Прагматичный, миролюбивый, снисходительный, метафизический, имперский, русский национализм

Oct 20, 2019 19:40


В Российской Империи никогда не было проблем, связанных с национальными вопросами. О «великорусском шовинизме» впервые заговорили профессиональные революционеры (прежде всего поляки, а за ними уже иудеи и прочие), которым нужна была смута любой ценой. Национальные междоусобицы являются одним из самых проверенных средств, чтобы посеять хаос и разделить государство на множество осколков.

Однако в любом государстве есть титульная нация и титульный язык, связывающий все народы воедино. Русский язык и русская православная культура всегда были тем цементом, который прочно увязывал кирпичики многонационального и многоконфессионального русского государства.

Но главным связующим в этом цементе было православное самосознание русского народа. Православная вера давала такую нравственность, которая не только была миролюбивой и снисходительной к чужим слабостям, но облагораживала другие народы так, что, например, ислам в России сильно отличается от ислама на Востоке, приближаясь по своим характеристикам к христианскому мировоззрению.

Все проблемы, которые съедают нас сегодня, были давно показаны и предсказаны в трудах одного из самых выдающихся русских ученых - Льва Тихомирова.

Национализм Льва Тихомирова имел метафизические и имперские основания. Его национализм носил служебный характер по отношению к православной вере и монархической власти.



Говоря о том, что Монарх в России не может исповедовать никакую другую веру, кроме как Православие, он подчёркивает, что это важно, прежде всего, для устойчивости Империи, созданной православным большинством. «Чтобы в таком разноплеменном государстве, возможна была монархия, необходимо преобладание какой-либо одной нации, способной давать тон общей государственной жизни и дух которой мог бы выражаться в Верховной Власти, - говорит Лев Тихомиров (Монархическая государственность. М., 1905. Т. IV. С. 291- 292).

Ведь царь действительно не находится в безвоздушном транснациональном пространстве, а поставляется свыше «на конкретном деле известного определенного народа», для лучшего исполнения возложенных на нацию исторических задач.

Без христианства как основы нашей жизни и в государственном деле, и в деле национального развития, как писал Лев Тихомиров мы способны только метаться «среди противоречивых принципов, которыми доводим свое общество и государство до истинного разложения». И требовал, чтобы «христиане не боялись твердо противопоставить свою правду тем спутанным фантазиям, которые у нас выдаются за якобы научные системы общественного и политического строя».

Прагматичный на практике национализм

Наряду с высокими идейными основаниями, тихомировский национализм на практике стремился к максимально возможной прагматичности. Практичности основанной на самоочевидных политических посылах.

«Империя создана русскими, - утверждал Лев Тихомиров, - и без них непременно должна распасться. Единящий центр Империи может быть или русским, или его совсем не может существовать… Вообще никакой другой объединяющей силы, кроме национально-русской, у нас не может быть. Для России поэтому нужна гегемония русского народа» (Спасающая личность и спасающая идея).

Для него гегемония русского народа в Империи не выражалась призывом «Россия для русских», снятого под кальку с лозунгов европейских националистов.

Лев Тихомиров предлагал другую формулу: «Россия должна устраиваться по-русски», то есть «устроиться сообразно русской исторической идее, как получить государственную власть, во всех действиях проникнутую национальным духом, народу понятную и опирающуюся на этическое содержание, общее ей самой и русской нации». (Спасающая личность и спасающая идея).

Когда Лев Тихомиров, призывает опереться на русский народ, это не означало в его стилистике опереться на всю массу нации, а только лишь на «прочные социальные элементы», которым нужна государственность для их спокойного труда и внутренней жизни. Его понимание нации основано не только на кровном родстве, но и на социальном союзе различных профессиональных слоёв населения. На социально структурированной в профессиональном плане нации, которой только и нужна государственность, власть которой, будет защищать её национальные интересы внутри и вовне страны.

Именно поэтому демократическая теория о том, что страной должна править совокупность партий, представлялась Льву Тихомирову глубоко ложною из-за отождествления интересов народа с интересами партий. Эта теория навязывает народу то, чего в нем вовсе нет, т.е. политической разделённости на части. «Нация, - утверждал Лев Тихомиров, - всегда хочет быть единою, и потому нуждается, чтобы существовала внепартийная власть. Народный инстинкт чует, что без руководственной роли власти не может быть ничего доброго в государственной работе, и потому-то народ всегда так оживает духом, когда появляется власть, и впадает в прострацию, когда власть исчезает куда-то» (Думы перед Думой).

«Россия должна устраиваться по-русски»: Лев Тихомиров, народосбережение и русский национализм


Россия и русские. Когда Россия устроится как государство? Место национализма в имперской идеологии. Народосбережение русского народа должно стать главной задачей современного государства

tsargrad.tv


стратегия и тактика, Русский мир, нет пророка в своем Отечестве, Тихомиров, национальное самосознание

Previous post Next post
Up