Новые факты из жития святого Серафима (Вырицкого)

Nov 21, 2019 18:06



В 1906 году петербургский купец Василий Николаевич Муравьёв приобрел добротный зимний загородный дом в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. В ту пору существовала станция Тярлево Царскосельской железной дороги. Увенчанный высокой башенкой-шпилем и украшенный ажурными резными орнаментами, 2-х этажный десятикомнатный особняк с обширной верандой и вспомогательными постройками располагался у полноводного Гуммолосаровского ручья на краю Павловского парка неподалеку от Царского Села.  Для своего времени дом был очень хорошо оснащен технически. В нём имелся водопровод и туалетные помещения. С помощью изразцовых печей и каминов в холодное время года отапливались оба этажа здания.



Дом в Тярлево

Примечательно, что в загородном доме Муравьевых также, как и в городской квартире, имелся телефон - №23402. Об этом есть запись в книге «Весь Петербург» за 1906 год. Прекрасно организованное торговое дело можно было контролировать по телефону, а в случае необходимости за полчаса легко добраться на поезде до Царскосельского вокзала в центре Петербурга. Ещё 10 минут на извозчике, чтобы доехать до Апраксина двора, где находились торговые предприятия Василия Николаевича.



Почему именно в Тярлево находилась загородная резиденция известного петербургского мехоторговца? Дело в том, что в 1904 году сын В.Н. Муравьева - Николай - по решению отца поступает в элитную Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию, возглавляемую известным поэтом, драматургом и исследователем литературы  Иннокентием Фёдоровичем Анненским. Это было одно из самых передовых и престижных учебных заведений в России, которое славилось высоким уровнем классического образования и прекрасным преподавательским составом. Открылось оно в 1870 году в присутствии Государя Императора Александра II, Наследника Цесаревича Александра Александровича (будущего Государя Императора Александра III) и свиты.



Фото Императорской Николаевской Царскосельской гимназии начала XX века

На должности директора и педагогов в Царскосельскую гимназию приглашали лучших специалистов в области различных наук, языков и искусств. Причём некоторые из них являлись преподавателями в Царской Семье. Еженедельно директор Императорской гимназии отчитывался о работе учебного заведения перед первыми лицами страны. В заведении давали углублённые знания по математике, физике, русскому языку и логике, географии, истории и ряду других предметов. В обязательном порядке изучались греческий, латинский, французский, другие иностранные языки и, конечно, Закон Божий.

С момента своего существования царскосельская гимназия была всесословной. Так, в 1899 году в гимназии из 411 учеников 267 были детьми дворян, 60 - купцов, 46 - мещан, 13 - духовенства, 12 - крестьян, 10 - солдат, 3 - иностранных подданных.



Николай Муравьев, фото 1904 г.



Царскосельские гимназисты, 1911. 2-й слева - Николай Муравьёв

Василий Николаевич Муравьёв сразу после поступления сына в гимназию становится одним из её попечителей - действительным членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам. На протяжении более чем 10-ти лет он постоянно общался с людьми, которые принимали активное участие в жизни Императорской Царскосельской гимназии.  В списке членов Общества множество известных имен - прежде всего, лейб-медик Царской Семьи Евгений Сергеевич Боткин, прославленный во святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2016 года как праведный Евгений Боткин врач, страстотерпец (день памяти - 4/17 июля). Чистейшей души человек, по зову сердца последовавший в ссылку вместе с членами Августейшей Фамилии, принявший вместе с ними мученическую кончину в подвале дома Ипатьева.



Св. врач Евгений

Большевики не раз предлагали приближённым покинуть арестованных, но все отказались. Чекист И. Родзинский сообщал: «Вообще, одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались. Боткину предлагали. Он заявил, что хочет разделить участь Семьи. И отказался».

В те годы, когда Николай Муравьёв учился в Царскосельской гимназии, Евгений Сергеевич Боткин был Председателем её родительского комитета. В гимназии проходили обучение два его сына в параллельных с Николаем классах.   В число попечителей гимназии входил и князь, генерал-майор, военный моряк, начальник Главного управления Царского Села и Царскосельского дворца Михаил Сергеевич Путятин. Младший сын князя - Александр был особо дружен с сыном Муравьёвых - Николаем. По воспоминаниям семьи Муравьёвых эта дружба продолжалась и после окончания гимназии в 1914 году, вплоть до отъезда Александра Путятина в эмиграцию в 1918 году. Известно, что он не раз предлагал Николаю выехать с ним за границу. Николай Васильевич Муравьёв от всех предложений покинуть Родину твердо отказывался, желая разделить со всеми ближними судьбу своего народа...

В работе благотворительного Общества при гимназии также участвовали: начальник Главного Управления почт и телеграфов России, действительный статский советник Максимилиан Робертович Мусселиус - в Царскосельской гимназии учились четверо его сыновей; генерал-лейтенант флота, герой русско-турецкой войны, профессор Николаевской морской академии Евгений Иванович Аренс; статский советник, военный врач, доктор медицины Николай Михайлович Пунин, сыновья которого также учились с Николаем Муравьёвым; известные предприниматели и меценаты Константин Иванович и Василий Иванович Рукавишниковы и другие выдающиеся деятели своего времени.



В.Н. Муравьев

Вот такой круг общения был у купца Василия Николаевича Муравьёва и его супруги Ольги Ивановны в годы учёбы их сына в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии! Это, безусловно, была особая среда с неповторимой атмосферой взаимного понимания и общими благородными целями. Единомысленные благочестивые люди, преданные Церкви, Царю и Отечеству, могли только духовно обогащать друг друга. Известно также, что Муравьёвы были связанны тёплыми дружескими отношениями со многими интеллигентными людьми Санкт-Петербурга и людьми из знатных семей, состоявших в других благотворительных организациях.

В Царскосельское Общество помимо светской элиты входила и духовная элита Царского Села. В первую очередь, настоятель Екатерининского, а затем Феодоровского Государева собора - протоиерей Афанасий Беляев - духовник Царской Семьи, а также настоятели и священнослужители других храмов Царского Села.  Дети многих священнослужителей - членов Общества учились в гимназии. Законоучителями в гимназии были: настоятель гимназической церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей Александр Рождественский и священник Собственного Его Императорского Величества Конвоя Алексий Кибардин, впоследствии - исповедник, последний духовник преподобного Серафима Вырицкого.

Имеются свидетельства о том, что в Павловске и в Царском Селе Василий Николаевич и Ольга  Ивановна встречались и беседовали с Государем Императором Николаем II Александровичем. Известно также, что Помазанник Божий бывал в доме Муравьевых в Тярлево и с большим теплом относился к благочестивым супругам. Об этом впоследствии подробно рассказывала своим внукам Ольга Ивановна Муравьева (в монашестве - монахиня Христина - схимонахиня Серафима). Семья Муравьевых бывала и на богослужениях в Феодоровском Государевом соборе, который являлся приходом Августейшей Семьи и чинов Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и Собственного Его Величества Конвоя, размещавшихся в Царском Селе. Иные лица допускались на службы в Государев собор только по особым приглашениям.

Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель-агиограф
Впервые опубликовано в шестом издании книги В.П. Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», СПб, Сатисъ, сентябрь 2019 года



живая история, Феодоровский Государев собор, прп. Серафим (Вырицкий)

Previous post Next post
Up