Во Имя Отца и Сына, и Святага Духа!

Nov 20, 2019 15:54





Андрей Рублев (1340s-1428), гений иконописи

Музей имени Андрея Рублева. «В сопоставлении с письменными источниками, современными тем или иным иконам, фрескам, книжным миниатюрам, мы можем выявлять очень интересную «скрытую» историческую информацию, которая существенно обогащает наши знания и представления о прошлом.
Гораздо реже историки обращают внимание на связь чтимых икон с духовно-державной идеологией России. Как правило, такие суждения относят к общим характеристикам державного пафоса той или иной эпохи, к «претензиям» Митрополитов и Великих Князей, Царей и Патриархов на тот или иной статус, духовно усваиваемый ими от Палестинского Иерусалима, от Константинополя или Первого Рима.

Но что конкретно стоит за этими «претензиями», их духовный смысл, конкретное содержание и их обоснование чаще всего светских историков мало интересует.



Пожалуй, единственным и весьма знаменательным исключением из этого научного «обычая» можно назвать великолепные работы замечательного русского ученого, заведующего Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Преподобного Андрея Рублева и преподавателя церковной археологии в Свято-Тихоновском Университете Олега Германовича Ульянова - «Наша национальная идея - это Рублевская «Троица»» и «Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы», очень кстати опубликованные на «Русской Линии»[2]. А другие церковные историки и светские специалисты по исторической иконографии, хотя и уделяют внимание Богословскому значению тех или иных икон в истории Российской государственности, устраняясь от «политики», стараются особенно не углубляться в идеологические аспекты».

Академическая концепция проф. О.Г. Ульянова «Наша национальная идея - это рублевская Троица» уже взята за основу для нескольких докторских диссертаций и части цитируется в научных монографиях и публикациях, см. например:
Комплексное исследование механизмов адаптации византийского искусства в Древней Руси: монография / Г. В. Алексеева [и др.] ; Дальневосточный федеральный университет; ред. кол.: Г.В. Алексеева (отв. ред.), И.И. Крыловская. Владивосток: ДВФУ, 2013. 242 с.: ил.
Ложкина Н.А. (Государственный Эрмитаж). Андрей Рублев как художник русского православного возрождения XIV-XV веков // Журнал "Научное мнение". № 7. СПб., 2014. С. 70-75.

Ленид Болотин: Иконы Божией Матери «Владимирская», «Спас в Силах Небесных» Феофана Грека, «Пресвятая Троица» Преподобного Андрея Рублева и Царицы Небесной «Державная» как важнейшие источники духовно-государственной идеологии России

Святые Ключи Русской Державы

ruskline.ru




Святая Троица, Москва Третий Рим, цивилизационный код, иконография

Previous post Next post
Up