Искусство - это лакмусовая бумажка, тестер нашей духовности (с)

Aug 14, 2016 14:24

М.В.Нестеров. Русский народ.



Искусство в современном философском дискурсе

Для того, чтобы понять в каком состоянии находится современное русское искусство, необходимо разобраться с понятиями. В современном дискурсе , где человек варится словно лягушка в котле извращенных представлений о реальности, где всякое основополагающее знание  дифференцируется и уменьшается до полной «атомизации», любое твердо установленное понятие становится ключевым доя нахождения общего  языка. Таким образом, вопрос прежде всего упирается в то, что такое искусство вообше, что такое религиозное искусство и какое место должно быть отведено искусству в обществе (на примере русского, другое нас мало волнует).

Что такое искусство. Определений этого феномена существует великое множество, такова эпоха «информационного поля» и отравляющей всеядности, где за истину принимается то, что нравится субъекту. Это нечто, однако, далеко от объективности, которая высокомерно презирается тщеславным духом времени, который можно обозначить, как воинствующий и атомизирущий любое общество индивидуализм.

Если быть безпристрастным, то самым правильным определением искусства все же остается выведенное ещё  Аристотелем понятие о том, что искусство - это форма любого (!) человеческого творчества, от сапожника до поэта и строителя космических кораблей включительно.  Ключевым понятием при таком взгляде на человеческое искусство становится понятие КРАСОТА окружающего мира,  в котором Человек черпает все свои вдохновения, включая красоту физической теории, о которой говорил отец квантовой физики Гейзеберг. Красота - это Совершенство. Но с одним существенным отличием: как истинный язычник, Аристотель не смог подняться выше этого мира, поэтому Создателем вселенной у него является сама Вселенная (античный Космос). Собственно, язычество - это и есть вульгарный материализм, в котором Материя порождается из самой себя. Выше осязаемого пятью чувствами язычник никогда не сможет перепрыгнуть, трансцендентное не умещается в его сознании. Это относится ко всем древним религиям без исключения. Кроме библейского Христианства.

Искусство - это форма человеческой деятельности, которая доставляет нематериальное удовольствие. Если инженер или композитор обременен какой-то идеей, то он спать не будет, пока её осуществит. Но это переживание и наслаждение не обязательно напрямую связано с Богом. В своем искусстве Человек уподобляется Творцу вселенной, он находит образцы для подражания в окружающем его мире (форма, технологии). Так нас может вдохновлять красота былинки, идеальную технологию которой берет на вооружение строитель небоскребов, полет стрекозы, заложенный в изобретение вертолета, красота пейзажа, женщины, и даже паука.

Говоря о ценных переживаниях, которые может испытать человек, воспринимая объект искусства, из опыта мы понимаем, что любое человеческое искусство приносит нам наслаждение или отвращение. Но мы точно также прекрасно понимаем, что похоть, лживость и сладострастие одного индивидуума омерзительны другому субъекту. Отсюда с течением времени появляется закономерная, извращенная эпохой индивидуализма, трактовка искусства. В ряде крайне модернистских интерпретаций изначальный тезис первичности формы привёл к выводу, что человеку все позволено: вся жизнь искусство, искусство  - это выражение себя, жизнь - это выражение себя, а вместо театрального худодника появляется лживый "театр художника". Отсюда мы наблюдаем жуткие гримасы ы современном искусстве, когда нечистоплотный «творец» пытается крикнуть на весь мир о своем «неповторимом Я». Отсюда мы наблюдаем разрушение гармоничной формы в искусстве.

По каким критериям мы определяем, что «хорошо», а что «плохо»?..  Значит ли это, что нет объективных критериев в искусстве?.. Субъективно ценным может быть почти все что угодно. Объективно ценным является то, что помогает наиболее полно, свободно и глубоко субъекту ставить вопрос о ценности бытия, иначе сам вопрос искусства лишен смысла.

