Село Кимры Тверского уезда - "сапожное царство"

Oct 19, 2021 21:04



Этот пост подготовлен  для  участия в хешмобе "уголкиРоссии" по теме #брендыРоссии.

Если первая часть материала   о городе Кимры была посвящена в основном  стилю в архитектуре  - деревянному русскому модерну ( это здесь), то сейчас,  во второй части,   я    расскажу об основных вехах   истории огорода,  вместе посетим краеведческий музей.

Село Кимры - одно из тех  на Руси, которое считалось очень выгодным владением для  бояр  и поэтому  его управителями были родственники государя  Ивана Грозного.
Когда под ударами русских войск пала Казань, государь, щедро награждая своих воевод, пожаловал Кимру (именно так тогда называлось село)  своему двоюродному брату  Владимиру Андреевичу Старицкому. После  его смерти село  отошло в казну, а потом было пожаловано боярину Алексею Михайловичу Львову - за заслуги  при подписании  мирного договора с Польшей.

Вид Гостиного двора, начало XX века (он был практически копией Московского ГУМа), не сохранился:





Вид с колокольни Троицкой  церкви на село, начало XX века:



Покровский собор, не сохранился.  Освещен был в 1825 году, взорван в 1936 г. Внешне собор напоминал  Успенский собор в Московском Кремле. Пять золоченых куполов  в ясную погоду были видны на  15-20 верст. Построен был собор на средства прихожан,  крепостных крестьян. Справа - Троицкая церковь, 1833 г., тоже не сохранилась:



Со временем боярин постригся в монахи и вотчиной управляли уже  его родственники. У князя не было детей и после его смерти Кимры были возвращены в казну.

Следующим владельцем села стал боярин Федор Петрович Салтыков. Это произошло в связи с замужеством дочери Салтыкова,  красавицы Прасковьи, на царе Иване V, в 1684 г.
 Салтыков на высоком волжском берегу, недалеко от устья реки Кимрки,  ставит   деревянные палаты.
Их внутреннее убранство поражало современников своей роскошью.  Стены светлиц были обиты атласными и бархатными шпалерами, потолки украшала деревянная резьба. Это сельское жилище ничем не уступало городским хоромам высшей знати. Сегодня на месте хором находится Октябрьская площадь и обелиск в память кимряков, участников ВОВ.

Неподалеку  от палат боярин Федор Салтыков возводит  каменную двухэтажную церковь Живоначальной  Троицы,  для ее строительства выписывает  в Кимры итальянских зодчих.
Церковь в стиле барокко была очень изящна и придавала селу  вместе с палатами боярина красивый внешний вид.

Далее враделицей села становится внучка боярина,  Екатерина Ивановна Головкина.  В то время взошла на престол императрица Елизавета  Петровна,  но, дело в том,  что  муж боярыни Головкиной, Михаил Гаврилович,  императрицу не поддержал, за что и был  лишен всех прав, званий  и поместий и отправлен на пожизненную ссылку, за ним последовала его  жена, Екатерина Ивановна. Снова село отходит в казну в 1744 году.

О том, как выглядели Кимры в последнюю треть  XVIII века  - можно  судить по гравюре   А. Грекова. Это  единственное,  дошедшее до нас,  изображение Кимр с салтыковскими палатами,  церковью Живоначальной Троицы.



Через 20 лет село обретает новую хозяйку, Анну Карловну Воронцову. Она была племянницей второй жены Петра I, Екатерины, до замужества Марты Скавронской.
Анна Карловна  была воспитана при дворе, знала 7 языков, была большой модницей,  хотя  и была из крестьянской семьи. Ее муж и великий канцлер, граф  Михаил Илларионович Воронцов, вступив в хозяйственное управление вотчиной своей супруги, предпринимает  меры для увеличения доходности села,  они   были направлены на оживление торговли и сапожного промысла.

