Этот пост из серии "Страницы истории Крыма", часть 7
РАССКАЗ ДОЧЕРИ
Генуэзская крепость - это крепость, расположенная на территории города Судак, она построена генуэзцами (выходцами средневекового итальянского города Генуи) в период с 1371 по 1469 годы. Строительство велось почти 100 лет.
Во второй половине 12-го века на тогдашней территории Судака появляются посланцы Византийского государства - венецианцы, пизанцы и генуэзцы. Они начинают активную торговлю с русскими, половецкими и купцами из Азии. Постепенно именно генуэзцы расселяются по всему побережью от Боспора (Керчи) до Херсонеса (нынешний район Севастополя). Кафа (Феодосия) становится столицей их колонии в Крыму, а Судак - военной базой.
Внутри крепости проживал НОБИЛИТЕТ, то есть это были граждане фактории, переселенцы из Италии, они жили внутри крепости вместе со своими рабами. За пределами же крепости жили местные крымские жители того времени, состав которых сильно менялся из века в век. Вот лишь короткий перечень проживавших на этой территории национальностей: армяне, евреи, греки, аланы, хазары славяне, половцы.
Сегодня мы знаем также, что, например, в начале 13-го века на территории теперешнего города Судак находилось значительное количество и славянского русского населения.
Русские рязанские князья (это отражено в арабских и персидских источниках того времени, у Ибн-Биби, например) приходили на помощь жителям древней территории Судака, когда на них нападали турки-сельджуки, переплывая во время своих набегов на Крым через Черное море.
Экскурсовод рассказала, что вариантом греческого названия города было Сугдея, а итальянского - Солдайя. По-русски название звучало Сурож. "Сурож" в вологодском диалекте русского языка - прекрасно устроенный, правильный (отсюда происходит в русском языке прилагательное «несуразный»).
В 14-м веке в Крым прибывает очень много армян. Причина их переселения заключалась в том, что в результате военного нашествия монголов, а потом народностей тех эмиратов, которые возникают в Анатолии на древней территории Турции, из древней Армении изгоняется коренное армянское население.
Как же все эти этнические группы уживались в Суроже в смысле веротерпимости? Актуальный и для сегодняшнего дня вопрос. Итальянцы, прежде всего, обеспечивали условия, чтобы на территории города проводились те религиозные празднества, которые установлены были католической Церковью. С другой стороны, итальянцы старались не вмешиваться во внутренние дела других конфессий. Итальянцы-католики позволяли и православной русской Церкви, и армянской Церкви иметь свои храмы, отправлять там свои религиозные обряды. В такой ситуации местное крымское население могло сохранять свои традиционные ценности, свои культурные ориентиры.
Феодосия (Кафа) и Судак (Солдайя) были не только фортификационными центрами, но и крупными торговыми центрами тех времен. Здесь встречались потоки товаров и денежных средств с Запада и Востока, под Востоком имеется в виду Русь и Азия.
Из Руси в Европу везли пеньку, коноплю, лен, меха, мед, рыбу, лес, зерно, железо из Сибири, рабов; из Азии везли специи, жемчуг, шелка, духи; бумагу из Китая.
Одним из самых ценных товаров с Востока был высококачественный белый воск, который был постоянно нужен и приобретался по высокой цене во всех городах христианского мира для изготовления свечей для пышных церковных обрядов.
Соль из неисчерпаемых запасов крымского Перекопа отправляли в Константинополь. Кроме нее возили рыбу и икру, эти виды продуктов питания были разрешены во время христианских постов.
Из Европы же, в обратном направлении, везли оружие (сложное с технической точки зрения для того времени, типа арбалетов), колокола, серебро в слитках и монетах, материю и сукно высокого качества, тончайшее кружево, другие предметы роскоши, корабли.
Жизнь фактории подчинялась строгим правилам, похожим на правила крупных корпораций сегодня. Вообще же профессор Карпов отмечает, что генуэзцы были сильной корпорацией, но слабым государством. Мне сначала не очень было понятно, что это значит. Но, по мере того, как я слушала лекцию, смысл этого высказывания прояснился: в политическом смысле во многом итальянцы опирались на авторитет Византии, именно поэтому, после падения Византии, с полуострова их вытесняют монголы.
