Святитель Фотий. Антилатинские сочинения

Feb 19, 2016 12:29




День памяти: 6(19) февраля

Полемика свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (ок. 810/820-890/895), с Римской Церковью не нуждается в особом представлении. Именно Фотию Византия обязана появлением полноценной традиции православной полемики против таких нововведений Римской Церкви, как Filioque, целибат духовенства, субботний пост, послабления в период Великого поста и т. д.
На его плечах стояли такие крупные византийские богословы-полемисты, как св. Николай Мефонский, Герман II Константинопольский, Никифор Влеммид, имп. Феодор Ласкарь, св. Георгий Кипрский, св. Григорий Палама, Иосиф Вриенний, св. Марк Эфесский и многие другие, которые лишь дополняли и развивали уже использованные Фотием методы аргументации и его основные догматико-богословские и церковно-канонические аргументы.
В результате этого длительного процесса в Византии выработался совершенно особый взгляд не только на Римско-Католическую Церковь, соперничавшую с Церковью Византийской за господство над ойкуменой, но и на западное христианство в целом как нечто еретически-подозрительное.
Этот взгляд, подразумевающий строгую оценку западной догматики и церковной практики с точки зрения выработанных в соборную эпоху норм и канонов вселенского Православия, со временем стал достоянием не только собственно Византийской Церкви в границах четырех ее патриархатов, но и всех поместных Православных Церквей.
Святитель Фотий - Патриарх Константинопольский - Антилатинские сочинения

М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2015. - 248 с.
ISBN 978-5-9065-4308-0
Святитель Фотий - Патриарх Константинопольский - Антилатинские сочинения - Содержание

Предисловие
Д. Е. Афиногенов - Византия, Рим и «Фотиева схизма»
Я. В. Кузенков - Догматическая и церковно-каноническая полемика свт. Фотия против западной Церкви
А. Р. Фокин - Учение о «двойном исхождении» Святого Духа в латинской богословской традиции (с конца II века до времен свт. Фотия)
Интронизационное послание патриарха Фотия папе Николаю I (Epistula 288)
Ответ папы Николая I на первое послание патриарха Фотия (Epistula 83)
Второе послание патриарха Фотия папе Николаю I (Epistula 290)
Ответ папы Николая I на второе послание патриарха Фотия (Epistola 12 / 86)
Окружное послание Фотия, патриарха Константинопольского, к восточным архиерейским престолам
Послание патриарха Фотия архиепископу Аквилейскому (Epistula 291)
Фотия патриарха слово о тайноводстве Святого Духа (Mystagogia)Патриарха Фотия «Амфилохии»

  • ВОПРОС 28 Если Сын и Дух происходят от одной и той же Причины, почему Они не принимают звание братьев и к Духу не применяется наименование Сына?
  • ВОПРОС 181 Почему Божество доходит до Троицы и ни ограничивается меньшим, ни простирается далее?
  • ВОПРОС 182 Как мы говорим, что Божество есть одно и три?
  • ВОПРОС 183 Ему же о том же

Приложение. Того же святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского ГОМИЛИЯ, сказанная на амвоне Великой церкви (Homilia 16)
Библиография
Указатель библейских цитат
Указатель имен

Ещё о нем:

Девятый век: святой Фотий великий иером. Серафим (Роуз)

Патриарх Фотий. История Церкви протоиерей Валентин (Асмус)

свт. Фотий Патриарх

Previous post Next post
Up