Зная,  как важен для торгового села   его внешний вид, он закладывает на самом видном и удобном месте села Гостиный двор из 30 каменных лавок,  строит дорогу из Корчевы на Кашин (Корчева -  была  потом  столицей  Тверского уезда), закладывает каменную стену вокруг села.
 Канцлер раздает жителям села кредиты   под небольшие проценты на ведение своего дела.
Позже кимряки,  вспоминая о времени хозяйствования графа, будут говорить:
"Граф Воронцов был замечателен для Кимр тем, что положил основание кимрской торговли  и заставил кимряков быть торговыми людьми".

Женскую линию кимрских помещиц продолжает  Екатерина Васильевна Скавронская (племянница графа Потемкина).  Она дважды была замужем: после того,  как овдовела  -    вышла замуж за рыцаря  Мальтийского ордена графа Литта.  Во времена правления императора Павла I   граф был сослан в имение жены и поневоле занялся   хозяйственной деятельностью, он тоже  не скупился на кредиты справным мужикам села.

Граф  Литт  начал строить  свой "Версаль" в Кимрах.  В памяти кимряков того  времени  от его хозяйствования    остался пейзажный парк с прудом и лебедями,  липовая роща, террасные пруды. Из террасных четырхярусных прудов вода стекала в Волгу, они были облицованы белым камнем.  В прудах разводили рыб декоративных пород, которые были приучены подплывать к берегу по звуку колокольчика.  В березовой роще находился зверинец.
В 1810 году граф милостиво был возвращен к двору и строительство дворца, уже возведенного под крышу,  было остановлено.
На сегодняшний день от дворца ничего не осталось, кирпичи дворца, с разрешения графа, были разобраны  жителями села на строительство Покровского собора.

В силу того, что почвы села были малопродородными,  для населения села сапожный промысел стал хорошим источником дохода. В  сырье недостатка не было,  такие волжские города, как Ярославль, Углич, Торжок - славились производством кожи, их возили на продажу не только  в Европу, но и в страны Востока - то есть сырья для сапожного промысла было в достатке. Сыграла  также и свою роль близость  села к Москве,  которая являлась рынком сбыта обуви.

Начиная с времен Петра I  в Кимрах традиционно размещаются заказы на пошив обуви для армии. В благодарность за поставку обуви  для солдат и офицеров  в 1812 году Император Александр I  подарил селу батарею пушек, они были установлены около здания волостного правления и из них стреляли по праздникам.
"Сапог и Кимры, - делился своими впечатлениями один из путешественников в начале IXX века, - это два понятия, столь слившиеся одно с другим, что разъединить их не представляется никакой возможности".



К. Брюллов. Графиня  Ю. П. Самойлова, удаляющаяся  с бала вместе со своей приемной дочерью Амалией Пачини:



Регулярно проходили в Кимрах сапожные базары по субботним дням,  а также на  религиозные христианские  праздники - Петров день и  Покров.  На них выставлялось до 50  тысяч пар мужской, женской и детской обуви, включая непромокаемые "болотные"  сапоги для рыбаков и охотников, что неизменно привлекало заезжих купцов.
Закупленная на  базарах  оптом обувь расходилась по всей Российской империи,   ею торговали на украинских ярмарках,  на Кавказе, в Нижнем Новгороде, в Ирбите в Сибири  и др.

За три столетия, начиная с XVII века,   обувной промысел прошел огромный путь развития,  совершенствования мастерства.  Вовлечены были  в него   десятки близлежащих и сел,  и деревень, и  волостей,  он распространился на площадь 150 тысяч кв. км вокруг села, образовав настоящеее "обувное царство".  В год кимрский кустарный край производил 2,5 миллиона пар обуви, сбыт которой составлял от 5 до  6 миллионов рублей.

К середине    XIX века  Кимры были одним из немногих сел, славящихся своим промышленным развитием.  Достигнув поразительных успехов, по прежнему  оно оставалось крепостным селом, жителям которого приходилось спрашивать  на  ведение своего дела  разрешения помещицы.

Случай изменить эту ситуацию предоставился в 1846 году при графине Юлии Павловне Самойловой.  Она была блистательной светской дамой, покровительницей искусств,  другом художника  Брюллова.  Она решила уехать за границу на постоянное место жительства и продавала свои имения, чем не преминули воспользоваться кимряки.
Они обратились к правительству  с просьбой выкупиться из крепостного права вместе со своими семьями и получили на это разрешение.
Произошло это за 15 лет до отмены крепостного права  в России и стоимость выкупа составила 495 000 тысяч рублей серебром на срок 37 лет. Эту сумму они заняли в казне.