Критерии, которые позволяют вопрошающему субъекту правильно ставить вопрос о ценности искусства (а значит, о ценности бытия) - это критерии, которые ведут или к вечной жизни, заложенной Создателем в Материю при определенных условиях, или ведет к смерти, если Законы Создателя нарушены. Т.е. существуют объективные критерии Добра и Зла. Красота и Жизнь по этим критериям - понятия тождественные. Некрасивое и без-Образное ведут к смерти и вырождению.

Здесь возникает давняя проблема, поднятая ещё Аристотелем и нерешенная современной наукой до сих пор - это проблема соотношения формы и содержания. Наука не может объяснить, как с красивой формой связаны пороки. Язычник объяснял это тем, если форма извращений существует, значит, так угодно Космосу, поэтому педерастия и каннибализм - - естественные процессы в язычестве, которые обожествляются также, как сама Материя, поэтому в мифологии извращения приобретают сказочно красивые формы.

В христианстве ценность бытия определяется духовностью, поэтому проблема формы и содержания снимается опытным познанием Добра и Зла. Сам Антихрист, как мы знаем, будет носить «образ света». Поэтому, когда мы имеем дело с сомнительным искусством, то руководствуемся Духом Святым. Но конечно, для тех, кто опытно не живет во Христе (= опытно не познал христианство), это не является критерием. Ни одна философия не сможет рационально объяснить красный цвет слепому, вкус апельсина - никогда его не евшему, а фортепианный этюд - глухому.

Русская религиозная философия и русское религиозное искусство.

Строго говоря, икона не является "религиозным искусством" в том смысле, как его понимает светская наука, поэтому об искусстве украшения храмов я здесь не буду говорить специально. Русское религиозное искусство как категориальное понятие выросло из русской религиозной философии - М.В. Нестеров. Русские философы Павел Флоренский и Сергий Булгаков:



Сразу надо жестко и непримиримо заметить, что русское религиозное искусство -  это НЕ форма человеческой деятельности направленная на соединение с Богом, как считают некоторые сочинители. Как мы знаем, изображенные Нестеровым Флоренский и Булгаков были еретиками. Отступлением от истинного богопознания, как известно, грешил весь русский народ перед 1917-м, за это мы получили 100 страшных лет кровавого опыта.
Отсюда распространенное заблуждение, что искусство - это «форма человеческой деятельности направленная на возвышенное благодатное переживание». Выше уже было сказано, что отпавший от Бога человек может наслаждаться как доведенными до обожествления животными инстинктами, так и пустыми рациональными конструкциями (всякая дурная философия, лежащая в основе миллионов различных учений, а также различные гипотезы в наук и вредные фантазии, имеющие мало отношения  к реальности).

Любое искусство, связанное с религиозной философией (любой), - это выражение мыслящей элиты того или иного состояния общественной мысли. Мыслитель может придумать новую модель, но большинство за ним не пойдет, потому любая модель должна пройти опытную апробацию модели (так случилось с коммунизмом и демократией - они не прошли опытного испытания временем). Нынешние "мыслители", гоняясь за восхищением толпы, в большинстве своем выражают желания толпы, жаждущей "хлеба и зрелищ". Проблема рассеянности русского народа, когда мы снова стоим на краю гражданской войны, возникает из-за существенной дискретности современной русской жизни. Атомизированность, дискретность, герметичность каждой из групп, идеологический вакуум, - все это является причиной невозможности выстроить коммуникации.

Но настоящий мыслитель (Пушкин, Достоевский, Гоголь) всегда показывает не только причины, но и предсказывает в буддущем те или иные следствия. Искусство, призванное соединять и цементировать народное тело, должно быть основано на объективных посылках. Такие объективные посылки есть только в Православии, потому что только Православие дает Закон Создателя для мирной и процветающей жизни на земле. И только у Создателя мира и человеков находится ключ к понимаю Красоты и Гармонии созданного Им мира.

Современное русское религиозное искусство (В.Клыков, И.Глазунов, П.Рыжов и т.п.) - это форма искусства, целью которой является объединение русского народа  в условиях растерянного и рассеянного русского политического пространства и низкого состояния духовности.

Красота, искусство и искхуйство, форма и содержание, органическое искусство, философия жизни, Нестеров, идеология, реплика по поводу, дух & материя

Previous post Next post
Up