Дореволюционный Кодекс чести русского офицера

Nov 15, 2019 21:02


До Кульчицкого нормы офицерской чести были известны, конечно. Их все знали. Я задавала себе вопрос, почему Кодекс был сформулирован только в начале 20 века. Ответ простой, он на виду: это была эпоха Серебряного века и взрыв русского национального самосознания. Россия вылетала на первое место по всем мировым показателям, рождался новый имперский стиль в искусстве. Государь выстраивал Феодоровский Государев Собор, где предполагался Центр по объединению Русского народа и возрождению русской соборности. Кодекс чести русского офицера в этом контексте был явлением востребованным и закономерным. Кульицкий просто сформулировал то, что у всех было на уме.

Читаю... И с удивлением замечаю, что это вылитый Николай Второй - такой, каким его знали современники! Именно таким он описан в разных мемуарах, вплоть до мелочей:

1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.



2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

5. Меньше откровенничай - пожалеешь. Помни: язык мой - враг мой.

6. Не кути - лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и в общественных местах.

10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое…

11. Ни чьим советом не пренебрегай - выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой.

12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает быть тайной.

16. Будь всегда начеку и не распускайся.

17. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.

19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.

20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.

23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные не боялись тебя, а уважали.

24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.

25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.

26.  Лучшaя чacть xpaбpocти - ocтopoжнocть.

27. Caмыe cильныe зaблуждeния - этo тe, кoтopыe нe имeют coмнeния.

28. Cкpoмeн нe тoт, ктo paвнoдушeн к пoxвaлaм, a тoт, ктo внимaтeлeн к пopицaниям.

29. Пpaвильнo мыcлить бoлee цeннo, чeм мнoгo знaть.

30. Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому!

по Кульчицкому, 1904 г..

image Click to view



Эх какого Государя предали!.. Как Христа иудеи предали, так и мы его.

Царь помазан Господом на царство. Да не поднимется пята на помазанника Божия, ибо взыщет Господь. Прости, Боже, народ России и помоги все злое исправить.



Из воспоминаний статского советника В.В. Буймистрова о поездке в Ставку к Николаю II: "...Государь не соглашался даже в будущем покинуть Россию, будучи уверен, что русский народ, столь им любимый, никогда не посягнет на него и его семью. Он не сознавал, что умелая пропаганда его врагов уже отвратила от него сердца многих и что власть перейдет в руки людей, ему определенно враждебных."
http://www.rusarchives.ru/publikacii/otechestvennye-arhivy/2865/vospominaniya-statskogo-sovetnika-buymistrova#09

Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 1905 г.: Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду".

"Николай II был умным. Он долго обдумывал и был медлительным в принятии решений, но оценка политической ситуации была у него очень быстрой" (Баронесса С.К. Буксгевден)

"Ровно в 10 часов начинались аудиенции министров. Каждого из них Государь принимал отдельно. Министры приносили с собой пачки бумаг, которые Государь оставлял у себя для внимательного чтения. На каждом документе он ставил свои заметки карандашом и зачастую просиживал до поздней ночи, чтобы ознакомиться со всеми бумагами. Его работа в течение Царствования все время увеличивалась, так как появлялись новые министерства и департаменты… Он был аккуратнейшим из всех людей, поэтому все его бумаги находились в идеальном порядке - они были тщательно классифицированы и снабжены аннотациями. Его дочери говорили мне, что, когда бы он ни подходил к письменному столу, он сразу же мог найти все необходимые бумаги" (Фрейлина Императрицы Александры Федоровны С.К. Буксгевден)

"Однажды вечером при возвращении из Тарнополя автомобиль Государя, шедший, как всегда, очень быстрым ходом, в тумане отделился от нашего автомобиля и попал на узловую станцию, где к тому времени вся зала станционного вокзала была полна ранеными, вывезенными для эвакуации. Они лежали на полу. Среди персонала, сестер милосердия и раненных неожиданное появление Государя произвело потрясающее впечатление. Никто не ожидал его тут увидеть. Государь обошел всех раненных, милостиво разговаривая и расспрашивая, и во время этого обхода подошел к одному раненому, умирающему офицеру, который лежал на полу. Государь опустился возле него на колени и подложил руку под его голову.
Офицер узнал Государя.
Государь сказал ему "Благодарю Вас за службу. У Вас есть семья?"
Он ответил тихим голосом: "Жена и двое детей".
Государь сказал ему "Будьте спокойны, я их не оставлю". Офицер перекрестился, сказал: "Благодарю Ваше Вели..." и скончался." (из воспоминаний гафа Д.С. Шереметева)

