«Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!» - весело сказал Государь Император,

Sep 09, 2017 14:08

... выходя из ложи после премьеры спектакля "Ревизор".

Известно, что «Ревизор» Н. В. Гоголя был дозволен к постановке на сцене (а, следовательно, и к печати) вследствие высочайшего разрешения. 29 апреля 1836 года Гоголь писал актеру Михаилу Щепкину: «Если бы не высокое заступничество Государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее»[i]. Государь Император не только сам присутствовал на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!» (запись П. П. Каратыгина со слов своего отца, актера П. А. Каратыгина)[ii].

Царю понравилась критика спятившей бюрократии.
Но парадокс в том, - говорит М.М.Дунаев - что Гоголь воспринял необыкновенный успех "Ревизора" как провал, после чего в расстроенных чувствах срочно уехал из Петербурга. Дело не в художественном просчете, "Ревизор", действительно, шедевр. Но Гоголь ставил другие задачи. Чтобы объяснить публике настоящую цель "Ревизора", через 10 лет Гоголь пишет "Развязку Ревизора". Гоголь НЕ отрицал критику порядков в государстве, он изображал ирреальную реальность. Такого города, в котором нет ни одного порядочного чиновника, в действительности тогда не существовало во всей России. "Ревизор" Гоголя - это ДУШЕВНЫЙ город, символ человеческой души, в которой страсти живут потенциально. "Сообразно ли наше житие с житием Христовым?" (свт. Тихон Задонский) Люди должны понять свое богоотступничество и спасти свои души. Это было пророчество Гоголя, которое не было услышано тогда, но полностью осуществилось позднее!

Если бы наши предки посмотрели на нынешний бюрократический аппарат, то подумали бы, что попали в невероятный и фантасмагорический сон. Вы где-нить видели сегодня на сцене критику жирной и обнаглевшей номенклатуры?? Вместо этого мы видим пропаганду педерастии, а на святого русского Царя разросшаяся до космических размеров и афанаревшая новая ылитка льет поганую ложь рекой. За это она положила себе космические же зарплаты. Ну и пральна, чо. Номенклатура теперь претендует на царский трон и даже наследников на власть женит между собой, чтобы никто чужой из рабов не попал в их ненасытное семейство. Денежки остаются в Семье, власти в кармане, а "демократия" - это для лохов. "Как видите: никакого Гегеля тут не нужно. Как видите: все это совершенно просто... Вся современная “мировая” бюрократия, не говоря уже о советской бюрократии, - неизмеримо хуже довоенной русской" (И.Солоневич. Диктатура сволочи)..


Государь Император дважды присутствовал на представлениях «Ревизора» в Александринском театре в 1836 году: первом (19 апреля) и третьем (24 апреля); причем оба раза вместе с Наследником, Великим князем Александром Николаевичем.

По свидетельству современника, в антракте между Государем Николаем Павловичем и артистом Петровым, исполнявшим роль Бобчинского, состоялся следующий разговор: «А! Бобчинский. Так так и сказать, что в таком-то городе живет Петр Иваныч Бобчинский? - Точно так, Ваше Величество… - ответил тот бойко. - Ну, хорошо, будем знать, - заключил Государь, обратившись к другим присутствующим на сцене» (Воспоминания Л. Л. Леонидова)[viii].

«Ревизор» был любимой русской пьесой Царя. Все отличившиеся в спектакле получили от дворца подарки, иные от дирекции прибавку к жалованию. По преданию, оказавшись после дорожного происшествия в уездном городе Чембаре Пензенской губернии и принимая местных чиновников, Император Николай Павлович воскликнул: «Ба! Да я вас всех знаю!» Он пояснил, что хотя первый раз в Чембаре, но знает всех по «Ревизору» Гоголя[ix].

В мае 1837 года, то есть спустя год с небольшим после премьеры, в переписке Государя Императора с Цесаревичем Александром Николаевичем, совершавшим тогда путешествие по России (среди сопровождавших его лиц был и В. А. Жуковский) возникает тема «Ревизора». После ночлега в Вышнем Волочке Наследник престола писал отцу (4 мая, Тверь): «Городничий тамошний напомнил нам городничего из "Ревизора" своей турнюрой (внешностью, осанкой. - В. В.)»[x].

В ответном письме от 8 мая из Санкт-Петербурга Государь Николай Павлович наставлял сына: «Не одного, а многих увидишь подобных лицам "Ревизора", но остерегись и не показывай при людях, что смешными тебе кажутся, иной смешон по наружности, но зато хорош по другим важнейшим достоинствам…»[xi].

Через неделю, в письме из Твери от 16 мая, Цесаревич сообщал отцу: «Мы ночевали в доме поме<щицы> Жадовской <…> сын ее, отставной офицер, нас угощал, он должен быть удивительный чудак и напомнил мне Петр<а> Ив<ановича> Бобчинского, наподобие его он просил одной только милости чтобы довести до Твоего сведения, что я ночевал в его доме. Но и при сем случае я припомнил Твое наставление, любезный Папа, чтобы не показывать вид другим, что кажется смешным»[xii]. В ответном письме (от 25 мая из Царского Села) Император одобрил поведение сына: «Смеялся я, читая сцену с Бобчинским, хорош, должен быть, гусь; но спасибо тебе, что <приучился> не показывать смеху при других»[xiii].

Гоголь надеялся встретить поддержку Царя и не ошибся.
http://www.portal-slovo.ru/philology/46891.php





image Click to view

Николай Первый, русский язык, Гоголь

Previous post Next post
Up