Экскурсовод также подчеркивала, что к падению крепости во многом привело еще и то, что итальянцы пытались заигрывать с крымскотатарской властью (укрывали преследуемых наследников ханского престола и пр.), а не занимались прямым отстаиванием своих интересов. Сразу вспоминается, например, из русской истории, «роль личности в истории» царя Ивана III, который объединил русские земли вокруг Московского княжества, воздвиг фортификационные сооружения на границах и внедрил институт казачества, все эти шаги существенно способствовали укреплению Руси в средние века как государства.
Тем не менее, у генуэзцев и венецианцев нам многому стоило бы и поучиться.
Вот что особенно запомнилось из устройства жизни в древней крепости: консул (глава города) выбирался из состава нобилитета (итальянской знати) и правил 2 года. Все это время он обладал почти неограниченными властью. Но по истечении срока своего правления, жители города давали оценку его правлению на специально устраиваемом суде, а любой житель фактории мог написать на него жалобу во время его правления.
Консулом было очень сложно стать, юноши из знатных семей начинали служить ради успешной карьеры писарями или стрелками за такое же жалованье, что и простолюдины. Чтобы достичь вершины иерархической лестницы, нужно было служить и работать всю жизнь, при этом постоянно подвергаться общественной оценке. Судебная система в основе своей была справедливой. Рабство на территории генуэзских факторий и самой Генуи было временным: человек был рабом несколько лет, а потом его отпускали на волю, после чего он мог стать гражданином, женщинам даже давали приданое.
Тут небольшое отступление (о итальянских характерах и традициях в их среде). Я стажировалась около полугода в Сиене во время учебы в университете. Это город в центре Тосканы, в Италии, так называемые " Старые деньги". Для пояснения скажу, что самый крупный банк в Италии зовется банком Сиены.
То есть в Сиене живет много семей и молодежи из этих семей, которая является в основном наследниками богатых купеческих родов Италии.
В нашу шумную студенческую компанию иностранцев был вхож молодой человек, местный итальянец, назовем его Люченцо. Он был как раз наследником такого купеческого рода, который вел свое происхождение из Генуи. Когда мы бывали у него дома, мы видели портрет его генуэзского дедушки, на которого он был похож как две капли воды, портрет висел на стене гостиной. Сам Люченцо, соблюдая древние традиции, ежегодно принимал участие в древнем обряде-празднике, проходящим в Сиене под название «Пальо». А еще в Сиене он скромно учился на хирурга-травмотолога. После учебы в университете он отправился в США, где работал сутками в госпитале до полного физического изнеможения. Понятно, что в средствах он не нуждался никогда, но таковы правила воспитания молодежи этого круга (максимально выкладываться в том деле, которым ты занят, вне зависимости от того, нужно ли это для зарабатывания средств к существованию или нет). Помню, он рассказывал, что сам выбрал профессию медика, его отец ему не препятствовал. Все это очень хорошо соотносится с тем, что рассказывает профессор Карпов о власти в генуэзской републике, которая принадлежала элите нобилитета. То есть республикой правили лучшие из лучших, а не просто обладатели капиталов (об этом он подробнее говорит в лекции о Венецианской республике, которая тоже представляет большой интерес).
Вернемся в Средневековье.
Очень интересно то, что в каждой фактории велись огромные гросс-бухи (массарии), книги, в которых учитывались все совершенные сделки. Одна книга со списком хранилась на территории фактории, а другая - ежегодно отправлялась в Италию, в метрополию. То есть в архивах на территории Италии до сих пор хранятся записи о всех сделках, совершенных шесть столетий назад в Сугдее и Кафе. И характер этих сделок нам может очень хорошо пролить свет даже на те события, которые происходили тогда на Руси.
Например, в период монгольского нашествия доля славянских рабов от общего количества рабов резко выросла и стала составлять 30%-40%, что зафиксировано документами о сделках в Кафе, Тане, Солдайе.
Вот почему под час на картинах итальянского Возрождения мы встречаем славянские скуластые лица.
