пырьев действительно оказался в Екатеринбурге раньше июля 1919 г.15: то ли «застрял» ещё при красных в 1918 г. по болезни, то ли проник в город как разведчик ещё до прихода Красной Армии и как-то сумел затаиться. Вот тогда Пырьев, по-видимому, и нашёл убежище в двухэтажном доме на берегу Исети16, где жил его новый друг Гриша Мормоненко - будущий Григорий Александров. За всю жизнь оба так никому и не выболтали тайну социального происхождения одного и военных похождений другого.

Обстановка вокруг будущих орденоносцев и Сталинских лауреатов была опасной. При белых тюрьмы в Екатеринбурге были переполнены, потому что город фактически подчинялся одновременно трём правительствам - Самарскому, Уральскому и колчаковскому Сибирскому. Пользуясь неразберихой, все кому не лень сводили личные счёты при помощи доносов. Лавина арестов, обоснованных и беспричинных, нанесла первый, ещё до ленинских и сталинских репрессий, удар по историческому населению Екатеринбурга. Лет через сорок в этом городе, уже Свердловске, практически не осталось коренных екатеринбуржцев: население полностью сменилось. Впоследствии Александрова никто не опознавал как Григория Мормоненко. Смена фамилии была частой в те времена - вместе с прежней фамилией пряталось и прошлое.

Григорий Александров в опубликованной биографии называл себя сыном горнорабочего, с девяти лет работавшим в оперном театре на побегушках. Однако в архивах краеведческого музея, Музея писателей Урала и в краеведческом отделе екатеринбургской библиотеки имени В.Г. Белинского есть другие сведения. Отец Григория Александрова, Василий Григорьевич Мормоненко, выходец с Украины, был купцом как минимум второй гильдии: в Екатеринбурге ему принадлежали довольно крупная гостиница и ресторан «Сибирь»17 на Покровском проспекте (ныне улица Малышева). При этом в архивах Екатеринбургского театра оперы и балета нашлось упоминание о мальчике Григории Мормоненко, помощнике бутафора: очевидно, трудовому воспитанию в этой семье тоже придавали значение. По-видимому, Василий Мормоненко умер ещё до революции, и его вдова не смогла освоить гостиничное дело, что к 1917 г. дало ей право уже не считаться «купчихой». Однако Гриша Мормоненко всё же закончил музыкальную школу по классу скрипки, а после ухода белых поступил на курсы режиссёров рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском Губпрофсовете. Вскоре шестнадцатилетнего Гришу назначили руководителем фронтового театра. Если бы происхождение Александрова открылось, он мог бы угодить в разряд лишенцев. (...)

А театральный дебют Пырьева и Мормоненко/Александрова произошёл именно на Урале - «с верой в победу мировой революции». (...)

В 1920 г. в Екатеринбургском губнаробразе организовался театральный отдел. Александрова взяли туда инструктором (редактировал все спектакли, включая оперные и балетные постановки в оперном театре, где он когда-то начинал работать). Через некоторое время ему и Пырьеву предложили поставить спектакль в клубе ЧК.

Суровые уральские чекисты действительно заботились об улучшении своего «имиджа» в глазах екатеринбуржцев. Некий отсвет казни Романовых, в которой чекисты были задействованы, мягко говоря, не прибавил уважения к новой власти. А Красная армия к тому времени, как писал Дзержинский в 1922 г., «разложилась». (...)

В дальнейшем контакты Александрова с этим ведомством были интенсивными и плодотворными: он нередко выезжал за границу с различными поручениями. Впоследствии Александров и своего внука устроил в КГБ на должность кинооператора служебных съёмок (...).

Пырьев и Александров вошли в число инициаторов располагавшегося в здании нынешней библиотеки им. В.Г. Белинского клуба Х.Л.А.М. («Художники, литераторы, артисты, музыканты»). Такая аббревиатура была модной: в Киеве тоже в 1919 г. было кафе Х.Л.А.М., где подавали морковный чай с монпансье, а чёрный хлеб посетители приносили с собой; на фронтоне посетителей встречала надпись: «Войдя сюда, сними шляпу, может быть, здесь сидит Маяковский»33. Ну, а в Екатеринбурге членами клуба Х.Л.А.М. были в основном подростки. За неимением обуви и головных уборов они ходили босиком и без шапок, что и сделали своим стилем. Ребята боролись с «застывшими традициями»: когда в театре, куда их, как босоногих, пускали только на галёрку, исполнялись произведения «старого театра», они начинали свистеть и греметь трещотками. (Вспомним оборванных музыкантов джаз-оркестра на сцене Большого театра в фильме «Весёлые ребята»!) «Нас, правда, изгоняли из театра, но мало-помалу мы всё же приобретали, хотя бы даже и скандальную, известность»34, - вспоминал Александров. Однако «хламовцы» не только дразнили екатеринбургских театралов, но и сами ставили пьесы - например, «Мистерию-Буфф» Маяковского. С диким эпатажем и хамством, вполне в духе их учителя, чтобы заработать скандальную известность.


Приключения Ивана Пырьева на Гражданской войне - Журнальный зал

magazines.gorky.media

Хозяин советского кинематографа и рабство советских актерок:


Запись на стене

25 апреля - 52 года со дня смерти киноактрисы ЕКАТЕРИНЫ САВИНОВОЙ , потрясающей красоты русской женщины с ошеломляющим, мощнейшим, чистым голосом. К большому сожалению, у неё сложилась трагическая судьба.

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края....

vk.com

фото от Анны ИТТЕНБЕРГ, которая более 30 лет проработала в главном киножурнале СССР - «Советский экран»


Байки «Советского экрана»


"СОВЕТСКИЙ ЭКРАН": долгие годы журнал был самым авторитетным киноизданием в стране Более 30 лет Анна ИТТЕНБЕРГ проработала в главном киножурнале СССР

ax-info.in.ua

Урал, маяковский на Ганиной яме, цареубийство, "совесть советской интеллигенции", морфология предательства, соцреализм, кино, иудин грех, мировой пожар раздуем, глисты головного мозга, культурная революция, моральный кодекс коммуниста, лицедеи, великая ложь нашего времени, пропаганда и наглядная агитация

Previous post Next post
Up