Деловая жизнь Кимр закипела с необычайной силой после этого, и уже в этом же 1846 году создается "Сапожное производство И. И. Горбылева", в котором "... приготавливаются лучшие сорта мужской, дамской и детской обуви... ''.

Искусство шить обувь было усвоено в совершенстве, о чем свидетельствуют многочисленные награды на отечествнных и международных выставках.  Очень хороша была  обувь  мастера В. М. Столярова, он считался первым в Кимрах по изготовлению дамской обуви,  за которую в Амстердаме и Москве  он получил медали.  Лучшим мастером по части изготовления мужских сапогов был  Н. Н. Носов.
Также медали на выставках получали такие мастера, как  А. В. Бушуев,  братья  Степан  и  Алексей   Столяровы (на Всемирной Лондонской выставке). Братья заслужили  право ставить личное клеймо на обувь, которую они поставляли, в том числе, за границу.

В 1871 году в Кимрах открывается  "Кимрский Общественный Крестьянский и братьев Мокшиных Банк" (сейчас  это здание  -  ул. Володарского. д. 24,  современное фото здания см. в первой части поста, фото №21).

Успешное развитие обувного промысла и торговли внушало кимрякам высокий уровень самоуважения. Это проявлялось и в одежде, и в убранстве помещений, во внешнем виде строений,  в планировке улиц села.
В богатых домах было много комнат: прихожая, зал, гостиная, детская, кабинет.  Мебель покупалась в Москве и Санкт-Петербурге, любили интерьеры оформлять высокими зеркалами в затейливых рамах, пружинными диванами, столами разных форм и размеров.
Дома жителей среднего достатка хотя были и более скромными, но тоже очень    аккуратными,  ладными, такие в те времена   строились в уездных городах России.

Начало   XX  века ознаменовалось для Кимр открытием железнодорожного сообщения  с Москвой в 1901 году (Савеловская ветка).
Это дало новый импульс  экономическому развитию села и через 6 лет открывается первая механическая фабрика по производству обуви   братьев Столяровых "Якорь".

По численности населения и количеству каменных зданий село  Кимры превосходило многие уездные города Тверской губернии. В 1897 году здесь проживало 9800 жителей и  было 100 каменных домов (в то время,  как в уездной столице  Тверского уезда, городе  Корчева,  проживало  3000  человек населения и  было 29 каменных домов;  сейчас город Корчева уже не существует, он был затоплен во времена  Сталина  при  строительстве канала им. Москвы при  создании  водохранилища, жители были переселены в город Конаково).
"Странное это было село. На центральной улице возвышались каменные здания и Гостиный ряд. Люди крестьянского сословия ходили в городской одежде  и кожаной обуви, прилавки магазинов ломились от заморских вин ...".

В селе уже действуют два банка:  "Азовско-Донской" и  ранее упомянутый  "Кимрский Cельский Общественный  и братьев Мокшиных банк",  работает 10  агентов различных страховых обществ,  существуют  две  пароходные пристани   и три транспортные конторы.
Кимряки гордятся своей пожарной добровольной дружиной,  которая становится одной из самых  многочисленных и лучших  пожарных дружин в России ...

Сейчас численность населения города составляет  примерно  46  тысяч человек. В Cоветские времена в новой части города работал машиностроительный завод с числом работающих   12 тысяч человек.  Сейчас на нем трудится только  200 человек и он подвергался неоднократно процедуре банкротства. В городе работает совсем немного  коммерческих предприятий с небольшим штатом сотрудников, а основная часть  жителей   ездит  работать  в Москву и Санкт-Петербург (удаленность города от Москвы 170 км по Савеловской дороге).

_______________________

В городе существует основанный в 1918 году краеведческий музей с уникальной коллекцией кимрской обуви XVIII-XIX веков - более 2000 предметов. Это дает право называть Кимрский музей  - Музеем обуви.