Фреска из церкви Св. Анастасии в Вероне:
В этой области сложился очень интересный стиль в искусстве: СИНКРЕТИЧЕСКИЙ. Он соединял в себе мотивы западного и восточного стиля. На иллюстрации ниже - блюдо, сделанное по заказу жителя фактории, работавшими в Причерноморье по западной технологии мастерами. На нем изображены сюжеты в восточном и европейском стиле одновременно.
На раковине тоже, в ее центре, вы видите изображение агнца (христианский символ), а вверху типичный восточный орнамент. Это все предметы, которые создавались итальянскими ремесленниками в западной технике, по заказу мусульманского купца, на вкус местного населения. К сожалению, после ухода итальянцев из Крыма, эта культура и стиль в искусстве полностью утрачиваются.
Крымскотатарские ювелирные украшения (слева- бутылочка для духов):
Вы спросите: зачем все это знать и как это влияет на нашу жизнь? Изучая свою историю, мы понимаем, из какого субстрата мы выросли, какой длинный путь будущим поколениям еще предстоит пройти, и каких ошибок нужно избежать в нашем дальнейшем развитии.
В заключение скажу, что сама крепость расположена на очень живописном месте. С одной стороны она ограничена крутым обрывом в море, с другой - цепью гор. Просто полюбуйтесь ее видами, мои фотографии - в конце поста.
_____________________________________
РАССКАЗ МАМЫ (часть 2)
Пока генуэзцы расширяли свою власть, империя великих ханов погружалась в смуту. В этот момент на арене политических сил возникает грозный военноначальник Тимур, он наводил ужас на всех, заполучив власть над Западной Татарией, он пошел в поход на завоевание других стран и вместо себя на троне оставил хана Тохтамыша, но Тохтамыш вел себя независимо и агрессивно по отношению к своему покровителю.
Когда Тимур вернулся, он изгнал Тохтамыша и тот бежал в Литву, он возобновил потом свою борьбу и вскоре погиб.
Тимур разграбил империю вплоть до Москвы. Кафа не пострадала в этот период, но венецианцы и пизанцы были изгнаны из Таны (Азова).
После смерти Тимура один из его наследников уничтожил всех наследников Чингизхана, чтобы упрочить свою власть.
Исторические данные этого периода весьма противоречивы, но достоверно сегодня мы знаем, что в период с 1400 по 1440 год Кипчакская империя распалась на три ханства: Крымское, Казанское и Астраханское, а русские, литовцы и поляки образовали свои государства.
В течение двух столетий, когда Россия находилась в вассальном положении от Западной Татарии, русские князья платили ханству подати за свое утверждение на престоле, а ханы, в случае необходимости, вызывали князей себе, чтобы те давали отчет о своем правлении. За это время двенадцать русских князей были казнены в Золотой Орде.
Династия потомков Тимура не задержалась на престоле, она была свергнута, на престол взошел потомок Чингиз-хана принц Давлет. В раннем детстве мальчику удалось спастись от гонений врагов Чингисхана, он рос в семье пастуха. Он стал правителем Крыма около 1423 года, его нахождение у власти продлилось сорок лет. Этот потомок Чингис-хана, родившийся в Литве, проявил себя как выдающийся правитель, способный прекратить беспорядки и править своим народом, наделенным природным темпераментом, в обстоятельствах, осложненных политическими переворотами.
Хан Давлет-Гирей (добавку к имени "Гирей" хан взял по имени того пастуха, который его воспитал) сохранял дружественные отношения с генуэзцами, так как считал, что они приносят в его страну цивилизацию. Он не нарушал польские и русские границы и в ступал в союзы с польскими и русскими войсками против вторгавшихся войск других ханств.
В 1453 году пала Византийская империя. Константинополь попал под власть турок-османов, ключи от Черного моря оказались в руках султана Мохаммеда II.
В это время мощь итальянской республики Генуи убывала, и она, чтобы накопить средства для собственных нужд, отдала свои колонии банку Святого Георгия, очевидно, что Генуя боялась потерять свои колонии без всякой финансовой компенсации, поэтому и решила их отдать в управление.