Дневниковые записи протоиерея Афанасия Беляева, настоятеля Феодоровского государева собора в Царском Селе, ставшего духовником Императорской Семьи во время их заключения, могут сообщить многое о высоком духовно-нравственном уровне Царской четы. Так, 30 марта отец Афанасий исповедал каждого члена Семьи, а затем записал следующее:

"<...> Впечатление получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной - меня привело в изумление и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в неизвестных для них грехах…

<...> О, как несказанно счастлив я, что удостоился по милости Божией стать посредником между Царем Небесным и земным. Ведь рядом со мною стоял тот, выше которого из всех живущих на земле нет. Это до сего времени был наш Богом данный Помазанник, по закону престолонаследия 23 года царствовавший русский православный царь. И вот ныне смиренный раб Божий Николай, как кроткий агнец, доброжелательный ко всем врагам своим, не помнящий обид, молящийся усердно о благоденствии России, верующий глубоко в ее славное будущее, коленопреклоненно, взирая на Крест и Евангелие, в присутствии моего недостоинства высказывает Небесному Отцу сокровенные тайны своей многострадальной жизни и, повергаясь в прах пред величием Царя Небесного, слезно просит прощения в вольных и невольных своих прегрешениях. После прочтения разрешительной молитвы и целования Креста и Евангелия, своим неумелым словом утешения и успокоения какую мог я влить отраду в сердце человека, злонамеренно удаленного от своего народа и вполне уверенного до сего времени в правоте своих действий, клонящихся ко благу любимой родины?"

"О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям. Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой. У него есть зрело продуманные и тщательно выработанные планы. Над осуществлением их он трудится безпрестанно. Иной раз кажется, что что-либо забыто. Но он все помнит. Например, в наше собеседование в Компьене (встреча состоялась в сентябре 1901 года!) у нас был интимный разговор о необходимости земельной реформы в России. Русский Император заверил меня, что он давно думает об этом. Когда реформа землеустройства была проведена, мне было сообщено об этом через посла, причем любезно вспомянут был наш разговор. Под личиной скромности, немного женственной, Царь имеет сильную душу и мужественное сердце, непоколебимо верное, он знает, куда идет и чего хочет." (Эмиль Лубе об Императоре Николае II)

"Благородство императора Николая II, его любовь, доверие к Родине выражалось решительно во всём. Личные интересы стояли для него всегда на втором плане. Одна из давних легенд, распространявшихся революционными кругами и имевших целью дискредитирование Царской Династии, была легенда о «Романовских капиталах» за границей… Вырученные из Английского банка капиталы большею частью были истрачены в России. Неисчислимы случаи, когда Император Николай II приходил на помощь нуждающимся! Отказа, сколько я знаю, никогда не было, когда нужда была действительно налицо". (Князь Дмитрий Оболенский)

"Поистине неисповедимы судьбы Божии. И если убиенному Государю суждено было от Бога быть искупительной жертвой за грехи русские, - и надо верить всем нам, что на крови этой жертвы и создастся просветленная Россия, - и если Господь Бог послал ему счастье веры, облегчавшей несение его креста, то, быть может, также свыше дано было Царю и предзнаменование, готовившее его к смертному подвигу, но и влекшее его к Богу.
«Я родился в день Иова Многострадального», - Царь говорил это не раз в дни испытаний, и некоторая обреченность всегда чувствовалась и в нем, и им самим. Но это не мешало ему нести бремя правления, и лишь строже и вдумчивее относился он к своему служению.
Да, служение России, служение «до гробовой доски».
Эти слова написал он лично в солдатской личной книжке-билете, которая была ему представлена вместе с солдатской формой, с винтовкой и снаряжением полного походного веса, которые он лично испытал, сделав в этом снаряжении несколькочасовой переход в окрестностях Ливадии.
Служение России требовало решений - и недаром подчеркнул он, как я сказал, что его отречение, будучи волей Божией, было также «следствием его решения».
В той кампании клеветы, поношения и злобы, которая велась против Царя утратившим чувство патриотизма и порядочности обществом и революционерами-интернационалистами, было принято выставлять Государя как слабого, ничтожного и безвольного человека.
Нет ничего более ошибочного, чем это суждение. Да, Государь ни в малой степени не обладал резкостью, грубостью, напором, которые часто ошибочно принимаются за проявление характера, воли. Но при видимой мягкости и при той отличной благовоспитанности, которые были отличительными признаками его обращения, он обладал волей упорной и неломающейся." (Н.М. Тихменев "Духовный облик Императора Николая Второго")



Святой Отец народа, про идеалы, русский характер, Кодекс чести русского офицера, Святой Государь, Покаяние, здесь Русский дух

Previous post Next post
Up