Форт Риф

Apr 05, 2024 09:12

В воскресенье поехали прогуляться в Кронштадт, в заказник "Западный Котлин". После нашего прошлого посещения там сделали смотровую башню для наблюдения за птицами, а сейчас как раз много птиц прилетает. В процессе прогулки мы повернули не туда и попали вместо смотровой башни в форт Риф, но в результате не расстроились. А к башне ещё съездим.

Еле нашли место на парковке в начале заказника около форта Шанец и пошли по экотропе на берег.
Весна-весна :)

Потом вернулись к "лесной" части и свернули с экотропы, решили пойти по дороге, по которой раньше не ходили.
На экотропе с собаками нельзя, а здесь нашлись такие таблички:

Через два километра пришли в форт Риф.

Это ужасное шумное судно, оно проехало несколько раз мимо нас, грохоту было!

Ну, в общем-то, на катамаранах ещё не поплавать, но уже приготовились :)

Форт Риф построен в 1898-1912 годах и находится в самой западной части острова Котлин, на конце его косы.
Он достаточно хорошо сохранился, так как не участвовал в боях. Он всегда был хорошо оснащён, в нём устанавливались разные экспериментальные новшества (даже на территории просто, ещё до постройки форта) - например, здесь был полигон для испытания стойкости фортификационных сооружений на основе нового для того времени материала - портландцемента. Потом здесь был построен экспериментальный башнеобразный каземат для 57-мм крепостного орудия, которое поднималось и опускалось посредством системы рычагов под действием сил отката при выстреле. Или экспериментальное оборонительное сооружение конца XIX века - капонир с дистанционным управлением орудиями, который более 100 лет был скрыт под земляной насыпью. Также есть шахты, в которых поднимались и опускались прожекторы. Ну и прочее. Можно, я, как девочка, не буду вдаваться в такие подробности.
В общем, все боялись сунуться к нему, вот форт и остался не разрушенным, хотя время поработало и над ним.

Говорят, его взяли в аренду на 49 лет за один рубль. Есть государственная программа, цель которой привлечь инвесторов к сохранению памятников культурного наследия, на которые у государства не хватает денег. Арендатор, понятно, должен следить за объектом, восстанавливать его.
Поэтому платный вход на территорию форта не удивил. На конкретные выставки плата дополнительная, но вообще-то всё недорого.
Можно посмотреть укрепительные береговые сооружения, казематы, тематические выставки про военную медицину и Кронштадтское восстание 1921 года - именно с форта "Риф" уходили в Финляндию по льду его участники.

Орудия 21-К

В туманной дымке виден маяк Толбухин - самый старый маяк в России, который включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Построен по приказу Петра I в 1719 году. Изначально он носил название «Котлинский», но в 1936 году был переименован в «Толбухин» в честь первого коменданта Кронштадта Федота Толбухина. Маяк действует по сей день и служит важным ориентиром в Финском заливе.

На фото с маяком видны два лебедя, кто нашёл? ;)

На первом плане тумба от известной пушки Канэ.

Пушки Канэ стояли и на крейсере "Аврора". Когда Аврору решили сделать музеем, оказалось, что её орудия разрушены. А в форте Риф пушки были сохранены. Теперь на "Авроре" стоят орудия Канэ из форта Риф.

Не прошла мимо красивого лишайника на камнях.

На территории форта снималось много фильмов и сериалов. В кафе, в которое мы зашли перекусить, на стенах были специальные стенды про эти фильмы. Штук шестнадцать точно было.
"Крылья над Берлином", "Воздух", "Серебряные коньки", "Андерсен" и многие другие.
Самолёт ЯК-16 и полуторка - макеты для фильма "Воздух".
В крепости была своя железная дорога.

"Нас бросала молодость на кронштадтский лёд".

Полевая кухня на улице рядом с кафе. Рассольник, борщ, гречка с тушёнкой, плов.
Мы просто взяли кофе и блинчики.

Закуточек между кафе и выставкой об истории форта.

В общем, мы не пожалели, что где-то в начале прогулки свернули не туда.
Обратно к форту Шанец добирались, кстати, на старом автобусике, знаете, такой - у него "морда" как у грузовика, а "туловище", как у среднего автобуса. Причём, муж сказал, что он был ещё и из фанеры. Автобусик бесплатный, ездит по расписанию. Так как мы натопались достаточно, то эти два километра напоследок было неплохо проехать, а не пройти.

Уже перед выездом на КАД увидели граффити...
Остановились, взяла фотоаппарат, пошла снимать...
Оказался ковёр :) Там рядом храм какой-то был. (Храм свт. Спиридона Тримифунтского)

Муж говорит, люди на остановке увидели, что ты пошла фотографировать - специально остановившись, и тоже все вытащили мобильники и стали снимать :)
Ну, для завершения прогулки в день Пасхи, пусть и католической, нормально :)

PS. Дополнение, уточнение.
Программа "Памятник за рубль" - Объекты культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном (плохом) состоянии отдают в аренду на 49 лет за символическую плату - один рубль за квадратный метр в год, с условием восстановить исторический облик. На это дается 7 лет, 2 из которых на проектную документацию. Понятно, что с восстановленного памятника инвестор-арендатор может иметь доход. Что будет после 49-ти лет, не знаю, пока не поняла.