15 ноября 1454 года из Генуи были направлены бумаги банку Святого Георгия на его владение колониями генуэзцев в Крыму на срок 22 года.
Это была могущественная европейская община, которая своими крепостями, кораблями, войсками, богатством затмевала саму Генуэзскую республику. Банк имел свой совет, своих правителей, военноначальников, судей, в его владении были даже отдельные части города Кафа.
После смерти хана Давлет-Гирея генуэзцы не смогли удержаться от искушения не вмешаться во внутренние дела Крымского ханства. У Давлет-Гирея было восемь сыновей, и генуэзцы возвели на трон шестого сына, Менгли-Гирея, заточив остальных семь сыновей в крепость Солдайю (Судак) в качестве заложников.
Оскорбленные тататары обратились к османскому султану Мохаммеду II с просьбой о помощи навести порядок, а в уплату за эту услугу пообещали ему генуэзские колонии.
Султан принял предложение, и 1 июня 1475 года в заливе Кафы появился турецкий флот, состовший из 400 судов, на которых находилась армия из 20 тысяч солдат. Татары с суши помогли туркам уничтожить город. Новейшие для того времени артиллерийские орудия разрушили стены общественных зданий Кафы и жилых построек, и шестого июня город сдался.
Его жители были обречены на ограбление и рабство, так в те времена османские завоеватели поступали с побежденными. Когда захватчики завладели дворцом консулов, беспорядочный грабеж был пекращен, с граждан Кафы в качесте налога победители взяли половину имущества и забрали всех рабов.
Часть населения разбежалась по горным окрестным аулам, а в дальнейшем смешалась (ассимилировала) с местными татарами и приняла Ислам. Таким образом и генуэзцы, и жившие в то время в крепости армяне, грузины, греки, евреи, французы, русские, поляки, мегрелы и черкесы влились в крымскотатарский этнос.
Сорок тысяч мужчин, женщин и детей в качестве рабов были погружены на корабли, их отвезли в Константинополь, чтобы они обрабатывали там пустые участки земли.
1500 юношей были отняты у родителей и направлены на обучение в качестве телохранителей султана.
Менее крупные поселения Крыма: Судак, Балаклава, Инкерман, Мангуп разделили судьбу Кафы, но их оборона против турков продержалась дольше, потому что они были укреплены самой природой, и их жители защищали свои поселения с большой отвагой.
Девичья Башня крепости Судак была последним местом на полуострове, где развевался флаг Генуэзской республики.
Я думаю, что не только я (irina_co), но и вы, мои читатели, с печалью прочли эти строки. Всегда жаль, когда какая-то сильная страна уходит в небытие, но в этом логика, суть и смысл исторических процессов - на смену одной ушедшей силе в истории приходит другая.
Оставшиеся в Крыму после этого военного конфликта венецианцы получили у суровового султана право плавать в водах Черного моря за 10 000 дукатов год. Для защиты своего торгового флота они содержали фоенный флот из 24 галер. Четыре из них стояли в том месте, где находился город Тана (Азов) в устье Дона.
Но, при следующем султане Баязете II между турками и венецианцами началась война, связь между крымскими колониями итальянцев и метрополией была разорвана.
Новый султан Селима I оставил право плавать по Черному морю только за своими поддаными турками.
Торговля Европы с Азией происходит в это время уже по другому пути - через мыс Доброй Надежды (южная оконечность Африки).
_____________________________________
Что же осталось от генуэзцев в ходе истории?
Память об итальянцах в Крыму осталась не только в виде остатков крепостей, но и в крымскотатарском языке.
В крымскотатарском языке tas - означает "чашка" (в итальянском tazza), camera - "комната" (в итал. camera), mangia - "есть" (в итал. mangia).
Еще один памятник эпохи итальянцев в Крыму - оставшиеся ломбардские пирамидальные тополя.
