Как прихотливо срабатывают крючки ассоциаций и всплывают блоки памяти в человеческой голове.
Простая фотка про приём новогодних ёлок подцепила тему "раздельный сбор мусора", как ковш экскаватора тот самый мусор, и через образ любимого жёлтого экскаватора Коматсу, и через обучение детишек в японских школах - привела её в Японию, а конкретно на остров Одайбу.
Остров современный, футуристический, зелёный и весёлый. Остров, родившийся из кучи мусора в Токийском заливе.
Мне, конечно, рассказывали историю, как маленькая страна задыхалась от мусорных свалок, и когда уже полигонов на земле не хватало, мусор стали сбрасывать в залив, а потом забетонировали эту кучу и сделали остров. Но всё, конечно, было не совсем так.
Я уже говорила и о надписях на остановках без урн "Спасибо, что забрали свой прекрасный мусор с собой", и о том, как дети в школе ловко разделяют тетрапаки, и о том, что разделение и сбор перерабатываемого мусора у японцев уже настолько в крови, что они не понимают, как можно иначе. Тем не менее, кроме перерабатываемого мусора остаётся много такого, какой надо сжигать.
Обратите внимание на трубу на заднем плане следующего фото.
Это обычный район Токио. Труба - мусоросжигательный завод.
Дымит? Нет.
И таких труб много видишь, проезжая по городу. Возможно, в каждом районе есть свой завод. И то верно - чего мусор возить туда-сюда.
Позволю себе большую цитату из
статьи, потому что чётко, по делу - и не вижу смысла пересказывать своими словами.
"
В сгораемые отходы попадает очень многое. Даже бумага, 80% которой японцы сдают на переработку, утилизируется лишь на 63%. Остальное - сжигается, как и большая часть другого мусора. Хотя во всем мире сжигание ТБО считается не экологичным, Япония наряду с США составляет исключение, ведь в этих странах применяется самая современная технология утилизации - плазменная газификация. Твердые бытовые отходы при этой технологии обрабатываются потоком плазмы с температурой 1200ºС и выше. При такой температуре смолы не образуются, а токсичные отходы разрушаются. От 30 тонн мусора в итоге остается 6 тонн пепла, который затем очищается и используется в строительстве. При этом завод не только уничтожает мусор, но и вырабатывает электроэнергию, которой снабжают городские дома, бани, бассейны. Вообще в обществе формируется такое отношение к мусороперерабатывающей индустрии, при котором это дело вызывает приятные ассоциации. Так, возле мусороперерабатывающих заводов разбивают парки и скверы, а на сами предприятия водят экскурсии, оборудуют в них лекционные залы для школьников. Некоторые объекты мусороперерабатывающей промышленности можно считать настоящим архитектурным достоянием. Например, завод Майсима в Осаке, выполненный по проекту венского художника Фриденсрайха Хундертвассера, снаружи напоминает развлекательный комплекс, а внутри украшен картинами художника. При этом завод не только перерабатывает отходы в электроэнергию, но и выполняет социальные функции - при нем работает центр реабилитации инвалидов.
...
Шлак, образующийся при сжигании мусора, используют в строительстве. Его прессуют в огромные брикеты, из которых потом строят здания и даже... целые острова. Самый известный из них - искусственный остров Одайба в Токийском заливе
"
Ещё в 1853 году для защиты от «черных кораблей» американского коммодора Мэтью Перри в Токийском заливе была отсыпана цепь укреплённых квадратных по форме островов, на которых были установлены батареи с пушками. На сохранившихся остатках этих островов в прошлом веке держали какие-то склады, а на самом большом из островов всё-таки хранили мусор.
Часть острова Одайба возвели на месте бывшей свалки - ее содержимое и стало сырьем для строительства: смесь измельченного строительного и бытового мусора с грунтом. А позже стали использовать еще и те самые брикеты от сжигаемого мусора.
И «Дайба» как раз и переводится как «форт с орудиями».
На Одайбе я была в мою третью японскую поездку, в мае 2016 года.
Даже попадать на этот остров интересно.
Один из способов - на поезде линии Юрикамомэ через Радужный мост, соединяющий город с островом (остров на самом деле тоже относится к городу). Юрикамомэ - японское название озёрной чайки, символа Префектуры Токио.