В экспозиции много интерьеров, подлинных портретов жителей села середины XIX века, есть и изысканная дворянская мебель.

Интересен документ,  купчая, удостоверяющая, что крестьяне села задолго до отмены крепостного права выкупили себя у помещицы Юлии Павловны Самойловой (музы и друга  художника Карла Брюллова).

Разве можно не остановиться у того самого сапога гармошкой или, как еще говорили,  "сапога всмятку", без которого трудно представить купеческую, деловую Россию времен  писателя Александра Николаевича Островского!
Еще одна "изюминка" музея - коллекция деревянной скульптуры самодеятельного резчика Ивана Михайловича Абаляева. В фигурках кустарей, их  хозяев и торговцев, в бытовых сценках, жанровых зарисовках предстает одна из страниц не написанной пока книги о кимрском сапожном царстве.

__________________________

Публикации по теме старинного села Кимры я продолжу в блоге   и дальше, наверное,  еще в 2-х постах, но  не в рамках хешмоба  "уголкиРоссии", а  уже позже,  в ноябре - декабре.
Удалось  собрать   много ценной и  интересной  информации и  во время  посещения города, и при изучении его истории,  хочется  ей поделиться с читателями блога.

Еще  хотелось бы рассказать о самых выдающихся купцах-обувщиках, о театре села, об Обществе трезвости -   как оно функционировало, о современных  православных храмах города и трагических судьбах священников,  о визитах царственных особ в село до революции,  о выдающихся  и всемирноизвестных людях Советского периода, родом из Кимр.



Фото отсюда

Экспонаты  краеведческого музея в Кимрах

Скульптуры В. М. Абаляева (дерево)

1. Праздник в доме крупной обувной мастерской, 1930-е г.:



Фото отсюда

2. Скульптуры В. М. Абаляева (дерево). Фигуры в центре - жители села-сапожники, справа - крестьяне уезда:

.



Фото отсюда

3. Инсталляция  кустарь-сапожник  в мастерской:




4. Полугетры  женские на шнуровке (полусапожки):



5, 6. Слева - туфли с носком "бомбе",  начало XX века:



Фото planeta-kimry.tourister.ru

7. Туфли женские, 1870-е годы с личным клеймом мастера:



8. Сапог "гармошка", такие еще называли " сапоги всмятку":



9. Гетры женские, конец XIX века:



10. Гамаши, 1870-е годы:



11. Гамаши, 1870-е годы:



12. Лоскутная обувь (верх собирался из  разноцветных лоскутов кожи), 1930-е годы:



13, 14. Справа - полуботинки мужские,   из кожи рыбы зубатки, 1930-е годы,
слева - женские туфли, 1930-е годы:



15. Сапоги мужские XIX век:



16. Детские "мальчуковые сапоги",  их еще называли "гусариковые", середина XIX века:



17. Непромакаемые  болотные сапоги для охотников и рыбаков, конец XVIII века:



18,19, 20. Туфли женские, 1920-е  годы:



21. Реконструкция   военных сапогов   времен   войны  1812 года, выполненная для съемок фильма "Война и мир":



22. Сапог армейский кирзовый 1942-1945 год. Фабрика  "Красная Звезда" пошила для армии  1 миллион  пар сапогов:



23. Бурки мужские, 1950-е годы (верх из войлока):



24, 25. Туфли женские, 1950-е годы:



26. Боты  женские резиновые, 1950-е годы:



27, 28. Туфли женские замшевые и  туфли с отделкой лаковой кожей, 1950-е годы:



29, 30, 31. Женские туфли и детские, детские ботинки,   1960-е годы:



32, 33, 34. Женские сабо, 1970-е годы:



35. Кроссовки для  спортсменов олимпийской сборной 1980 г.:



Фото  инсталляций и экспонатов  краеведческого музея  в количестве 36 шт. соответствуют челленджу #10списков марафона ЖЖ #осеньосень.

Список использованных информационных источников - в конце первой части поста.



Фото planeta-kimry.tourister.ru

#брендыРоссии, брендыРоссии, #осеньосень, Кимры, брендыРоссии - сапожное_царство_Кимры, история, Россия, #10списков, путешествия

Previous post Next post
Up