Известный исследователь Крыма академик Петр Симон Паллас в 18-м веке писал, что строение черепа жителей татарских деревень, живущих на Южном берегу Крыма, свидетительствует о их корнях от генуэзских предков. Также эти татары унаследовали уважение к древним христианским святыням, праздновали христианские праздники, такие как: Ай-Сава, Ай-Тодор, Ай-Василь, Ай-Петри, то есть праздники христианских святых св. Саввы, св. Федора, св. Василия, св. Петра. Наконец, склонность южобережных татар к таким занятиям, как садоводство, привязанность к оседлому образу жизни отличает их от ногайских степных татар, все это признаки смешанного, полуевропейского происхождения горных татар.
_____________________________________
Современные ФОТОГРАФИИ крепости, большая часть сделана в мае 2016 года
Мы идем от нашего дома по направлению к крепости через виноградники, ходьбы - 20 мин:
Следующие три фотографии - вид с Генуэзской крепости на Судакскую бухту, на Судак:
Крепостые ворота:
Дети нашей экскурсионной группы с вниманием и удовольствием слушают рассказ о крепости:
Средневековые сосуды для вина и зерна:
Одна из 14-ти башен крепости:
Западная сторона Судакской бухты; виды, снятые с использованием квадрокоптера, крепость в правом верхнем углу фото:
Море у крепостных скал:
Карта Судака и Нового света, карта была очень широкой, поэтому я ее разделила на 2-е с частичным пересечнием (гора Куш-Кая (Птичья или еще название -Сокол) входит в обе части), первая часть - Судак, вторая часть - Новый свет:
Флаг Генуи
Флаг Генуи - флаг, который принадлежал Генуэзской республике, существовавшей с XI по XVIII век на территории современной Италии, а также это флаг города Генуя по сей день. Представляет собой крест святого Георгия (en:St George's Cross) такой же, как на флаге Англии - красный крест на белом фоне.
По одной из версий Англия и город Лондон заимствовали флаг Генуи в 1190 году, чтобы иметь возможность пользоваться теми же привилегиями, которые имела огромная генуэзская судоходная отрасль.
Источники:
1. Милнер Томас КРЫМ Ханы Султаны Цари (1850 год)
2. Смирнов В. Д. Крымское Ханство 13-15 век (1887 год)
3. Марков Е. Л. Очерки Крыма (1902 год)
4. Уманец А. А. Исторические рассказы о Крыме (середина 19-го века)
5. Прохоров Д. Храпунов Д. Краткая история Крыма (2013 год)
6. Шейко Н. И. Исторический путеводитель (2013 год)
7. Исторический сайт:
http://historyline.kz/line-history/1637/1921-1922-gg-massovyiy-golod-v-severnyh-i-severo-zapadnyh/8. Карпов П. К. Первая лекция по истории Причерноморья
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156368/video_id/156368/ 9. Карпов П. К. Вторая лекция по истории Причерноморья
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156367/video_id/156367/ _____________________________________
Следующий пост будет также историческим, выйдет через несколько дней, тема та же - вторжение на территорию Крыма и Руси монголов и возникновение Золотой орды, это будет отрывок из старинной книги 19-го века, отрывок я адаптировала в соответствии с нормами современного русского языка (irina_co), он будет дан в сокращении.
В блоге все материалы по истории Крыма, 9-ть максимальных по объему статей, включая эту (нашествие монголов на Русь и Крым, работорговля в Крыму, генуэзцы в Крыму, присоединение Крыма к России в 18-м веке, времена правления Екатерины II, заселение Крыма народами России и Европы, основание Никитского сада, зарождение российского виноделия, Пушкин в Крыму, крымские татары), статьи можно найти, нажав тег "
Крым - историческое ".
О досторимечательностях и интересных местах Крыма можно прочитать, нажав тег "
Крым - достопримечательности" (9 материалов) (материалы высветятся в потоке, иногда они занимают весь пост, иногда только последний раздел), а также
" Крым достопримечательности 1 " (6 материалов).
Это видео о Генузской крепости я уже публиковала в мае 2015 года, это сюжет исторической реконструкции (я думаю, авторы ролика имели ввиду военные конфликты генуэзцев и венецианцев), но сейчас, в связи с освещением истории крепости, оно как никогда актуально:
Click to view
Видео взято в блоге нашего ЖЖшника, жителя Судака Лагордена
http://lagorden.livejournal.coml