Поезда на этой линии ходят сами, без машиниста, ими управляет компьютер. Поэтому в первом вагоне "центровые" места во время поездки - всё видно.
Эти поезда часто называют монорельсом, возможно, из-за этой центральной линии на дороге, но нет, эти поезда - на колёсах с шинами, а линия, возможно, для компьютерного управления нужна.
Поезд идёт по специальной эстакаде, станции на его пути выглядят так:
Как вы думаете, что это за здание с садиками?
А это многоуровневая парковка для автомобилей :)
По Радужному мосту поезд идёт в "обёртке" из разных конструкций, наверное, для того, чтобы не нырнуть случайно в залив, так что видов самого залива с моста не будет.
На острове у поезда есть несколько остановок, мы выходим около здания Штаб-квартиры «Фудзи Телевижн», одной из частных общенациональных телекомпаний.
На площадке парень готовится к представлению - потом он занимался жонглированием и эквилибристикой этими дорожными конусами.
На заднем плане - место для курения. Я тогда как раз месяц как бросила курить, и эти прекрасные японские "места для курения" очень на меня действовали... но я выстояла :)
Мост называется Радужным, потому что вечером его пилоны все в меняющейся разноцветной подсветке.
Так как в этот день Одайба у нас был не первым посещённым местом, и уже вообще середина дня, мы сразу идём обедать в ресторанчик с видами на Токио и Радужный мост.
Какой-то механизм для официантов или администратора - план ресторана со столиками и магнитными фишками.
Рис с микроскопическими рыбками.
Это сирасу (или ширасу) - мальки рыб. С глазами, ой.
Обед обедом, но туристить не забываем :)
С террасы ресторанчика неплохие виды, но береговая часть города в лёгкой дымке.
Квадратная часть слева - остатки одного из первоначальных фортов.
В небе стим-панковский цепеллин
В воде футуристический речной трамвай.
В 1998 году в Японии был Год Франции. На набережной Одайбы установили уменьшенную копию Статуи Свободы, на время. Но она стала так популярна, что в 2000 году было решено её поставить опять и оставить навсегда.
На берегу фрагменты огромных цепей и якорей, на скалах в море бакланы и чайки.
Возвращаемся к урбанистике. Многоуровневость.
Мне всё время казалось - моргну, и увижу картинку Эшера.
Это опять парковка.
Ни что за скульптура, ни что за золотое веретено на заднем плане, не знаю.
А это статуя Гандама РХ-78-2, робота из известного японского аниме.
Не кормите голубей!
Не сушами едиными...
Про самолёт мне рассказывали, да я забыла, вовремя надо было показывать, а не через шесть лет.
Возможно, это как-то связано с музеем Miraikan, которым руководит один из первых японских космонавтов Мамору Мори.
Miraikan - Национальный музей развития науки и инноваций.
В Мирайкан, буквально - Музей будущего, есть уменьшенная копия Международной космической станции и модель нейтринного детектора «Супер-Камиоканде», экспозиция с прямой трансляцией данных с сейсмометров, расположенных в разных частях Японии, которые показывают, что страну практически постоянно слегка «трясёт», глубоководные аппараты, биологические роботы-андроиды.
Личные квартирки у японцев маленькие, зато в общественных местах они не скупятся на площади и объёмы.
На этом огромном земном шаре показывают то географическую карту, то погодную, то какие-то статистические выкладки.
А рассматривать его можно не только с нескольких уровней площадок вокруг, но и снизу, лёжа.
Вот как надо детям изучать внутреннее строение организмов... а не так, как в Дании с бедным жирафом Мариусом поступили...
Выступление человекоподобного робота ASIMO, ходит, прыгает (это трудно), играет в футбол, демонстрирует мелкую моторику пальцев.
Внешний вид андроидов.
Автосалон концерна Тойота.
Старые машинки, новые машинки, фантастические машинки, машинки-победители разных гонок, прямо с пылью и грязью дорог...
И ещё музеи, торговые центры, онсены, тематический парк лапши рамен, колесо обозрения и прочее, прочее, прочее. На целый день надо приезжать, а не на несколько часов.
Остров, где в магазине игрушек продаются роботы-динозавры, бегающие за рукой, а станция скоростной железной дороги называется Токио Телепорт.